В эпоху Камакура (1186 - 1333) наблюдался расцвет власти самураев, в 1274 и 1281 годах было нашествие монгольских войск. Требовалось много оружия и появилось немало замечательных мечей. Известны такие мастера, как Аватагути Куниёси, Масамунэ, Садамунэ, Итимондзи Ёсифуса, Наминохира Икиясу и др.
После эпохи Камакура началось 70-летнее противостояние северного и южного дворов, во время, которого не прекращались внутренние войны. В это время начали появляться и длинные мечи, достигающие 130 и даже 160 см.
В XVI веке самураи стали носить по два меча - один длинный, как раньше, а второй - короткий, длиной менее 2 сяку (1 сяку = 30 см), который назывался вакидзаси, что означает "побочно носимый". Со временем второй меч стал отличительным символом внешнего вида самурая, а в эпоху Эдо (XVII век - первая половина XIX века) ношение двух мечей стало обязательным атрибутом мужчин, принадлежащих к самурайскому сословию. По форме вакидзаси не отличаются от обычных мечей, отличие только в длине. Многие из этих мечей обладают такими же высокими потребительскими и эстетическими свойствами.
С установлением власти бакуфу Асикага стала интенсивно развиваться торговля с Миньским Китаем. Среди экспортируемого товара было немало японских мечей, причем редкого качества. Все они пользовались немалым спросом не только в самом Китае, но и в странах Юго-Восточной Азии. Частые набеги, японских пиратов на побережье этих территории и умелое владение оружием, вероятно, послужили хорошей рекламой этому товару.
С приходом к власти Ода Нобунага и сменившего его Тоётоми Хидэёси войска стали вооружаться огнестрельным оружием, а оружейники стали больше интересоваться способом его изготовления. Развитие же технологии изготовления мечей на этом приостановилось.
Существует множество различных школ ковки мечей, но в основном они совпадают. Можно выделить следующие этапы в их развитии:
получение губчатого железа из россыпного путем восстановления древесным углем;
дробление губчатого железа на мелкие куски и сортировка по внешним признакам в зависимости от содержания углерода;
получение ковкого сплошного куска из подобранных по содержанию углерода заготовок;
проковка наслоенных кусков для получения однородного по составу монолита и дробления неметаллических включений;
набор пакета из монолитных заготовок с разным содержанием углерода и придание формы, близкой к готовому мечу;
обдирка напильником;
грубая обточка;
закалка лезвия, обмазка поверхности клинка огнеупорной глиной, нагрев и закалка в воде; скорость охлаждения отдельных частей регулируют толщиной слоя обмазки;
проверка качества закалки и отпуск повторным нагревом и последующем медленным охлаждением;
исправление кривизны;
нанесение клейма и черновая заточка;
передача меча точильщику. Изготовление ножен и эфеса.
В Японии издавна ценили хорошие мечи. Ими в древние времена награждали за заслуги воинов. Дарили мечи в знак дружбы и признательности за оказываемые услуги. Многие семьи, происходящие из сословия самураев, хранят их и сейчас, передавая из поколения в поколение.
Принято считать, что в мече отражена душа самурая. Вероятно, правильнее было бы сказать, что в японских самурайских мечах отражен неимоверный труд и талант древних мастеров, сумевших достичь такого высокого творчества.