При этом урожайность будет формироваться преимущественно за счет зимних запасов влаги. Это свидетельствует о преимуществе в данном случае ранних сроков посева, которые лучше используют зимне-осенний запас влаги в почве. И наоборот, при исходных запасах влаги в почве 70 мм и выпадении в летний период 100—110 мм осадков целесообразно ориентироваться на летний максимум осадков, и посев яровой пшеницы оттянуть до 25—27 мая.
—возможность влагообеспечения растений в критическую фазу водопотребления за счет летних (июльских) осадков;
—возможность снижения засоренности посевов, особенно овсюгом, благодаря провокации его прорастания и удлинения периода для предпосевной обработки почвы;
—уход растений от массовой яйцекладки бабочек серой зерновой совки благодаря нарушению синхронности фаз развития пшеницы и вредителя, сложившихся в процессе эволюции.
—пересыхание и чрезмерная рыхлость семенного ложа к моменту посева, которые не позволяют создать оптимальные параметры для формирования густоты всходов. Возникает опасность возникновения "вялого" плесневения семян, в результате чего зародыш семени погибает. При этом чем дольше семена остаются в почве с недостаточной влажностью, тем ниже их полевая всхожесть. Для снижения риска возникновения плесневения семян их следует протравливать перед посевом: при ранних сроках посева системными, а при поздних—контактными препаратами или обрабатывать биопрепаратами типа ризоплана;
—затягивание сроков созревания и уборки на период осеннего понижения температур и выпадения осадков, которые сопряжены со снижением качества зерна (уменьшением содержания белка, клейковины, получением семян с физиологически недозрелым зародышем). Если налив и созревание яровой пшеницы проходят в осенний период при температуре ниже оптимальной (20—21 °С), а особенно ниже 15—16 °С при высокой влажности почвы и воздуха, то зародыш семени остается в физиологически недозрелом состоянии. Он слабо дифференцируется на зародышевые органы, которые к тому же ослаблены. Зерновка меньше содержит белка и больше углеводов. Колеоптиле и зародышевый побег обладают пониженной способностью пробиваться на поверхность почвы, а следовательно, преодолевать глубокий, уплотненный слой почвы.
Засоренность посевов служит одним из весомых критериев переноса сроков посева яровой пшеницы на более поздние. Для этого следует знать особенности биоэкологии сорняков, способности их прорастать в ранневесенний период, а также их видовой состав.
Сообщество малолетних и поздних яровых, а также многолетних сорняков изменяется по зонам. В предпосевной период проводится провокация прорастания семян сорняков, преимущественно ранних яровых овсюга обыкновенного, гречихи татарской, мари белой и других, которые прорастают при прогревании почвы до 8—10 °С на глубине 0—5 см. Сорняки прорастают при температуре более высокой, чем минимальная температура для прорастания зерновых культур (3— 5 °С). Это свидетельствует о возможности прорастания семян, формирования всходов зерновых культур в отсутствии всходов сорняков при оптимально ранних сроках посева, особенно при создании условий для стартового ритма ростовых процессов: использовании семян с высокой энергией прорастания, прогретых, протравленных, заделанных на оптимальную глубину и при внесение Р2О5 в норме 20—30 кг д. в./га в рядки. При повышении температуры до 10—15 °С при поздних сроках посева прорастают не только ранние, но и поздние яровые сорняки, которые могут быть уничтожены предпосевной обработкой почвы: боронованием, культивацией.
В условиях лесостепи Западной Сибири на засоренных малолетними сорняками полях до средины мая появляется 8—20 % всходов сорняков, в конце мая — начале июня — 25—69 % от общего их количества. Поэтому снижение засоренности посевов в системе предпосевной подготовки почвы реально только для пропашных и поздних яровых культур: картофеля, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, проса, гречихи. Что касается хлебных злаков и зернобобовых, то лучший способ борьбы с сорняками в их посевах с помощью срока посева — создание конкурентоспособных растений с оптимальной густотой стеблестоя и стартовым ритмом ростовых процессов.
Учитывая, что при отсутствии раннеспелых сортов зерновых культур увеличивается риск попадания налива зерна поздних сроков посева под осенние низкие температуры и затяжные осенние дожди, в Сибири целесообразно отрицательное влияние летней засухи ослаблять при ранних посевах следующими приемами: накоплением и сбережением осенне-зимних осадков (посев кулис, снегозадержание, задержание талых вод), экономным влагопотреблением растений на фоне внесения органо-минеральных удобрений, применением почвозащитных обработок почвы с мульчирующим слоем растительных остатков. В этих случаях отрицательное влияние июньской засухи ослабляется, а осенью складываются более благоприятные условия для уборки зерновых культур, в результате чего зерно убирают с меньшей (на 7—8 %) влажностью, менее пораженное фузариозно-гельминтоспориозными заболеваниями, ферментативно-микозным истощением (ЭМИС).
