Вполне возможно, что владелец Парижской диорамы, добившись выдающегося результата не серебряной пластинке, не спешил знакомить с ним старшего компаньона, как это было положено договором. Сам же Ньепс, помнивший свои неудачи с серебром, находящийся на краю жизни, не придал письмам парижанина большого значения.
Возможно, Дагерр уже с 1832 года уделял йодистому серебру особое внимание, но будучи моложе Ньепса на 22 года и более обеспеченным материально, не спешил с опытами. После смерти Дагерр потребовал пересмотра договора, верно рассчитав, что Исидор Ньепс, не имевший больших связей в Париже, вынужден смириться с любыми условиями.
Дагерр действительно в качестве изображения пошел далее Ньепса, но и начинал он не на пустом месте, как пришлось старому изобретателю. Изображения, созданные парижанином в камер-обскуре на йодированных посеребренных пластинках большого формата, размером примерно в 19*21 см, были чудом. Названные по имени художника дагерротипами, они были столь совершенны, что и современные фотографии мало чем их превосходят. Т.Кравец писал о дагерротипе: «Когда мы в наши дни смотрим на старый дагерротип, то иногда просто хочется сказать, что с тех пор фотография в смысле художественного совершенства не сделала ни шагу вперед».
В 1839 году большой пожар уничтожил Диораму, а вместе с ней сгорели имущество и лаборатория Дагерра. Поправить дела можно было лишь пустив в ход дагерротипию.
7 января 1839 года известный физик Араго на заседании Парижской Академии наук доложил об изобретении: «Дагерр открыл способ получения особых экранов, 6на которых оптическое изображение оставляет хороший отпечаток…»
Сообщение известного ученого повергло в изумление Старый и Новый свет, но подробности пока не сообщались. Араго предложил французскому правительству назначить Даггеру и Ньепсу – сыну пожизненные пенсии, а чудесное изобретение подарить народам от имени Франции. Нужно было время, чтобы национальное собрание приняло соответствующий закон. 19 августа 1839 года Араго доложил объединенному собранию Парижской Академии наук и Академии изящных искусств подробное описание способа получения дагерротипа. Этот доклад и определил день рождения фотографии.
Но споры о приоритете продолжались. Поскольку Дагерр преувеличил свою роль в изобретении, голоса в защиту Нисефора Ньепса раздались сразу же после первого сообщения Араго. Полемика велась с переменным успехом, пока в 1949 не увидели свет «Документы по истории изобретения фотографии», изданные в нашей стране. Роль каждого из компаньонов была точно определена. Приоритет, хоть и с опозданием, окончательно признан за Нисефором Ньепсом.
2 Фотографические свойства цветных фотоматериалов
Так как цветной фотоматериал состоит из трех различных светочувствительных слоев, а изображение на нем образуется с помощью трех цветоделенных окрашенных изображений, естественно, что для определения его фотографических показателей необходимо установить параметры трех его составляющих. При этом для каждого слоя определяют те же показатели, что и для черно-белых фотоматериалов: светочувствительность, коэффициент контрастности, оптическую плотность вуали, фотографическую широту и т.д. Эти показатели называют частичными и обозначают добавлением к общепринятым обозначениям малой буквы, отражающей цвет красителя или спектральную чувствительность слоя.
Система определения показателей, т.е. сенситометрия, основана, как и у черно-белых, на установлении зависимости оптической плотности от количества воздействующего света путем построения характеристических кривых. Так как цветное изображение образуется не серебром, а красителями, измерение оптических плотностей осуществляют за зональными светофильтрами: плотность голубого красителя измеряют за красным светофильтром, пурпурного – за зеленым и желтого – за синим. По результатам измерений строят три характеристические кривые.
В остальном фотографические показатели отдельных цветных фотоматериалов определяются так же, как у черно-белых. Поэтому мы рассмотрим только те показатели, которые не устанавливаются для черно-белых фотоматериалов и характеризуют свойства не отдельных слоев, а всего цветного фотоматериала в целом.
Общая светочувствительность цветного фотоматериала находится как наименьшая из частичных светочувствительностей. Ее величина, указанная на упаковке цветного материала, устанавливается так же, как и для черно-белого, поэтому экспозиция для них определяется одинаково.
Общим коэффициентом контрастности цветных фотоматериалов считается наибольший из частичных коэффициентов контрастности для зелено- и красночувствительных слоев.
