Смекни!
smekni.com

Тула оружейная (стр. 2 из 4)

(Справка. Коллекция музея располагает также саблями, состоявшими на вооружении русской легкой конницы. Под саблей обычно понимают разновидность рубящего, иногда рубяще-колющего оружия с изогнутым клинком. На Руси это оружие было заимствовано у кочевых племен).

Экскурсовод должен сказать, что клинок, по форме напоминающий сабельный, но короче, иногда мог иметь другой вид холодного оружия - тесак, или полусабля. Однако у некоторых видов тесаков мог быть не изогнутый, а прямой клинок.

Необходимо заметить, что во второй половине XVIII в. тесаки приходят на смену шпагам у рядовых солдат пехоты, и шпага остается на вооружении только у офицеров. Кроме нее офицеры и унтер-офицеры имели различные виды древкового оружия западноевропейского типа: протазаны, алебарды и эспонтоны. В XVIII в. эти образцы уже практически не имели прежнего боевого значения и играли лишь вспомогательную роль при построениях, а в сражениях могли служить ориентиром при равнении шеренг.

В первой половине ХIХ в. эти виды древкового оружия окончательно исчезают из русской армии, а шпаги и палаши начинают заменять саблями различных образцов. Так в 1827г. на вооружение была принята кавалерийская сабля с еще двумя дополнительными защитными дужками, а затем на смену этому оружию пришла драгунская сабля образца 1841г. Ее гарда состоит только из одной крестовины, переходящей в переднюю защитную дужку.

Следует также отметить, что много общего с саблей имеет другой вид холодного оружия - шашка, и иногда эти два типа бывает довольно трудно различить. Шашка также имеет изогнутый однолезвийный клинок, но ее эфес обычно состоит из одной рукояти без гарды. Это оружие заимствовано у народов Кавказа сначала казаками, а позднее шашка становится уставным образцом русской армии, практически заменив все другие виды холодного оружия с длинным клинком.

(Справка. Рядовые солдаты пехотных и саперных частей и в ХIХв. продолжали использовать тесаки. Саперные тесаки, как правило, имели на обухе зубья, позволявшие использовать это оружие в качестве рабочего инструмента – пилы).

Экскурсовод должен сказать группе, что на многих клинках ХIХ - начала ХХвв., хранящихся в коллекции музея, можно увидеть клейма Златоустовской оружейной фабрики. Действительно, с 1818г. центр производства холодного оружия перемещается в Златоуст. Однако и на Тульском оружейном заводе не прекращается изготовление пик, тесаков и шашек. Так, в экспозиции музея можно увидеть две офицерские шашки обр.1881г., сделанные на заводе в 1882г. Их клинки богато украшены растительным орнаментом и изображением военных атрибутов.

Необходимо подчеркнуть, что Российское холодное оружие второй половины XX столетия представлено коллекцией парадных офицерских кортиков для различных родов войск, а также прекрасно украшенной генеральской шашкой обр.1940г. специального выпуска.

Подавляющее большинство европейского холодного оружия в коллекции музея относится ко второй половине ХIХ - началу ХХ вв., когда клинковое оружие значительно утратило свое прежнее значение. Его армейские образцы по качеству и продуманности конструкции уступают не только восточным саблям, но даже европейскому оружию прошлых веков.

Экскурсовод должен рассказать, что в прусской армии получил распространение тип так называемой "сабли Блюхера" с гардой, имеющей характерную S-образную защитную дужку, которая под прямым углом отходит от крестовины. Интересно отметить и такой любопытный образец музейной коллекции, как штык-палаш к английской винтовке Энфильда.

Необычно и другое восточное холодное оружие - хопеш. Он представляет собой разновидность боевого серпа и появился в конце II тысячелетия до н. э. в Сирии.

Важно также подчеркнуть, что в музее широко представлено оружие Кавказа. Если кинжал "бебут" имеет изогнутый клинок, то у кинжала "кама" клинок преимущественно прямой, иногда с узким, очень острым концом для пробивания кольчуг. Рукояти изготовлялись из рога и кости.

Следует отметить, что Малайский кинжал "крис" имеет своеобразный волнистый клинок, символизирующий священного змея. Существуют многочисленные разновидности таких кинжалов, в том числе и с прямым клинком.

Непальский нож "кукри" имеет тяжелый однолезвийный клинок, сходный по форме с клинком ятагана.

Экскурсовод должен подчеркнуть, что универсальным оружием является большой нож, или тесак "трумбаш", который использовали племена Центральной Африки. Это оружие отличается широким серпообразным клинком. Из-за своих размеров и формы трумбаш не имеет ножен.

Африканские метательные ножи "пинга" принимали самые разнообразные экзотические формы. У таких ножей от плоского изогнутого клинка отходят несколько листовидных заостренных и заточенных с обеих сторон ответвлений, а один его конец обмотан ремешком из растительных волокон и представляет собой рукоять.

Следует обратить внимание на то, что несколько экспонатов музея могут служить примером высокого мастерства сделавших их оружейников. В экспозиции выставлены две парадные сабли. Эфес одной из них - офицерской кавалерийской обр.1827г. - вызолочен и богато украшен рельефными изображениями воинов и военных атрибутов, а также растительным орнаментом в виде листьев и бутонов роз. Передняя защитная дужка заканчивается головой дракона. Ножны из вороненой стали украшены в том же стиле, что и эфес. На обухе выгравирована надпись "Тула. 1830г.".

