Луки на Руси были широко распространены. Об этом помимо археологических находок свидетельствуют рисунки в древнерусских летописях, а также изображения на памятниках искусства. В русских былинах лук присутствует постоянно. В летописях упоминаются мастера лучники и тульники (тул — колчан). В Ливонских хрониках записано, что на Руси существовали специальные отряды стрелков-лучников. В более позднее время на вооружении поместной конницы в обязательном порядке состоял саадак — набор из лука в налучье и колчана со стрелами. Русские воины владели луком не хуже татар, с которыми они постоянно воевали. В московских мастерских Оружейной палаты со второй половины XVI века наладили производство луков и на турецкий, и на персидский, и на московский «манер». Саадак обязательно входил в состав парадного вооружения русских военачальников. В этом случае налучье и колчан украшались аппликациями, вышивались золотыми и серебряными нитями и даже отделывались драгоценными камнями. Сам лук и стрелы расписывались цветными красками, «твореным» золотом, лаками, а наконечники стрел золотились и отделывались гравировкой.
В период распада рыцарства в Европе в XV веке и замены его на пехоту и кавалерию арбалет начал теснить лук. Связано это было с тем, что стрельба из лука требовала долгого обучения стрелка. Арбалет был мощнее и уступал луку лишь в скорострельности, поэтому он почти вытеснил лук из армии. Но не надолго: в начале XVI века его сменил мушкет — ручное огнестрельное оружие.
Лук ушел из военной сферы, но остался спортивным и охотничьим оружием. В Европе образовались общества любителей стрельбы из лука, которые просуществовали до XIX века. Что касается России, то здесь лук сохранялся довольно долго у национальных меньшинств. Хорошо известен пример, что в составе русской армии, вошедшей в 1814 году в Париж, были калмыки и башкиры, вооруженные луками.
Любителей стрельбы из лука называют токсофилитами.