Смекни!
smekni.com

Довоенная Москва ХХ века (1920 - 1941 гг.) (стр. 6 из 7)

13 мая 1932 г. МГК ВКП(б) и Мосгорисполком приняли два постановления: "О повышении уровня общеобразовательных знаний и политической подготовке учащихся" и "О введении в Москве десятилетнего обра зования". Кроме того, было принято постановление-оговорка "Об учителе", предписывавшее организацию подготовки и материальное обеспечение учителей. Подготовка учителей осуществлялась педагогическими институтами. В 1932 г. в Москве открылся вечерний Педагогический институт (за два года он подготовил более 5800 учителей), а в 1933 -- Городской педагогический институт.

Но требовались не просто грамотные или образованные люди, требовались специалисты. Иными словами, были нужные высшие учебные заведения для подготовки профессионалов во всех отраслях народ -ого хозяйства. С этой целью в Москве были открыты первые рабфаки для подготовки рабочих в вузы. Окончившие рабфак составляли большинство вузовских студентов. Создавались и новые учебные заведения, такие, как Институт цветных металлов и золота им. М.И. Калинина, Нефтяной институт им. И.М. Губкина, Торфяной институт, Станкоинструментальный институт, Полиграфический институт. В это же время создаются Химическая и Инженерно-строительная академии и два медицинских института. При некоторых наркоматах создавались академии для переподготовки руководителей предприятий: Oромышленная, Транспортная, Плановая т.д.

В целом "к 1941 г. Москва стала одним из крупнейших центров подготовки кадров для всей страны." В вузах к тому времени обучалось 95 тыс. студентов, в техникумах -- 38 тысяч.

Развитие образования и науки невозможно отдельно друг от друга. Еще во время Гражданской войны был создан ряд научно-исследовательских институтов: Институт физики и биофизики, Геологический институт, Центральная химическая лабаратория ВСНХ. К 1924 г. в Москве было уже 344 научных учреждения, и работало в них более 2700 научных сотрудников.

В 1923 г. была создана Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН). В состав этой ассоциации входили институты истории, экономики, философии, археологии, права, языкознания, литературы и т.д. Академия наук была переведена в Москву из Ленинграда (в 1934 г.) В 30-е годы в Москве проводятся международные научные форумы, например, Конференция по физ ике атомного ядра (1934 г.) или Международная конференция математиков-топологов (1935 г.) Все это способствовало становлению Москвы как научного центра всего Союза.

От ученых требовались не только достижения в естественно-научных, математических и других областях, но и пропаганда социалистических и коммунистических идей. Поэтому в 1920 г. в Москве открыл aя Институт К.Маркса и Ф.Энгельса, а еще через три года -- Институт Ленина. Велась подготовка к изданию их сочинений.

Вообще идейное ввоспитание молодежи, (я бы даже сказала -- идеологическая атака), имело для того времени далеко не последнее значение. Ребенок с детства поднимался по своеобразной "лестнице", /роходил путь от октябренка к пионеру, от пионера к комсомольцу, от комсомольца к коммунисту. В вузах вводятся новые учебные дисциплины, связанные с марксизмом и научным коммунизмом. Открыватся учебные заведения, готовящие партийные кадры, например, Высшая партийная школа. В 1924 г. были представлены первые экспозиции Центрального музея В.И. Ленина и Музея революции СССР, при Инсти туте К.Маркса и Ф.Энгельса создается музейное отделение (впоследствии Музей К.Маркса и Ф.Энгельса). Старые идеалы и ценности заменяютсяч новыми, старое мировоззрение -- новым, старые святые -- -овыми.

Это было частью культурной революции, и не лучшей ее частью. Но у всякой медали две сторны. Второй стороной культурной революции стало именно "настоящее" распространение культуры.

Важную роль в этом сыграли библиотеки и музеи, которых в столице находилось множество.

Если до революции многие крупные книжные собрания являлись частныыми, а значит, не были общедоступными, то после принятия Совнаркомоом декрета "Об охране библиотек и книгохранилищ" они были национализированы. В дореволюционной Москве крупных массовых библиотек было всего 16, а в 1940 г. уже 768. Книжный фонд в это же время превысил 11 млн. томов.

Крупнейшей публичной библиотекой стала Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина. До революции она входила в состав Румянцевского музея, и в основе ее фондов были частные собрания графа Румянцева и еще несколько крупных. Музей был ликвидирован в 1925 г., а его фонды распределены между Третьяковской галереей и Музеем изобразительных искусств им. Пушкина, а книжное собрание Ру мянцева послужило основой для Гос. библиотеки.

После революции создаются и новые библиотеки, такие, как библиотека Социалистической академии общественных наук, Центральная городская библиотека, и специальные, как, например, основанная Е" 1921 г. Библиотека иностранной литературы или Медицинская центральная библиотека.

