Системы целеуказания противокорабельным ракетам
Для обеспечения боевого применения ракет важное значение имеют обеспечивающие системы, и, прежде всего системы разведки и целеуказания. Разработка таких систем требует решения очень сложных научно-технических проблем, получения не только координат целей, но их состава, построения ордера и других характеристик.
Уже на первых этапах создания противокорабельных ракет разрабатывались и системы целеуказания. Для дистанций в пределах радиогоризонта это были собственные корабельные радиолокационные и радиотехнические станции, гидроакустические системы подводных лодок. На больших же расстояниях стали применяться выносные - прежде всего самолеты и вертолеты разведки и целеуказания.
В начале 60-х годов на базе самолетов разведчиков Ту-95РЦ и Ту-16РЦ была создана морская радиолокационная система разведки и целеуказания - МРСЦ-1 “Успех” для обеспечения стрельбы ракетами П-6 и П-35. Головным разработчиком системы был Киевский НИИ “Квант”, главный конструктор И.В.Кудрявцев. В системе были применены оригинальные технические решения по авиационной радиолокационной станции кругового обзора, системе трансляции информации на приемные корабельные пункты, системе привязки координат разведчика и носителя ракет и др. Позднее подобная аппаратура была установлена на вертолетах, в том числе и корабельного базирования Ка-25РЦ. Система МРСЦ-1 могла обеспечить данными целеуказания для стрельбы на дальность несколько сот километров. Более подробно о возможностях этой системы излагается в разделе VII.
Одновременно была начата разработка еще более смелого проекта - системы разведки и целеуказания с использованием искусственных спутников Земли. В середине 70-х годов она была успешно завершена, и на вооружение ВМФ была принята система морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) “Легенда”.
По существу ракетные подводные лодки и надводные корабли с комплексами противокорабельных ракет П-6 и П-35, объединенные информационно-техническими связями и единым управлением с системами целеуказания МРСЦ-1 “Успех” и МКРЦ “Легенда”, представляли собой первые разведывательно-ударные системы ВМФ.
Зенитное ракетное вооружение
Увеличение скорости и маневренности самолетов штурмовой и истребительной авиации, уменьшение их заметности, появление новых средств поражения кораблей - противокорабельных ракет, запускаемых как с самолетов без захода их в зону досягаемости корабельной артиллерии, так и с кораблей, находящихся на больших дальностях, - привели к резкому ослаблению системы противовоздушной обороны кораблей и их соединений. Потребовалось создание качественно нового оружия, которое обеспечило бы резкое повышение эффективности поражения средств воздушного нападения. Таким оружием стали зенитные ракеты.
Обоснование тактико-технических требований и практических путей создания корабельных зенитных ракетных комплексов было выполнено специалистами ВНИИ №10 (впоследствии научно-производственное объединение “Альтаир”) Министерства судостроительной промышленности и НИИ № 4 Военно-Морского Флота (впоследствии Институт вооружения ВМФ).
Разработка первого в стране зенитного ракетного комплекса (ЗРК), получившего наименование “Волна”, была поручена НИИ-10. Работы по его созданию возглавил И.А.Игнатьев (главный конструктор), имевший к тому времени большой опыт разработки радиолокационной аппаратуры. Для создания комплекса была сформирована кооперация научных и проектно-конструкторских организаций и построен испытательный полигон ВМФ.
В процессе создания комплекса было найдено немало оригинальных решений сложных технических проблем: генерирования, приема и канализации радиоволн сантиметрового диапазона по длинным волноводам; обеспечения устойчивости работы генераторов СВЧ-сигналов и радиолокационной аппаратуры в условиях корабельной вибрации и качки; обработки радиолокационных сигналов и использования их для решения задач стрельбы. Это потребовало разработки новых ферритовых циркуляторов, волноводных переключателей, вращающихся переходов и волноводных поворотных устройств.
Большую сложность представляла разработка антенного поста, который с помощью размещенных на общем основании пяти антенн должен был обеспечить одновременное сопровождение цели, визирование двух ракет в вертикальной и горизонтальной плоскостях и передачу на ракеты радиокоманд. Основной вклад в разработку антенного поста внесли А.А.Романов и Л.С.Мильман.
Впервые в приемных устройствах комплекса “Волна” специалисты НИИ-10 В.С.Острецов, Е.Е.Сарбукова, Г.А.Пасюков применили пакетирование постоянными магнитами в лампах бегущей волны. Это обеспечило высокую, равномерную по всему частотному диапазону чувствительность приемных устройств и их эксплуатационную надежность.
