Смекни!
smekni.com

Ветеринарная хирургия (стр. 3 из 4)

Первую обработку делают перед местным обезболиванием, вто­рую – непосредственно перед разрезом кожи. Пользуются при этом стерильной ватой, намотанной на палочки, ватными или мар­левыми тампонами, удерживаемыми пинцетом или тампонодержателем. Обработку начинают с центра операционного поля концент­рическими кругами или параллельными полосами.

Дезинфекцию операционного поля можно проводить 5–10%-ным раствором перманганата калия, 0,5%-ным раствором аятина, 1 %-ным раствором йодопирона. После дезинфекции операционное поле изолируют от окружающих участков кожного покрова стерильны­ми салфетками или специальной простыней с прорезью в центре для оперируемой области. Простыню фиксируют к коже за края прорези цапками или редким узловым швом. Желательно употреб­лять большие простыни, которыми покрывают тело животного или большую часть его. Это исключает попадание в рану волос, перхоти, пыли и т. п. с отдельных участков кожного покрова при некоторых движениях животного во время операции.

Дезинфекцию слизистых оболочек рта, носа, влагалища произ­водят обильным орошением этакридина лактата (риванола) 1 : 1000, фурацилина 1 : 5000 или 0,1–0,2%-ным раствором перманганата калия. В зоне операции их обрабатывают 3–5%-ным спирто­вым раствором йода.

Подготовка рук к операции. Кожа рук покрыта роговыми чешуйками эпидермиса и защищена тонким слоем кож­ного сала, предохраняющим ее от высыхания и мацерации, прида­ющим ей эластичность и устойчивость к инфекции. На ладонной поверхности руки из-за отсутствия сальных желез жировая пленка очень тонкая; она образуется здесь за счет метаморфоза роговых клеток. Однако на ладонной поверхности имеется много потовых желез, что следует учитывать при обработке рук. Кожа рук содержит большое количество различных микробов не только на поверхнос­ти, но и в порах, многочисленных складках, волосяных мешочках, потовых и сальных протоках. Особенно их много находится под мо­золями. При выделении сала и пота микробы выходят на поверх­ность кожи из глубоких слоев, так что уже вымытые и подготовлен­ные руки могут самоинфицироваться.

Хирург должен тщательно следить за состоянием кожи рук, не допускать всяких царапин, трещин и мацерации, а также других по­вреждений кожи. Для сохранения мягкости и эластичности кожи необходимо смазывать руки питательным кремом. Лица, у которых на коже рук имеются раны, ца­рапины, гнойничковые пораже­ния, к выполнению операции не допускаются.

Подготовку рук начинают за 10–15 мин до операции. Внача­ле их очищают механически: ко­ротко подрезают ногти, удаляют заусенцы, очищают подногтевые пространства (маникюр не допускается). Затем 3–4 мин руки моют теплой водой с мы­лом щетками или салфеткой. Для мытья рук можно пользо­ваться жидким (зеленым) мы­лом или жидкостью «Фери», ко­торые хорошо пенятся, раство­ряют кожный жир, легко смыва­ются и не портят кожу. Щетки перед употреблением должны быть простерилизованы кипя­чением и храниться около умы­вальника в широкой стеклян­ной банке в антисептическом растворе (0,2%-ном хинозола, 3%-ном карболовой кислоты и др.) с закрытой крышкой. Руки моют методично и последовательно: сначала моют кисти и нижнюю часть ладони и тыльные стороны кистей. При этом происходит очи­щение рук от грязи, кожного сала, слущенного эпидермиса вместе с находящейся в них микрофлорой. После мытья руки вытирают на­сухо стерильным полотенцем, начиная с кисти и заканчивая пред­плечьем.

Затем кожу рук обрабатывают 3 мин, обтирая стерильным мар­левым шариком, пропитанным одним из антисептических раство­ров: этиловым спиртом, йодированным спиртом 1: 1000,диоцидом 1: 3000, 1%-ным раствором дегмицида, 0,1%-ным раствором химозола. После обработки рук антисептическими растворами обяза­тельно нужно смазать подногтевые пространства 5%-ным спирто­вым раствором йода.

Обработка рук антисептическими средствами не обеспечивает их стерильность. Поэтому операцию необходимо проводить в сте­рильных резиновых хирургических перчатках. Нужно помнить, что перчатки не очень прочные. Во время операции они нередко рвут­ся, могут быть случайно проколоты иглой, скальпелем, что трудно заметить. В перчатках руки потеют, и при проколе их пот («перча­точный сок»), который содержит много микробов, может инфици­ровать рану. Поэтому поврежденные перчатки следует немедленно заменить.

6. Наркоз и местное обезболивание или анестезиология

Наркоз означает общее обезболивание. В настоя­щее время под общим наркозом понимают состояние обратимого глубокого угнетения функций центральной нервной системы, выз­ванное применением наркотических средств или физическим воз­действием и проявляющееся в последовательно наступающей поте­ре сознания, чувствительности, расслаблении скелетных мышц и угасании рефлексов. Во время наркоза сохраняются функции про­долговатого мозга (центры дыхания, сосудодвигательный) и гладких мышц. Передозировка наркотического вещества приводит к параличу и этих важных центров, т.е. к смерти (И. Г. Руфанов).

