Смекни!
smekni.com

Развитие морского флота от X до конца XVII столетия (стр. 2 из 2)

Генрих VIII, вступивший на престол в начале XVI века в замечательную эпоху для английского флота, был самым ревностным последователем Венеции. Предшественник его Генрих VII положил начало строению судов на счет Правительства, взамен существовавшей в продолжении двух веков системы найма судов на время у иностранцев и конскрипции их в своих портах. Great Harry был первый английский корабль, построенный при этом государе, и обошелся правительству до сорока тысяч футов. Прилагаемое изображение этого корабля, лучше всякого описания показывает степень искусства как в кораблестроении, так и в мореплавании. При высоком корпусе и чрезвычайной узости относительно длины, он должен был подвергаться опасности опрокинуться от небольшого удара волны, или при уклонении от фордевинда. Должно, однако, не упускать из вида, что мореплаватели того времени не знали иного курса. Суда их вовсе не имели парусов, с помощью которых можно бы держать ближе к ветру, доже ежели б образовавшие корпуса то дозволило. Принципы кораблестроения и отношения главных размерений свято передавались из их непогрешимости. Подобно галерам древнего Рима, суда этой эпохи были очень длинны, узки и высоки, очень неустойчивы, и, следовательно, беспрестанно подвергались случайностям. Возможность плавания при этих условиях представлялась бы непонятною, ежели бы мы не знали что суда выходили из портов только в летние месяцы и предпринимали плавание не иначе как при попутном ветре.

Great Harry до половины XVI столетия был Левианом английского флота; он вмещал в себя до 1000 тонн; экипаж его в 1547 году состоял из 301 – го матроса, 50 канониров и 340 солдат. Он имел 19 медных орудий и 103 чугунных. Впрочем, значительная часть последних по калибру своему может быть и не заслуживали громкого названия орудия. Здесь кстати заметить, что отливка медных орудий началась из других стран. С 1547 года начали отливать чугунные орудия. В 1550 году, при обратном взятии французами Булони, первый раз употребляли металлические ядра взамен каменных.

Сохранившееся изображения доказывают, что за исключением некоторых украшений, испанские корабли того времени совершенно походили на Gary Harry.

О Франции как морской державе встречается очень мало сведений до третьего года царствования Генриха VIII, короля английского (1512 г.). При начавшейся в это время войн с Англию, Франция снарядила флот, состоящий из 36 судов. Адмиральский корабль Cordelier представляется сильным боевым судом для того времени, но ни размеры ни число орудий его неизвестны. Замечательно что он взлетел на воздух вместе с сцепившимся с ним английским кораблем Sovereign.

Религиозные усобицы, возникшие затем во Франции, много помешали развитию ее флота, который оживился только в следующем столетии под влиянием Ришелье и Коль Бера.

С царствования Генриха VIII, английский флот начинает составлять отдельное учреждение: король определил жалованье всем морским чинам и с этих пор образовался постоянный класс морских офицеров; при всем том, развитие флота шло довольно медленно. В 1589 году английский флот, приготовляясь к войне с Испанией, состоял из 146 судов. Из них только 6 принадлежали правительству.

В 1554 году, в Англии проявляют попытки обшивать подводную часть судов свинцом. В 1566 году у берегов Англии введены в употреблению бакены и другие морские предостерегательные знаки.

Восстание Нидерландов, последовавшие в этом году, положило основание нидерландским морским силам. Начавшись действиями ватергейзов против испанских судов, нидерландский флот в половине следующего столетия достиг таких размеров, что Голландия могла вступить в войну с Англией.

При всем этом, в продолжении XVI века, искусство кораблестроения стояло на одном общем во всех европейских морских державах, и не одна из них еще не заявила особенных усовершенствований, породивших в последствии столько различных систем. Испания и Португалия заимствовали все у Венеции, у ее же мастеров училась Дания и другие северные государства: даже Англия издавна оспаривавшая право на господство в морях, не стыдилась прибегать к советам итальянцев. Только мелкие суда сохранили формы галеры, в судах же больших рангов уродливое образование надводной части, с большою погибаю внутрь, было одинаково принято всеми странами: к этому присоединялась выдающаяся вперед носовая часть, обыкновенно украшаемая фигурою. Характер этой фигуры и орнаменты, покрывавшие корму, служили почти единственным указанием для определения нации, к которой принадлежал корабль. В прочем водоизмещение и боевая сила были различны: военные суда Испании и Португалии как бы старались поддерживать первенство, на которое государства имели притязание относительно прочих. До конца XVI столетия некоторые из их судов имели до 800 орудий. Наибольшие английские суда того времени носили не более 50 орудий и имели едва половину водоизмещения испанских кораблей первого класса. Датчане и остальные северные государство были еще умеренные. Бурное время, столь частое в северных широтах и мелкие входы в порты Голландии, Швеции и Дании, по видимому указывали пределы за которые не следовало переступать. Условия эти, более всего ощутительные для голландцев, вместе с политическими целями, породили особый род судов других наций, большим числом орудий и меньшим углублением, обусловленным большею шириною и плоскими формами.

В летописях второй половины XVI века упоминается о шведском корабле необычайной величины (168 англ. Фут, длинны и 43 фута ширины), сгоревшем во время сражения с датским флотом в 1564 г. корабль этот был вооружен 173 орудиями, но только остальные были фальконеты.

Введение третьего ряда орудий принадлежит испанцам. Первый 3-х-дечный корабль Филипп построен ими в 1591 году.

Англия не спешила следовать примеру Испании; в продолжении всего царствования Елизаветы, суда королевского флота не увеличились в размерах и по спискам 1603г. видно, что их 42 судов, составлявших королевский флот, только 2 корабля имели 1000 тонн.

С XVII века появляются суда уже без высоких надстроек на носу и корме; вслед за этим уничтожился обычай помещать в одном и том же деке орудия разных калибров. С того же времени кончается безотчетное подражания и пробуждаются самостоятельные начала; в 1610г. пушен корабль Royal Prince, в котором английские кораблестроители осуществили теорию, что круглая или криво образная форма гораздо лучше для преодоления сопротивлений взволнованного моря, чем то образование, которому следовали современные соперники Англии. В 1637г. построен первый английский трех- денный корабль The Sovereign of the Seas. Ежели верить сохранившемуся изображению, сделанному Вандевельдом, это уже мореходное судно, с соответственным вооружением, дозволявшим плавание и при боковом ветре. Как кажется, корабль этот один из первых, на котором применен быль составной рангоут, введенный в Англии только с 1640 года.

Между тем до обнаружения этих преобразований в формах и виде военных судов, купеческое мореплавание сделало уже значительные успехи в корабельной архитектуре. С половины XVI века между торговыми судами появился особый тип- фрегат, отличавшийся лучшими качествами сравнительно с другими. Получив начало в Средиземном море в виде ходкой шлюпки, не более 35 фут. Длинны, двигавшейся на веслах и под парусами, фрегаты употреблялись в назначениях, требовавших быстроты, и даже имелись при больших кораблях. Увеличенные в размерах и покрытия палубою, они приняты были сначала во Франции и вскоре явились в Английском канале, уже далеко не походя на свой первообраз. Нанимаемые для военной службы, они вооружали верхнюю палубу орудиями малого калибра.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru