Смекни!
smekni.com

Проект автоматизированного рабочего места специалиста по формированию программ радиовещания (стр. 2 из 14)

CHR (Contemporary Hit Radio) - современное "хитовое радио" с целевой аудиторией 12…25 лет.

Rock - рок-музыка. В эфире таких станций преобладают композиции в стилях рок-н-ролл и рок с целевой аудиторией 18…35 лет.

EZ (Easy Listening) - фоновый, ненавязчивый, мягкий формат с расслабляющей, успокаивающей музыкой;

Шансон - смесь городского романса, бардовской песни, так называемой "блатной музыки" и т.п.

Конечно, эта квалификация достаточно условна. Однако она играет существенную роль при формировании сетки вещания коммерческих радиостанций. Заметим, что столь большое разнообразие форматов и стилей свойственно только коммерческому радио, где идет жесткая конкурентная борьба за аудиторию, которая с ростом числа станций разбивается на все более мелкие и мелкие сегменты (группы слушателей). Но параллельно с этим идет и процесс укрупнения - появление так называемых сетевых станций, принадлежащих одному владельцу, разбросанных по территории, транслирующих одинаковые программы, но с разными региональными рекламными вставками.

Наземное радиовещание ведется в диапазонах длинных (144…353 кГц), средних (520…1710 кГц), коротких (3,2…3,4; 3,5…3,8; 3,9…4,0; 4,75…5,06; 5,95…6,2; 7,1…7,3; 9,5…9,9; 11,65…12,05; 13,6…13,8; 14,0…14,35; 15,1…15,6; 17,55…17,9; 21,45…21,85; 25,65…26,1; 28,0…29,7 МГц) и метровых волн (65,8…74 и 87,5…108 МГц).

В диапазонах длинных (ДВ), средних (СВ) и коротких (КВ) волн передатчики работают с использованием амплитудной модуляции несущей частоты. В этих диапазонах радиовещание является монофоническим.

В диапазоне МВ осуществляется высококачественное стереофоническое радиовещание с использованием частотной модуляции несущего колебания.

Следует различать производство прямых ("живых") передач и производство фонограмм, т.е. готовых записей фрагментов будущих передач. При прямых вещательных передачах звуковые сигналы, поступающие от микрофонов, обрабатываются непосредственно в процессе передачи, включая наложение сигналов ранее записанных фонограмм. Производство фонограмм включает в себя репетиции, первичную запись с предварительной и постобработкой, в том числе монтаж. Первичная запись звуковых сигналов в студиях, концертных и театральных залах, спортсооружениях и т.д. осуществляется с помощью стационарного, передвижного и переносного звукового оборудования. В процессе записи производится предварительная обработка звукового сигнала [1-2].

1.2 Структура и функции аппаратно-студийного комплекса радиостанции

Аппаратно-студийный комплекс (рисунок 1.2) современной радиостанции, давно работающей на рынке информационных услуг, состоит, как правило, из нескольких акустически обработанных помещений.



Рисунок 1.2 - Укрупненная структурная схема коммерческой радиостанции с указанием внестудийных источников звуковых сигналов.

В них размещаются:

одна или две студии для приема гостей;

вещательная аппаратная, откуда готовые программы выдаются в канал связи для доставки к передатчику;

аппаратные монтажа и обработки фонограмм, в которых выполняется вся подготовительная работа по созданию собственных программ или их фрагментов;

студия новостей (ее назначение понятно из названия);

студия для подготовки рекламных вставок.

В состав станции также входят фонотека, аппаратная перезаписи, реставрации и архива.

Крупные радиостанции имеют возможность получать программы от внешних источников, которые могут поступать по спутниковым, радиорелейным, модемным и оптоволоконным каналам доставки звуковых сигналов. Коммерческие радиостанции оснащены также системой записи эфира. Кроме того, они могут располагать несколькими стационарными корреспондентскими пунктами в городе (иногда даже и за его пределами) и, конечно, мобильными радиожурналистскими комплектами аппаратуры для записи, редактирования и передачи репортажей [3-4].

Эфирная студия предназначена для проведения прямых передач в эфире. Это рабочее место ди-джея. На маленьких станциях бывают дикторские студии, связанные визуально с вещательной аппаратной.

В настоящее время достаточно широко применяются также цифровые микшерные консоли, что позволяет создавать полностью цифровые студии, в которых звуковой сигнал от источника до стереокодера передатчика остается в цифре. В этом случае применяют высококачественные аналого-цифровые преобразователи для микрофонных и телефонных линий. При использовании источников звуковых сигналов с соответствующими интерфейсами возможно полное управление их работой с микшерного пульта.