Экскурсоводу необходимо сказать, что вторая сабля - гусарская, и на ее клинке с обеих сторон помещено изображение скачущего на коне всадника с саблей и надпись латинскими буквами "Виват гусар", выполненная наводкой золотом на вороненом металле. Любопытно, что рукоять эфеса и ножны обтянуты кожей акулы.

В коллекции музея имеются также несколько старинных охотничьих тесаков. Рукоять одного из них украшена так называемой "алмазной гранью".

(Справка. Холодное оружие хранит память об искусных мастерах минувших веков и мужественных воинах, защищавших этими некогда грозными клинками свое Отечество).

После осмотра всех экспонатов холодного оружия, представленных в музее, группа может обратиться к следующему объекту изучения – охотничьему ружью. Вслед за экскурсоводом экскурсанты проходят к экспонатам этой группы.

4.2 Охотничье ружье

После того, как группа подошла к экспозиции охотничьего ружья, экскурсовод должен продолжить свой рассказ. Ему необходимо сказать, что коллекция охотничьего оружия - одна из самых многочисленных в музее - дает возможность познакомиться с изделиями тульских оружейников на протяжении XVIII-XX веков.

Экскурсовод должен отметить, что долгое время охотничье и боевое оружие ничем не отличалось. Одной и той же стрелой, одним и тем же копьем можно было убить зверя и поразить врага. Появление огнестрельного оружия ускорило выстрел, стала возможна стрельба по зверю и летящей птице.

Сохранившееся до наших дней в фондах музея старинное огнестрельное охотничье оружие, изготовленное и украшенное тульскими мастерами, привлекает отделкой и оригинальностью технических решений.

Необходимо обратить внимание на охотничье ружье с заводским клеймом, датируемое 1744 годом. С большой любовью и мастерством гравировал неизвестный нам оружейник каждый листик и цветок, украшающие замок этого ружья.

Необычен изготовленный в 1745 году охотничий штуцер с треугольным в сечении каналом ствола. Изделие отличает мастерство исполнения, использование самых различных техник обработки металла и дерева.Здесь гравировка и чеканка, всечка золотой и серебряной проволоки и знаменитые тульские "стальные бриллианты".

Важно сказать, что не менее оригинальным в техническом отношении является охотничье ружье с каналом ствола овального сечения. Многие детали позолочены, но особой красотой отличается ствол из букетного дамаска тульской работы.

(Справка. Ярким образцом искусной работы оружейников стал охотничий карабин, изготовленный в память о посещении Екатериной II Тульского оружейного завода в 1775 году. Изделие отличают изящество и красота; от затыльника до наконечника цевья вьется хрупкий орнамент, выполненный золотой и серебряной проволокой. Замок, затыльник, казенная часть ствола украшены букетами и гирляндами из золотых роз).

Следует отметить, что очень близки по стилю отделки к этому карабину охотничьи пистолеты, имеющие квадратные в сечении каналы стволов. Украшение рукоятей серебряной нитью перекликается с легкой гравировкой замочных досок.

Таких образцов в музейном собрании считанные единицы. Это и понятно: на заводе в XVIII веке богато украшенное оружие для охотников почти не изготавливали.

Необходимо сказать, что многое изменилось с открытием на заводе в 1853 году сверхнарядной, названной Образцовой, мастерской. Здесь выполнялись заказы на оружие, требующее особой тщательности и мастерства. Именно в этой мастерской проводились первые работы по изготовлению охотничьего оружия машинным способом, опыты над малокалиберными штуцерами, опробовались разнообразные способы оформления дорогих охотничьих ружей. Изделия Образцовой мастерской можно определить по клейму - надписи "Тульских оружейников". В мастерской работали известные оружейники: Иван Гольтяков, Иван Пушкин, Василий Седачев, Александр Полин.

Образцовая мастерская работала успешно более 10 лет и позволила накопить большой опыт в организации производства охотничьего оружия в условиях завода. Но большее количество охотничьего оружия по-прежнему давали частные мастерские и отдельные мастера-оружейники.

Экскурсовод должен подчеркнуть, что одним из таких мастеров был Николай Иванович Гольтяков, потомственный тульский оружейник, получивший в 1852 году звание мастера великих князей Николая и Михаила Романовых, дающее право ставить на изделиях императорский герб.

Большой исторической ценностью является хранящееся в музее казнозарядное охотничье ружье под унитарный патрон. На ружье довольно крупная надпись золотом: "Поставщик императорских дворов Н.И.Гольтяков в Туле". Изготовлено ружье в конце 70-х - начале 80-х годов XIX века и экспонировалось на первой в России специализированной выставке охотничьего оружия. Кажется, все, что умели делать тульские оружейники к этому времени, есть в украшении ружья. Но Н.И.Гольтяков обладал не только талантом художника-декоратора, он был и конструктором. В ружье оригинальный затвор его конструкции: откидной вверх, на шарнире и выполнен в виде двух отдельных деталей - собственно затвора и передней фигурной пластины.