Ксения Черепко
Немногие знают, что первой лампочкой в Москве была немецкая. Питала ее током первая городская электростанция, построенная в 1888 году фирмой "Сименс-Гальске", первый трамвай был пущен благодаря немецким электродвигателям, сконструированным и произведенным на заводах Сименса в России. Именно Сименс участвовал в тендере на прокладку первого в России метро.
Вообще говоря, почти все нынешние "главные лица" немецкой экономики - "Сименс", "Байер", "Крупп", "Тиссен", "Даймлер-Бенц" и другие - деятельно работали в России, создавая свои предприятия, еще в XIX веке. В контексте этих имен Вернер Сименс был одним из первых немецких бизнесменов, внедрившихся на неразвитый российский рынок. Первый заказ российского правительства на 75 телеграфных аппаратов фирмы «Siemens und Halske» положили начало долгой истории отношений России и Siemens.
Этот заказ стал большой удачей и для России, и для компании Вернера Сименса. Дело в том, что в середине XIX века Россия все больше нуждалась в коммуникационных технологиях: учитывая размеры страны, связь между городами была крайне необходима. В то же время, не будь такого тесного сотрудничества с Россией, юная компания Siemens & Halske не выжила бы – оборот от торговли с Россией в первые годы составлял 30000 марок, в то время как внутренний оборот Германии – всего 600. Сотрудничая с Россией, Siemens на 15 лет обеспечил себя стабильными заказами от российского правительства.
Вернер Сименс даже не мог ожидать, что деловые отношения с Россией будут развиваться настолько стремительно. Когда дела пошли в гору, Вернер решил, что пора самому отправиться «на разведку» в Россию. В 1852 году он отправляется в почтовой карете через Кёнигсберг и Ригу в Санкт-Петербург, чтобы вести переговоры с царским представителем о расширении в России телеграфной связи.
Надо сказать, что Вернеру фон Сименсу очень повезло. Череда удачных совпадений способствовала бурному развитию деятельности компании Вернера Сименса в России. Как рассказывает в своей книге Вилфрид Фельденкирхен, помимо великолепных конструкторских данных, отличного качества и высокой надёжности продукции "Сименса и Гальске", столь успешному выходу немецкой компании на российский рынок поспособствовали ещё два аспекта.
Аспект первый. Англичане были основными конкурентами фирмы в то время. Но ноябрь 1853-го года предопределил судьбу этого соперничества. Россия разорвала дипломатические отношения с Англией. В скором времени началась Крымская война, во время которой англичане вместе с французами выступили на стороне Турции против России. Основной конкурент был устранен с пути S&H.
Другим же определяющим фактором российского успеха Сименса были его личные связи. Уже во время своего второго визита в Петербург у Вернера фон Сименса сложились весьма теплые товарищеские отношения с графом Клейнмихелем - тогдашним фаворитом царя. Пётр Андреевич Клейнмихель был немцем по происхождению, и что более важно - начальником штаба военных поселений при Аракчееве, а затем - главным управляющим путями сообщения (как это бы назвали сейчас, министром путей сообщения). С этим весьма влиятельным вельможей Сименс и вёл переговоры с целью получения государственных заказов. Скорее всего, роль тут сыграли не только доверительные отношения, но и немаленькая взятка, ведь за взяточничество Клейнмихеля, в итоге, и отправили в отставку, но это уже случилось после смерти Николая Первого.
Но как бы там ни было, Россия, учитывая ее огромные размеры, недоразвитость инфраструктуры и степень внешнеполитических военных амбиций, действительно острейшим образом нуждалась в современных, быстрых и надёжных средствах связи. И акционерное общество «Сименс и Гальске» сумело наладить телеграфное сообщение между весьма отдалёнными регионами страны.
После первого заказа на 75 телеграфных аппаратов в 1851 году, посыпались новые, более серьезные и сложные в осуществлении. Siemens нёс прогресс в российское общество: ведь в работе по телефонизации страны использовались самые инновационные технологии того времени. В качестве примера можно привести тот факт, что на телеграфной линии Петербург-Крондштадт кабель на протяжении участка от Ораниенбаума до Кронштадта был проведен по дну Балтийского моря. Это являлось первым в мире испытанием кабеля с резиновой изоляцией, и прошло оно просто замечательно. По крайней мере, Николай Первый, у которого во дворце установили приёмно-передающее устройство, остался весьма доволен и дал "зеленую улицу" для новых заказов.
К сожалению, все инновации не смогли повлиять на судьбу Крондштадта, державшегося к тому времени почти год. И вот Севастополь пал, Николай Первый умер... Но даже печальный опыт может быть положительным, если из него сделать правильные выводы. Таким образом, позорное поражение в Крымской войне открыло властям глаза на степень отсталости России по сравнению с ведущими европейскими странами. Началась "революция сверху" - в том числе и экономическая.
Преимущество нового вида связи, электрического телеграфа, против существующего , оптического, было неоспоримо. Надежность работы фирмы Сименса доказана делом, и она все чаще получает заказы от правительства на строительство телеграфных линий.
