Смекни!
smekni.com

Белка обыкновенная (стр. 3 из 3)

Для первичной встречи мы выбрали полянку, тихонько присели на поваленный ствол, на постоянное место наблюдений, вынули бинокли. На корявый кедр стремительно взбежала белочка, юркнула за толстый сук, слилась с корой и притаилась. Но и полминуты не выдержала, высунула свою мордашку с торчащими ушками, тут же к ней взлетела другая белочка, хотела царапнуть ее, но та, вытянувшись в струнку в великолепном броске, перемахнула на соседнюю елку, шмыгнула в дупло и стала оттуда выглядывать.

Мы думали, они играют в прятки, но в то же время понимали, что можно еще и не такое увидеть. Ведь со второй половины зимы у белок начинается игривая пора. В это время звери резко меняют свой образ жизни. После осенне-зимних кочевок переходят на оседлый образ жизни. Собираются на богатые кормом места, где будут строить гнезда и выхаживать бельчат. Разбиваются на пары, и каждая определяет угодья для своей семьи с точными границами.

Но перед тем, как начать семейную жизнь, белки играют свадьбы. Идет беличий гон, как говорят зоологи. Начинается беготня, прыжки с дерева на дерево, воздушные полеты, всевозможные проделки, трюки и состязания. Молодые самки отчаянно дерутся, колотят друг друга, кусаются и царапаются. Сильный самец спихивает слабого с дерева, а самки демонстрируют свою красоту, грацию и ловкость: раскачиваются на ветках, носятся вверх-вниз, прыгают, летают. Пролететь метра 4 от дерева к дереву для белочки не диво. Ее длинные задние лапки словно для этого приспособлены. С их помощью белка делает сильнейший толчок, все ее тело вытягивается, пушистый хвост служит рулём. У белки крепкие коготки и тонкие пальчики, не сросшиеся, как у многих зверей, а раздельные. Белка чувствует себя как рыба в воде даже на высоченной еловой макушке, которая на ветру непрерывно раскачивается. Нам очень хотелось узнать, как белочки строят гнезда. Если быть очень терпеливым и везучим, то можно увидеть, как зверек сооружает из тонких веток свой домик. Проворными передними лапками, как руками, складывает прутик за прутиком, возводя стену. Впрочем, стены, как мы понимаем, нет, а есть прутяной шар с дыркой на боку. Боковое отверстие служит выходом. Вот и готово беличье гнездо - гайно. Ни сверху, ни снизу не дует, не капает, не проникнуть в гнездо хищнику. Осталось только насобирать и выстелить сухого мха, мягких перышек, пуха. Скоро в гнезде появятся малыши. Им необходима мягкая постелька. Белки очень любят своих бельчат. Кормят, учат уму- разуму, оберегают их от зубастых хищников. Если же беда приходит, если наглая куница или ловкая ворона все же возникнет у порога, родители хватают детенышей в зубы и, стремглав, уносятся. К счастью, у белок есть место, куда можно перетащить бельчат. Ведь трудолюбивые зверьки строят не одно гайно, а два или три.

В голодные годы для белки, когда в лесу нет шишек, грибов, орехов, они стаями мигрируют в поисках корма, уходя иногда за сотни километров. Но и в урожайные годы не сидят на одном месте, перебегают из насаждения в насаждение, ищут, где сытней и уютней.

Однажды мы пошли в лес, у тропы, на сугробе вдруг показалась знакомая метка «четыре лапки»: впереди две большие задние, за ними – две меньшие передние, тесно сближенные, одновременно коснулись здесь поверхности снега. След перешел на дорогу, запетлял по сугробам, скрылся под кучей хвороста, показался снова, вскочил на пень, с него на соседний, след спустился на дорогу и вдруг пропал у подножия одинокого кедра. Белка… Куда же она пошла дальше? Ветви кедра раскинуты к югу; должно быть, добравшись до конца одной из веток, белка перепрыгнула на ближайшее дерево, а прыгнув, стряхнула с него иней. Это мы сейчас установим… Верно. Осыпавшийся иней оставил множество углублений на свежей поверхности снега – белка вершинами пошла к югу.

Щетки хрупких игл на ветвях мешают ей прыгать - скоро она устанет и пойдет «низом ».

Сделаем круг, шагов в пятьдесят диаметром, чтобы уловить продолжение следа… Вот он. Все такой же суетливый скачок с сугроба на сугроб, с пенька на пенек. Здесь белка долго рылась в дупле старой осины, но ничего не нашла среди трухи и сухих листьев, кроме скорлупок. Орехи, если они и были, лесные мыши уже утащили в свои глубокие норки. Снова рыщет белка по кустарникам, ныряет под пни, залезает на брошенные птичьи гнезда, забирается под корни. Свидетельство не в пользу тех, кто уверяет, что белка на зиму обеспечивает себя запасами корма. Верно, что осенью, в дни изобилия, белка прячет орехи во все щели, верно и то, что она сушит грибы, развешивая их по сучьям, но помнит ли зверек все свои кладовые ? Едва ли. Путики жирующей белки разнообразны (схемы приведены ниже). Такие маленькие наблюдения мы проводили каждую зиму (2000, 2001, 2002, 2003 гг.) и маршруты каждый раз были разные, в зависимости от урожая хвойных деревьев.

Часть 2. Приручение.

