Смекни!
smekni.com

История буржуазных революций (стр. 6 из 6)

Греческий вопрос на международной арене.

Борьба греческого народа за свободу получила большой международный резонанс. Широкое общественное движение солидарности с восставшими греками охватило многие страны Европы и США. В Париже, Лондоне, Женеве действовали филэллинские комитеты, занимавшиеся сбором средств для сражавшейся Греции. Тысячи добровольцев из разных стран устремились на помощь грекам. Среди них был великий английский поэт Байрон, павший за дело греческой свободы. Греческая революция вызвала большое сочувствие во всех слоях русского общества. С особым энтузиазмом ее приветствовали декабристы и близкие к ним круги. Настроения эти выразил А. С Пушкин, записавший в 1821 г. в своем дневнике: «Я твердо уверен, что Греция восторжествует и 25 000 000 турок оставят цветущую страну Эллады законным наследникам Гомера и Фемистокла».

В России с успехом прошли подписки в пользу много численных беженцев из Османской империи, нашедших убежище в Новороссии и Бессарабии. Средства шли также на вы куп попавших в неволю жителей Хиоса. Необратимые изменения на Балканах, вызванные греческой революцией, обострили соперничество между великими державами, в первую очередь между Англией и Россией, и вынудили их пересмотреть свою политику в отношении Греции . В 1823 г. английское правительство при знало Грецию воюющей стороной.

В 1824 – 1825 гг. Греция получила английские займы, положившие начало финансовому закабалению страны иностранным капиталом. В 1824 г. свой план решения греческого вопроса на основе создания трех автономных греческих княжеств выдвинула Россия. Вскоре наметилась тенденция к соглашению между державами соперницами.

6 июля 1827 г. Англия и Россия, к которым присоединилась Франция, заключили в Лондоне договор. Он предусматривал сотрудничество этих держав в прекращении греко-турецкой войны на основе предоставления Греции полной внутренней автономии. Игнорирование Портой этого соглашения привело к Наваринской битве (20 октября 1827 г.), в которой прибывшие к берегам Греции эскадры России, Англии и Франции разгромили турецко-египетский флот. Наваринская битва, ответственность за которую султан возложил на Россию, обострила русско-турецкие отношения. В апреле 1828 г. началась русско-турецкая война. Одержав в ней победу, Россия вынудила Махмуда II признать по Адрианопольскому мирному договору 1829 г. автономию Греции. В 1830 г. Порта была вынуждена согласиться с предоставлением греческому государству статуса независимости.

Итоги и значение революции.

Создание самостоятельного государства имело огромное значение для греческого народа, для его национального и социального прогресса. Греческая национально-освободительная революция 1821 – 1829 гг. стала и важной вехой в борьбе европейских народов за национальное освобождение, против тирании и деспотизма. Это было первое успешное революционное выступление в Европе периода Реставрации и одновременно первое крупное поражение европейской реакции. Особенно большое значение греческая революция имела для Балкан. Впервые балканская страна завоевала не зависимость. Это стало вдохновляющим примером для народов других балканских стран.

Но греческая революция не смогла разрешить ряд крупных социальных и политических проблем. Осталось безземельным греческое крестьянство, которое вынесло на своих плечах всю тяжесть борьбы. Конфискованные у турецких феодалов земли, составлявшие более трети обрабатываемой площади, перешли в собственность государства. Эти «национальные земли» на кабальных условиях обрабатывались безземельными крестьянами. Только частично была решена и проблема национального освобождения. В состав нового государства вошли территория континентальной Греции, ограниченная на севере линией между заливами Арта и Волос, и Кикладские острова. Фессалия, рапир, Крит и другие греческие земли остались под османским игом.

Державы – участницы Лондонского договора 1827 г. бесцеремонно вмешивались во внутренние дела Греции, разжигали политические распри. Жертвой их стал И. Каподистрия, убитый 9 октября 1831 г. в тогдашней столице греческого государства Навплии. «Державы-покровительницы» навязали Греции монархический строй. В 1832 г. Россия, Англия и Франция провозгласили королем Греции принца Оттона из баварской династии Виттельсбахов.

Заключение

Несмотря на ярко выраженную активность молодой буржуазии, к середине 17 века политическое господство оставалось повсюду безраздельно в руках дворянства (за исключением буржуазной Голландии). Во время двух буржуазных революций – в Англии в середине ХV11 в, и в ее северо-американских колониях во второй половине ХVII в.– была разрешена основная политическая задача в каждой из них: доступ к государственной власти завоевала верхушка буржуазии; были нанесены удары по отжившим сoциально-экономическим порядкам. В итоге этих революций создались условия для становления буржуазной государственности: конституционной монархии в Англии, буржуазной республики в новом государстве Соединенные штаты Америки; был расчищен путь дальнейшему укреплению капиталистического уклада и постепенному превращению его в господствующую систему хозяйства.

Ранние буржуазные революции происходили в период мануфактурного капитализма, когда еще резко не обнаружились внутренние антагонизмы буржуазного общества. В этих условиях поднимавшаяся буржуазия, ее наиболее передовые слои проявили большую решительность, большую способность идти, на временное обьединение с народными массами, чем это произойдет во время буржуазных революций ХIХ в. Революции ХVII – ХVII вв., победившие благодаря борьбе народных масс., которые являлись их главной движущей силой, предопределили огромный прогресс во всех областях не только тех обществ, где они совершились,– они оказали могучее воздействие и на всемирный исторический процесс, воздействовали на мир своим многообразным творчеством, и прежде всего созданием новых государственно-политических институтов, новыми идеями, своим опытом и примером борьбы.


[1][1] Слово «карбонарнй» произошло, возможно, от названия ритуала выжигания древесного угля (по-итальянски уголь – карбоне, саrbonе). Этот ритуал сопровождал прием новых членов в тайное общество, символизируя их духовное очищение.

[2][2]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 22. Стр. 33.