Особое внимание при разработке было уделено точностным характеристикам комплекса и обеспечению надежности автоматического сопровождения низколетящих целей, что представляло сложную научную и техническую проблему. Эту проблему успешно решили А.М.Скоробогачев, Ю.М.Бабкин, С.Г.Шойхет. Группой специалистов под руководством доктора технических наук В.И.Тумаркина были разработаны новые методы наведения ракет. Зенитная управляемая ракета (ЗУР) для комплекса “Волна” разработана ОКБ-2 (впоследствии МКБ “Факел” Министерства авиационной промышленности СССР) под руководством академика П.Д.Грушина и ведущего конструктора И.П.Петровичева. Ракета, созданная для комплекса “Волна”, явилась первой ЗУР на твердом топливе. Созданием двигательных установок ракеты руководил В.Г.Светлев (позднее генеральный конструктор предприятия). Ракета обладала высокой маневренностью, управляемостью и устойчивостью, в чем несомненная заслуга специалистов по аэродинамике и баллистике Б.Д.Пупкова, Е.Н.Панкова. В.А.Егорова, И.М.Фомичева, И.И.Архангельского, Е.С.Иофинова.
Корабельная пусковая установка разработана ЦКБ-7 Министерства общего машиностроения СССР под руководством главного конструктора П.А.Тюрина. Она представляла собой спаренную стабилизированную установку тумбового типа с нижней подвеской ракет на направляющих балках и с барабанной системой их хранения. Стабилизация пусковой установки осуществлялась разработчиками впервые в морской практике.
Всесторонние испытания комплекса подтвердили его высокую эффективность поражения одиночных самолетов и крылатых ракет на дальностях до 15км и высотах полета до 10000м. В последующие годы под руководством главного конструктора С.А.Фадеева комплекс “Волна” неоднократно модернизировался, что позволило увеличить дальность и высоту стрельбы в 1,5раза, повысить помехозащищенность комплекса и обеспечить поражение целей, летящих на предельно малых высотах. Принципы построения, научные и технические решения, реализованные в комплексе “Волна”, стали основополагающими и впоследствии неоднократно использовались при разработке других стрельбовых комплексов для ВМФ.
Комплекс “Волна”, хотя и отвечал основным требованиям, предъявляемым к зенитному оружию ближнего действия, тем не менее, имел недостаточные дальность и высоту поражения для обеспечения эффективной зональной обороны надводных кораблей. Наряду с возрастанием скорости и маневренности средств воздушного нападения (СВН) к концу 60-х годов произошло существенное повышение высоты их полета. Поэтому по тактико-техническому заданию ВМФВНИИ “Альтаир” был разработан новый ЗРК, получивший наименование “Шторм”. Коллектив разработчиков комплекса возглавил главный конструктор Г.Н.Волгин. Для выполнения более высоких требований по дальности и помехозащищенности разработчикам комплекса “Шторм” пришлось изыскивать новые технические решения. Были разработаны генераторы СВЧ большой мощности в импульсе и применен моноимпульсный метод пеленгации целей в каналах сопровождения, работающих в различных диапазонах волн, что обеспечило невозможность одновременного подавления двух целевых каналов прицельной и скользящей импульсной помехой большой мощности.
Большие технические трудности преодолены разработчиками при создании бортовой аппаратуры ракеты. Был проведен целый ряд исследований по определению затухания радиосигналов в факеле работающего двигателя и связанных с этим нежелательных флюктуаций сигналов. Исследования проводились на специально разработанной для этого аппаратуре - при отжигах двигателей на земле и при пусках ракет. Основной вклад в создание комплекса “Шторм” внесли ведущие специалисты ВНИИ “Альтаир”: Ю.П.Гусев, В.Д.Немцов, Н.И.Морозов, И.Л.Черняк, К.Л.Грабовецкий, А.П.Виленский, А.С.Евстигнеев, Е.Ф.Глаголев, Н.А.Макарова и др.
С принятием на вооружение Военно-Морского Флота зенитного ракетного комплекса “Волна”, а затем и более совершенного комплекса - "Шторм”, с повышенной дальностью стрельбы, эффективность противовоздушной обороны и боевая устойчивость корабельных соединений в море существенно повысились. Однако при групповых налетах средств воздушного нападения возможность прорыва самолетов и ракет через систему противовоздушной обороны соединения к отдельным кораблям все же не исключалась. В этих условиях каждому кораблю для своей защиты требовалось иметь свое оружие самообороны. Это оружие должно было обладать высокими тактико-техническими характеристиками, быть автономным в использовании (иметь в своем составе собственные радиолокационные и оптические средства обнаружения), обладать высокой готовностью к открытию огня и приемлемыми массогабаритными характеристиками для размещения на кораблях различного водоизмещения.
В связи с тем, что задача отражения средств воздушного нападения в ближайшей зоне стояла и перед противовоздушной обороной войсковых объектов армии, тактико-технические требования на разработку первого зенитного ракетного комплекса самообороны были выданы единые - от Сухопутных войск и Военно-Морского Флота.