В декабре 2003 года мы продолжили наблюдения за белкой обыкновенной. Посоветовавшись с охотниками, мы узнали, как можно ее поймать, какое время надо, чтобы ее приручить. Для того, чтобы поймать ее, мы использовали длинный шест, на конце которого укрепили сачок. Взяв собаку, мы пошли в лес на свое место наблюдения, но белок там не оказалось. Пройдя несколько километров, мы услышали лай собаки. Подойдя поближе к лающей собаке, на ели мы увидели белку. Мы постучали палкой по дереву, от громкого шума белка перепрыгнула на рядом стоящую сосну, затем на березу и быстрыми прыжками ушла в глубь леса. Мы последовали за ней. По лаю собаки можно было определить ее движение. Устав, белка остановилась на высокой сосне, легла на ветку и притаилась, укрепив сачок на шест, мы начали ловить белку. Белка лежала неподвижно. Аккуратно подняв сачок, резким движением мы поймали ее, накрыли сверху тряпкой и посадили в клетку. На отлов одного зверька потребовалось больше, чем полдня. Дома мы ее переселили в более просторную клетку. Первые два дня она не хотела ничего есть, но на третий день стала есть хорошо и аппетитно. Дали ей имя Маруся, она быстро привыкала к окружающим, тогда мы решили выпустить ее из клетки. Первая реакция ее была - забиться под кровать. Но уже через несколько дней Маруся спокойно бегала по квартире.

Белка быстро приручилась к людям и к новой обстановке. Была только одна проблема - у белки стали расти зубы, и порой рот не закрывался, она все кусала и драла. Подумав, мы решили отпустить ее обратно в тайгу, так как она запросто могла покусать людей. Белка жила у нас три месяца (примерно столько времени ушло на приручение). По рекомендуемой схеме мы произвели замеры зверька (схема прилагается), длина её тела составила 75 см. Опыт с приручением белки прошел успешно. В течение этого опыт мы наблюдали за ее повадками в неволе.

Наши наблюдения позволяют сказать, что в течение 3 - 4 месяцев белки становятся управляемыми, берут корм из рук, позволяют гладить, играют. Белка – это очень интересный, веселый зверек. Основной излюбленный корм белок - это орехи, семечки и многое другое. Но приручением увлекаться не стоит. Белка – лесной зверек и место ее в лесу.

6. Результаты наблюдений и выводы

Наши наблюдения совпадают с официальными наблюдениями зоологов, охотников.

Белки легко приручаются человеком в течение 3-4 месяцев, быстро адаптируются к жизни в неволе, но жизнь в естественных условиях для неё более благоприятна.

Численность белок сильно меняется по годам, в годы высокой численности (после хорошего урожая еловых и сосновых семян как в 2003 году – богатый урожай орехов) происходят массовые перекочевки зверьков. Проводя наблюдения за передвижением зверьков по бесснежному лесному массиву, мы выяснили, что белка на зимний период перекочевывает в смешанные кедрачи, разнотравные леса и встречается в них намного чаще, чем в других типах лесов.

Читая следы в урочище Белая Речка (квартал 31-32), выяснено, что в кедрачах плотность составляет до 10-12 шт. на 1 га, а через ключик в березняке и осиннике не встречено ни одного следа. Средняя плотность особей, к примеру, в квартале 31 площадью 821 га составляет 0,03. Это в годы обильного урожая, а в неурожайные годы еще ниже. При таком количестве этих зверьков необходимо ограничить их отстрел, хотя это важный промысловый вид, особенно в наших лесах. Но надо думать о будущих поколениях, так как коренные места обитания белок вырубаются, повреждаются пожарами.

Из доверительных источников, т.е. опроса всех, кто занимался отстрелом белки обыкновенной, в 2003 году сложилась следующая картина: каждая 10 отстреленная белка была черная, как говорят охотники, «не выходная», даже в ноябре. Из 1800 шт. выходит, 180 шт. погибли зря.

Теперь, когда техника охотничьего промысла сильно развита, необходимо с еще большим, чем раньше вниманием, отнестись к рациональному использованию наших богатств.

Необходимо обоснованно определять допустимые размеры добычи зверька, строго регламентировать сроки его добывания, а также решительно пересекать попытки браконьерства, применение истребительских способов охоты.

Массовые заготовки шкурок белки приведут к тому, что придется, как когда-то, предпринимать попытки завоза белок с Алтая и Саян в Европейскую часть России. Но, увы, в прошлый раз результат ни к чему не привел: белки растворились без следа в аборигенных популяциях. Мы хотим, чтобы этот забавный зверек никогда не исчез из наших лесов.

Добывание животных исстари было для человека жизненно важным видом хозяйственной деятельности. Не утратил значение охотничий промысел на белку и в наши дни. Добываемые промысловиками шкурки белки используется в настоящее время спросом. Немалое значение промысел белки имеет в наших поселках - хоть какая-то часть населения имеет на этом заработок. Добычу белки нужно производить в разумных пределах для того, чтобы следующие поколения могли также пользоваться богатствами природы.


Литература

1. В.П. Герасимов «Животный мир Красноярского края» - М., Просвещение 1998г.

2. «Лесная энциклопедия» - М., Советская энциклопедия 1985 г.

3. В. Динец, Б. Ротшильд «Энциклопедия природы России» - М., ABF 1998г.

4. Справочник охотника – М., 1964 г. 397стр.

5. С.А. Ларин «Техника добывания зверей и птиц» - М., 1970г. 208 стр.

6. «Охота на пушных» - М., 1977г. 223 стр.