Под местным обезболиванием понимают выключение болевой чувствительности на определенном участке тела животного при со­хранении всех других функций организма во время воздействия на периферическую нервную систему местно-анестезирующих ве­ществ.

Анестезия (греч. an– отрицание, aicthesis– ощущение) – уничтожение или прекращение всех видов чувствительности, из ко­торых особое значение имеет потеря болевой чувствительности – анальгезия (греч. an– отрицание, algos– боль). Вещества, вызыва­ющие локальную анестезию (обезболивание), получили название местно-анестезирующих.

Местное обезболивание имеет определенное физиологическое преимущество перед общим. При воздействии на нервные рецепто­ры, нервные окончания и стволы анестезирующими веществами снимается болевое раздражение в месте его возникновения, т.е. болевые импульсы выключаются в момент их зарождения и не посту­пают в центральную нервную систему, что очень важно для сохра­нения и поддержания ее функции.

Следует отметить, что обезболивающие вещества оказывают не только анестезирующий эффект, но одновременно являются свое­образным слабым раздражителем нервной системы. На такие раз­дражители, воздействующие в пределах физиологических норм, не­рвная система реагирует положительными трофическими сдвига­ми, улучшением обмена веществ и повышением факторов резистентности организма. Поэтому местное обезболивание в ветеринарной практике получило широкое распространение и час­то применяется в сочетании с наркотическими и нейролептически­ми и анальгетическими средствами.

Проводниковая анестезия. Под ней понимают выключение боле­вой чувствительности тканей оперируемой области путем обезбо­ливания соответствующих нервных стволов вдали от места опера­ции. В результате выключения проводимости чувствительного не­рвного ствола болевые импульсы из оперируемой области не посту­пают в центральную нервную систему. При выполнении проводниковой анестезии необходимы хорошие знания техники ее выполнения и ясное представление топографии нервных стволов, область их иннервации. Для проводникового обезболивания ис­пользуют 2–3%-ные растворы анестезирующих средств. Чаще все­го раствор инъецируют в окружающие ткани. В этом случае говорят об периневральной анестезии. Если раствор вводят непосредствен­но в нерв, то это – эндоневральная анестезия. Ее применяют редко и только при обнажении нерва. Обезболивание при периневраль­ной инфильтрации анестетика наступает через 10–15 мин и длится около 2 ч.

Эпидуральная анестезия. Это – обезболивание, вызванное вве­дением в эпидуральное пространство позвоночного канала анесте­зирующего раствора. Относится к проводниковому обезболиванию (анестезии). Введенный в эпидуральное пространство раствор местного анестетика распространяется в кра­ниальном и каудальном направлениях и диффундирует в ткани и нервные образования. Развитие эпидурального обезболивания свя­зано с воздействием анестетика на смешанный нерв при выходе его из межпозвонкового отверстия (паравертебральный блок), на заднекорешковый ганглий (ганглионарный блок) и в незначительной степени на спинной мозг.

Анестезия по Магде (рис. 4). При обезболивании XIII межре­берного нерва (n. intercostalis) прощупывают свободный конец по­перечно-реберного отростка 1-го поясничного позвонка. Иглу вка­лывают перпендикулярно плоскости передненаружного угла отрос­тка до соприкосновения с костью. Затем кончик иглы смещают с кости и погружают еще на 0,5–0,8 см, медленно инъецируя 10 мл 3%-ного раствора новокаина. Во время инъекции иглу поперемен­но направляют вперед и назад, чем достигается инфильтрация ра­створом более широкой площади. После инъекции иглу извлекают с таким расчетом, чтобы ее кончик остался под кожей, куда инъеци­руют еще 10 мл указанного раствора для обезболивания дорсальных кожных ветвей нерва.

Рис. 4. Паралюмбальная анестезия (по Магде):

1, 2– положение иглы;

а и bсоответ­ственно дорсальная и вентральная

ветви поясничного нерва

При обезболивании подвздошно-подчревного нерва (п. iliohypogastricus) прощупывают свободный конец поперечно-реберного отростка 2-го поясничного позвонка и вкалывают иглу на уровне середины его свободного конца до соприкосновения с кос­тью. Затем конец иглы смещают с кости и погружают еще на 0,5– 0,8 см, медленно инъецируя 10 мл 3%-ного раствора новокаина. Во время введения новокаина также изменяют положение конца иглы. При извлечении иглы под­кожно инъецируют 10–15 мл ра­створа новокаина для обезболи­вания кожных ветвей нерва.

При обезболивании под­вздошно-пахового нерва (n. ilioinguinalis) иглу вводят перпен­дикулярно плоскости переднена­ружного угла поперечно-ребер­ного отростка 4-го поясничного позвонка до ее упора. Затем иглу смещают с кости и погружают еще на 0,5–0,8 см, инъецируя од­новременно 10 мл 3%-ного ра­створа новокаина. Для обезболи­вания дорсальных кожных ветвей нерва вводят еще 10 мл раствора новокаина.