В 1903 году фабрику Беккера приобрел Карл Карлович Шрёдер, который продолжал вести это дело под фирмой «Я. Беккер» вплоть до Первой мировой войны. Он значительно расширил производство, построив для фабрики новый шестиэтажный корпус и обогатив ее новейшим оборудованием и современными машинами. Продукция фабрики была наибольшей из всех русских фабрик. В последние годы перед войной она выпускала до 1800 инструментов в год, при 400 рабочих. Фирма «Я. Беккер» располагала большим концертным залом в здании магазина на Невском проспекте, дом № 52. Инструменты ее неоднократно получали высшие награды на выставках, высоко ценились пианистами и были в большом употреблении в Петербургской и Московской консерваториях и других учебных заведениях.
ИСТОРИЯ НЕМЕЦКИХ ФАБРИКАНТОВ от музыки (а ведь мы еще не упомянули Фридриха Мюльбаха с его мини-роялями!) выглядит, пожалуй, слишком гладкой. Стандартное начало с малой мастерской, достижение высокого качества, дальнейший неуклонный подъем и процветание. Отец передает дело сыну, тот брату и далее, из поколения в поколение, пока кто-то не решит работать самостоятельно, не боясь оставить фамильное предприятие на руках менее профессионального родственника. Впрочем, когда имя прославлено, популярность и деньги заработаны, можно оставить в прошлом прорывы и заняться хозяйственной рутиной. Например, следить за качеством материала и оптимизировать затраты.
К концу XIX века фабрики музыкальных инструментов Петербурга стали крупнейшими предприятиями деревообрабатывающей промышленности. Большинство рабочих фортепианного производства составляли столяры, занятые изготовлением деревянных деталей будущих инструментов, их полировкой, отделкой. Другая, самая квалифицированная группа, занималась подгонкой деталей и сборкой инструментов. В первые годы существования фабрик в нее входили почти исключительно немцы. Рабочие делились на две категории — «штучники» и их помощники. «Штучниками» называли тех, кто проработал на предприятии несколько десятков лет. Они обладали существенными привилегиями: зарабатывали в два раза больше рядовых рабочих, определяли, какую работу получат остальные, и зачастую сами устанавливали плату за нее.
Как охотно писали в советское время, владельцы фабрик эксплуатировали рабочих «на полную катушку» (особенно ругали почему-то братьев И. К. и О. К. Шрёдеров). Хотя, если вдуматься, в 70-х годах XIX века рабочий день равнялся тринадцати часам, к концу 80-х годов сократился до десяти, а в 90-х годах — до девяти с половиной часов. Однако хозяева фабрик произвольно увеличивали рабочий день, заставляли выходить на производство в выходные дни. Применялась система штрафов: за самую небольшую провинность снижали расценки, урезали и без того невысокую зарплату. Рабочие подвергались гнету и со стороны низшей (сугубо русской) фабричной администрации. Мастера, конторщики, табельщики регулярно обсчитывали их.
ИСТОРИЯ КОНЧИЛАСЬ с Первой мировой войной. Многие немецкие предприятия в России были вынуждены закрыться. Фабрики Шрёдера-Беккера трансформировались в советское предприятие «Красный Октябрь», которое выпускало одноименные инструменты до самой Перестройки; в середине 1990-х новые владельцы решили вернуть себе раскрученную марку «J. Becker». Позже, по ряду сведений, марка была продана китайцам, а фабрика была закрыта окончательно. Но это, как легко догадаться, уже совсем другой рассказ.
Список литературы
The Chief сентябрь 2009