В следующие годы фирмой S&Halske впервые соединила техническими коммуникационными средствами отдаленные регионы Европейской части России и Западную Европу. С помощью изобретения Сименса царская Россия получила самую совершенную телеграфную систему в мире.
Вот только перечень телеграфных линий, построенных фирмой в России: Ст.-Петербург-Москва-Крым; Москва-Киев-Одесса и далее на Севастополь; Ст.-Петербург-Кронштадт, причём часть линии проходила по дну моря; линии на Финляндию, Варшаву, Ригу и Таллинн и далее на Западную Европу, - более 9.000 километров проводов. Этот сложный заказ, выполненный братьями Сименс практически за два года, в котором проявились их выдающиеся предпринимательские способности, имел продолжение, которое закончилось заключением еще одного договора в 1855 году.
Карл Сименс добился от российского правительства эксклюзивного права ( и денег) на эксплуатацию, ремонт и восстановление телеграфных линий. Но при этом фирма обязалась выдерживать фантастические даже для нашего времени гарантийные сроки - от шести до двенадцати лет. Практически тот договор означал, что, если в течение 6 - 12-летнего гарантийного срока в работе телеграфных линий появятся непредусмотренные договором недостатки, то нужно будет полностью обновлять целые участки линий передач.
"Ремонтные расходы" - так назывались тогда средства, отпускаемые на техническое содержание оборудования, - были достаточно высокими, поэтому риск заключения такого соглашения оказывался вполне оправданным и, стремясь к сохранению и увеличению русских заказов, можно было пойти на него. Так как принципом Вернера Сименса было безупречно высокое качество произведенных им работ и приборов, то средства, отпущенные на ремонтные расходы, в большей степени стали его чистой прибылью.
Вы спросите, в чем секрет столь высокой надежности телеграфных линий? Как всегда ее гарантом выступили выдающиеся изобретательские способности Вернера фон Сименса – он сконструировал прибор, способный оперативно выявлять возникающие дефекты и даже локализовать их дальнейшее распространение. Данное устройство было специально адаптировано для работы в России, и сотрудники фирмы прозвали его между собой "татарский гальванометр". Этот прибор позволил обеспечить охрану телеграфных линий с применением технических стредств и небольшим числом охранного персонала: в цепь линии, разбитой на участки протяженностью по 50 верст, были заведены будильник и гальванометр, и по движению стрелки сторож мог постоянно видеть проходит ли ток через провода.
В итоге строительство телеграфной сети, ее эксплуатация, ремонт и охрана по контракту, заключенному в 1855 году на 12 лет, были действительно фирме прибыльны (за одну версту телеграфной линии Сименсы получали за год плату от 50 до 100 рублей).
Таким образом, довольно стабильный доход из России, получаемый все эти годы, существенно укрепил берлинскую фирму. И когда в 1857/58 году Европу охватил экономический кризис, в результате которого многие молодые предприниматели оказались разоренными и должны были выйти из игры, Сименс мог без особых забот пережить это время и продолжать работать над новыми техническими изобретениями. По некоторым данным только в 1854 году Сименсы вывезли за границу 18 пудов (пуд =16 кг) золотых российских червонцев.
Электрофикация России
Телефонизация страны шла полным ходом, а вот с электричеством по-прежнему были серьезные проблемы. Как писал современник, «...старушка Москва в деле освещения отстала от всех... столиц Старого и Нового Света. В этом отношении она напоминает скорее город восточный, чем европейский...» Однако быть таковым ему оставалось недолго. В 1880 г. Городская управа и Дума приняли первый коммунальный проект. Электрическая иллюминация должна была затмить петролеумное освещение стен Кремля в день закладки храма Христа Спасителя. В мае 1880 года на Литейном мосту в Петербурге было устроено электрическое освещение дуговыми лампами Яблочкова.
Выгодную возможность для укрепления позиций фирмы предоставила Всероссийская промышленная выставка 1882 года в Москве: специально для этой выставки "Сименс" построил электрическую железную дорогу, чтобы продемонстрировать публике применение электричества для движения поездов. В награду фирма получила право изображения императорского двуглавого орла на своих изделиях, изготовленных в России.
В 1883 году Карл Сименс приобрел лицензию на использование ламп Эдисона в России и построил в Петербурге фабрику по производству кабелей, ламп, переключателей и т.д. «Сименс и Гальске» заменила газовое освещение на электрическое на Невском проспекте, затем электрический свет от «Сименс и Гальске» появился в театрах, торговых пассажах, других зданиях. 26 мая 1883 г. по случаю коронации в Москве императора Александра III и освящения храма в Москве прошли грандиозные торжества. Именно компания Сименса осуществляла этот «яркий» и чрезвычайно важный в историческом плане проект. Более трех месяцев заняла подготовка к этому грандиозному мероприятию. На другой стороне Москва-реки, на Софийской набережной, построили специальную электростанцию. Динамо-машины поставили на передвижные платформы с тем, чтобы ремни можно было подтягивать на ходу. От электростанции к Кремлю протянули электрические и телефонные провода. Самым сложным было иллюминировать колокольню Ивана Великого.