Примерно то же происходит и с музеями. Все они после революции были национализированны, доступ в них открыт (в принципе, он и раньше не был закрытым, хотя в большинстве случаев ограниченным). К рупнейшим в Москве и вторым по значению в Союзе (после Эрмитажа) стал Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (до 1937 г. -- музей изящных искусств). На основы бывших частных коллекций созд аются Музей еового западного искусства, Музей иконописи и живописи, Музей фарфора и др. В музеи превращаются бывшие подмосковные усадьбы Останкино и Кусково, монастыри Новодевичий и Донской.

Что до новых музеев, то в начале 20-х г. в Москве существовали пролетарские музеи. Их значение было в ознакомлении рабочих с произведениями искусства. По сути, эти музеи можно назвать временным и экспозициями, т.к. по окончании этой культурной программы все экспонаты были переданы в "постоянные" московские музеи. Открываются и совершенно новые выставки и музеи, ранее никогда не суще ствовавшие, "рожденные революцией". Это уже упомянутый выше Центральный музей В.И. Ленина, Музей Красной армии и флота, Музей революции СССР.

Появляются новые идеи и течения в литературе, живописи, музыке и театре. На все эти виды искусства наложен идейный отпечаток, каждое литературное или музыкально произведение несет идеологич ескую окраску самых ярких красных тонов. Тех, кто выбивается из этой общей канвы, убивают или травят, как травили Булгакова, как убили Гумилева.

В принципе, искусство -- это уже не моя тема, поэтому буду я только в общих чертах набросаю картину культурной жизни столицы в 20-30-е годы.

Наибольшее значение для литературной жизни Москвы имело проведение Первого всесоюзного съезда советских писателей (17 августа 1934 г.) и создание Союза советских писателей. Председателем Союза стал Максим Горький. В 20-30-е годы отношение к литературе меняется, ее рассматривают не только как вид искусства, но и как (опять!) идейное оружие, чему прекрасным примером могут послужить стихи В.Маяковского. Чтобы яснее выразить эту мысль я просто скажу, что в 1920 г. он выступал докладчиком на диспуте на тему: "Поэзия -- обрабатывающая промышленность".

Особо мне хочется оговорить такой вид литературы, как журналистика, т.к. это имеет большое значение для описываемого периода. Вся печать того времени была централизованна, находилась "под оп %кой" какой-нибудь партийной организации и проводила только официальную линию правительства. Существовала строгая предварительная цензура. Быть главным редактором тогда означало ходить по лезвию ножа: никогда не знаешь, в чем вдруг будет усмотрен саботаж или подстрекательство к контрреволюции. Например, редактора и сотрудники "Московских новостей" менялись постоянно по той п `ичине, что их попросту расстреливали. Дело в том, что газета предназначалась для американских рабочих, и ее задачей было показать, что жизнь в СССР прекрасна. Сделать ошибку в таком тонком де +е было очень просто, а исправить ее --невозможно.

Не столь быстро отразилась революция на театральной жизни Москвы. Так, основу репертуара Большого театра в 20-е годы по-прежнему составляла русская классика: "Князь Игорь", "Борис Годунов", "Пикловая дама" и т.д. Из новых театральных постановок того времени можно назвать "Красный мак". Зато всего через пять-дес ять лет на сценах московских теартров уже шли премьеры: "Человек с ружьем", "Оптимистическая трагедия", "Враги".

Большее значение приобретает музыкальное искусство. Теперь оно массовое, популярное. Конечно, 20-е годы были временем становления советской симфонической музыки, и многие композиторы, не под даваясь веяниям времени, продолжают классицистические музыкальные традиции, другие превносят в музыку революционные мотивы ("Траурная ода" А.А. Крейна, посвященная смерти Ленина, и "Симфонический монумент 1905-1917" М.Ф. Гнесина). Но гораздо более популярными были чисто массовые песни типа "Расстрел коммунаров", "Смело в бой мы пойдем", "Гулял по Уралу Чапаев-герой", позднее -- песни из по пулярных кинофильмов. Для 20-х годов были характерны многочисленные кружки хорового пения, и пелась в таких студиях никак не классика, а революционные песни вроде "Варшавянки".

Но важнейшим из искусств действительно становится кино, а кинофильмы (как и все произведения всех видов искусства) очень ярко идейно окрашены. Впрочем, в условиях культурной революции это естественно.

Уже в 1919 г. в столице была создана 1-я Государственная киношкола, позже Всесоюзный государственный институт кинематографии.

Послереволюционные советские фильмы носили хроникальный характер. Таковы были первые работы Э.Тиссэ, Д.Вертова, С.Эйзенштейна. Наиболее известен "Броненосец "Потемкин" Эйзенштейна, до сих пор считающийся классикой мирового кинематографа.

Первым советским звуковым фильмом была картина "Путевка в жизнь", снятая на киностудии "Мосфильм" режиссером Н.К. Экком в 1931 г. Фильм имел огромный успех: за полтора года после премьеры его пос ,отрели сотни тысяч зрителей не только СССР, но и еще 27-ми стран, а на первом Международном кинофестивале в Венеции (1932 г.) он был включен в число лучших работ.