Маневрирование со сроками посева широко используется для оптимизации фитосанитарного состояния посевов сельскохозяйственных культур и получения более здоровой продукции.
Сроки посева в значительной мере определяют фитосанитарное состояние по головневым заболеваниям, фузариозу гречихи, корнееду сахарной свеклы, фузариозу кормовых бобов и др. По данным С. М. Тупеневича, развитие фузариозов на зерновых культурах в значительной мере зависит от сроков посева. Механизм влияние связан с различными требованиями к температуре: активность грибов рода Fusariumвозрастает при высокой температуре (18—24 °С), в то время как для роста и развития зерновых благоприятны температуры, начиная с 5— 8 °С. Различиями в требованиях растений-хозяев (горох, вика, зерновые, сахарная свекла) и фитофагов (клубеньковых, свекловичных долгоносиков, свекловичных блошек, хлебной полосатой блошки, злаковых мух и других) к температурам объясняется эффективность сроков посева в защите растений от фитофагов. Фитофаги обычно заселяют всходы и повреждают их только при устойчивой среднесуточной температуре более 12 oС, а зерновые и зернобобовые к этому периоду успевают пройти критическую фазу (1—3 листа). Поэтому оптимально ранние сроки посева в сочетании с оптимальной нормой высева и приемами, обеспечивающими стартовый ритм ростовых процессов, позволяют снизить численность фитофагов в 2—3 раза.
Влияние сроков сева заметно проявляется и на развитии листостеблевых инфекций. В Казахстане и на Дальнем Востоке, например, в большей степени поражаются бурой и стеблевой ржавчиной культуры с поздними сроками сева и позднеспелые сорта. Аналогичные данные приводит Э. Э. Гешеле.
Сроки посева имеют существенное значение в ограничении развития мучнистой росы ячменя, септориоза яровой пшеницы, аскохитоза гороха. В странах Западной Европы подбор сроков посева позволяет значительно снизить заболеваемость ячменя мучнистой росой, вследствие чего надобность в применении фунгицидов отпадает.
Маневрирование сроками посева с целью ограничения трансмиссивных инфекций позволяет миновать период активной деятельности переносчиков возбудителей вирусных инфекций с минимальными потерями. Биологическая эффективность этого приема достигает 100 %.
Период посева озимой пшеницы в ранние сроки совпадает с периодом массового размножения и миграции переносчиков вируса полосатой мозаики. Поэтому задержка со сроками посева до первой декады октября приводит практически к полному оздоровлению посевов. Между развитием полосатой мозаики пшеницы и урожаем зерна при разных сроках сева проявляется средняя обратная зависимость:
r=- 0,685 ±0,
Яровые зерновые культуры (пшеница, ячмень, овес, кукуруза, рис), наоборот, сильнее поражаются вирусными болезнями при поздних сроках посева. Исключение составляет закукливание овса в Западной Сибири, которое сильнее развивается при ранних сроках. Это связано с тем, что массовый лет темных цикадок — переносчиков вируса — совпадает с появлением всходов ранних посевов, которые они и заселяют. Более поздние остаются здоровыми. Сверхпоздние посевы также поражаются закукливанием, так как на них мигрируют цикадки первого летнего поколения.
Таким образом, оптимальные сроки сева являются чрезвычайно важным приемом, ограничивающим развитие всех экологических групп вредных организмов. Оптимизация этого приема производится в соответствии с биологическими особенностями сельскохозяйственных культур и зон их возделывания, а также биоэкологии вредных организмов, особенно механизма передачи возбудителей. Для почвенных, или корневых, вредных организмов решающая роль принадлежит выбору условий, при которых интенсифицируется рост корневой системы и тем самым повышается их физиологическая устойчивость к болезням и вредителям; для семенных инфекций важно сократить продолжительность критического периода, когда происходит заражение растений возбудителями; для наземно-воздушных вредных организмов следует избегать совместимости во времени восприимчивой фазы и массового проявления развития болезней и вредителей, а для трансмиссивных — обеспечить уход от времени максимальной активности переносчиков.
Чулкина В. А., Торопова Е. Ю., Чулкин Ю. И., Стецов Г. Я. Агротехнический метод защиты растений. Учебное пособие. Под редакцией академика, первого вице-президента РАСХН А.Н.Каштанова.- М.: ИВЦ "МАРКЕТИНГ", Новосибирск: ООО "Издательство ЮКЭА", 2000.- 336 с.