В качестве основных источников программ используются цифровые звуковые компьютерные станции, выполненные на базе персональных или узкоспециализированных компьютеров. Цифровые вещательные компьютерные станции, оснащенные соответствующим аппаратно-программным обеспечением, являются наиболее универсальным источником программ, представляющим персоналу радиостанции максимум удобств. С их помощью возможно автоматизированное вещание, при котором на человека возлагаются только контрольные функции. Чрезвычайно важной является возможность работы цифровой компьютерной станции в сети передачи информации (LAN, Internet), которая обеспечивает оперативность и исключает использование промежуточных физических носителей информации.

При организации рабочего места ди-джея часто используются и так называемые джингл-машины, которые, по образному выражению, позволяют "разместить целую библиотеку звуков на кончиках пальцев".

В качестве источников программ на радиостанциях используются также:

проигрыватели компакт-дисков (в основном содержащие музыкальные произведения, рекламные ролики, заставки, отбивки и т.п.);

DAT (Digital audio tape) - магнитофоны (позволяют записывать оцифрованный сигнал на магнитную ленту, используется для организации эфира в записи);

проигрыватели минидисков (чаще всего для выдачи в эфир рекламных роликов, при экстренных ситуациях);

телефонные гибриды (согласующие устройства для выдачи в эфир сигнала телефонной линии при "живых" передачах).

В наиболее сложных телефонных гибридах применяются цифровые фильтры, эквалайзеры и встроенная динамическая обработка звука. Такие телефонные гибриды обеспечивают уверенный прием сигнала независимо от качества телефонных линий. Часто используются также и катушечные магнитофоны (например, при воспроизведении архивных записей) [2-4].

При прямых репортажах собственных корреспондентов оперативная передача информации на радиостанцию может осуществляться как по обычным телефонным линиям, так и по специализированным, например, с использованием каналов GSM (глобальный цифровой стандарт для каналов мобильной связи). Вся звуковая информация с качеством компакт-диска из любой точки мира через сотовый телефон GSM или по каналу ISDN (цифровая сеть с интеграцией служб) в реальном времени передается в студию и далее при необходимости мгновенно в эфир. В случае отсутствия каналов подвижной связи можно воспользоваться обычной телефонной линией и модемом. Для получения информации в студии необходимо иметь аппаратные средства и программное обеспечение для приема звуковой информации в используемом формате. При этом некоторые системы осуществляют двустороннюю связь в реальном времени.

Одним из источников программ в радиовещании является спутниковый канал доставки сигнала для последующей его ретрансляции местной радиостанцией. Головные, в основном, московские радиостанции, купив оборудование системы спутниковой трансляции радиопрограмм, могут вещать на всю территорию Украины: например, радиостанция "Русское радио" для этой цели использует оборудование компании ComStream.

Для контроля качества звуковых сигналов на радиостанциях используются либо студийные мониторы (колонки) АС1 и АС2, либо головные телефоны (ГТ), подключаемые к пульту звукорежиссера через усилители звуковой частоты.

Все оперативное управление звуковыми устройствами осуществляется с компьютерной станции автоматизированного вещания. Она является частью общей компьютерной сети всей радиостанции, в которую входят компьютеры отдела подготовки рекламы и музыкальных программ, отдела новостей, архива музыкальных записей, компьютеры планирования выпуска рекламы и построения сетки вещания, а также компьютеры управления эфиром. Такие системы обеспечивают высокую гибкость и большое число дополнительных возможностей. Они позволяют оперативно составить эфирный выпуск радиопередачи из уже заранее подготовленных фонограмм и коротких вставок (реклама, позывные станции, джинглы, шумовые эффекты и т.п.). Совокупность этих материалов обновляется по мере необходимости. Заметим, что последовательность выдачи программ в эфир может быть быстро изменена даже в процессе вещания.

Для согласования звукового сигнала на выходе эфирной студии с передатчиком или релейной линией, с помощью которой организуется доставка сигнала к передатчику, используют процессоры динамической обработки сигнала (FM-процессоры), позволяющие значительно улучшить характеристики звукового тракта всей радиостанции. Они расширяют зону уверенного приема радиосигнала станции, увеличивают соотношение сигнал/шум, позволяют расширить стереобазу и многое другое.

Эти приборы, как правило, производят обработку в нескольких (трех-семи) частотных полосах и содержат в своем составе такие устройства, как левеллер (АРУ), компрессор, лимитер, энхансер, стереокодер и др. Часто FM-процессор имеет устройства частотной коррекции сигнала (эквалайзер) и окраски звука (эксайтер). Основная задача этого оборудования - согласование динамических диапазонов передатчика и студийного тракта, ограничение величины девиации сигнала на выходе передатчика, и предварительная обработка звукового сигнала перед его подачей на стереокодер.