Общая фотографическая широта для негативных цветных фотоматериалов равна интервалу логарифмов экспозиций, в пределах которого все три характеристические кривые прямолинейны, а для позитивных равна наименьшей из частичных.
Разрешающая способность и резкостные свойства у цветных фотоматериалов, как правило, ниже, чем у черно-белых. Это связано в основном с наличием у цветных материалов трех светочувствительных слоев, их большей толщиной и механизмом проявления.
Чтобы получить высококачественное цветное изображение, фотографические показатели отдельных слоев материалов должны соответствовать друг другу, т.е. должны быть сбалансированными. Показателями сбалансированности являются баланс светочувствительности и баланс контрастности.
3 Преимущества любительской цифровой
фотосъемки
Идеологически между пленочным и цифровым фотоаппаратом нет никакой разницы. Обе камеры представляют собой светонепроницаемую коробку, в которой имеются устройства для проецирования изображения (объектив) и фиксации полученной картинки (в роли светочувствительного элемента выступает либо пленка, либо матрица). Все остальное – затворы и вспышки, объективы и синхроконтакты, экспонометр и система автофокуса, стабилизаторы и видоискатели, фильтры и насадки – лишь обвязка, и не более того.
Однако от нее зависят и возможности фотоаппарата, и его эргономика. И эта обвязка продолжает совершенствоваться!
Уже с середины девяностых годов прошлого века – то есть более десяти лет назад! – основные производители фотоаппаратуры стали сворачивать разработку пленочных камер, аксессуаров и расходных материалов для них, сосредотачиваясь на камерах цифровых.
Многие кампании вообще отказались от выпуска пленочных фотоаппаратов, другие сильно сократили модельные ряды и сбавили темпы их обновления.
В то же время в цифровые камеры, модели которых меняются просто с калейдоскопической быстротой, мгновенно внедряются все технические новшества…
Цифровые фотокамеры надежнее, легче и компактнее пленочных. Большая механическая прочность цифровых камер, равно как и меньшие размеры и вес этих устройств, объясняются отсутствием механического затвора и системы перемотки, которые для пленочных фотоаппаратов обязательны. Любителям цифровой фотосъемки гораздо проще практически всегда иметь камеру под рукой, что открывает им дополнительные возможности запечатления повседневной реальности, в которой масса интересного и необычного!
Ключевое преимущество цифровой камеры перед пленочной состоит в том, что она открывает невероятный просмотр для эксперимента. Это крайне важно как при обучении, когда начинающий фотограф делает первые шаги, так и впоследствии, когда уже обладающий опытом фотолюбитель желает ловить, или строить необычные кадры.
Несложный расчет показывает, что по стоимости владения – то есть по суммарным затратам в течение срока эксплуатации – цифровая фотокамера значительно выгоднее, чем камера пленочная. И это несмотря на то, что в дополнение к и без того не дешевому цифровому фотоаппарату нужен еще и персональный компьютер. Конечно, теоретически можно представить себе человека, просматривающего и редактирующего полученные изображения непосредственно в камере и отпечатывающего все сделанные кадры в лаборатории.… Но восторга такой подход как-то не вызывает: уж больно нерационально, во всех отношениях. Конечно, необходимый фотолюбителю компьютер может быть использован не только для хранения снимков, но и для решения многих других задач: работы, общения, творчества, развлечений и так далее.
Снимок, полученный цифровой камерой, не стоит практически ничего. «Цифровой» фотограф может сделать любое количество дублей для получения желаемого кадра, экспериментируя с настройками камеры. Конечно один кадр стоит копейки, но ведь обучающемуся фотографии необходимо сделать многие сотни снимков, чтобы приобрести необходимые навыки.… Да и с окончанием этапа первоначального обучения ситуация не меняется! Скорее наоборот: когда процесс съемки становится простым и понятным, фотолюбитель начинает замечать вокруг себя многочисленные объекты, ситуации и явления, которые просто просятся в кадр! Поэтому опытный фотограф снимает ничуть не меньше новичка: порядка сотни кадров за съемочный день – вполне нормальное количество.
Крайне удобны для экспериментирования оказывается и то, что цифровая камера предоставляет возможность мгновенно увидеть результат съемки. Это позволяет сразу отсеять явный брак и при необходимости тут же щелкнуть повторно, внеся в процесс необходимые коррективы.
«Цифра» предоставляет необычайно богатые возможности для послесъемочной обработки фотографий. Можно изменить яркость и контрастность полученного изображения, выполнить кадрирование, повернуть снимок, усилить в полученной картинке отдельные оттенки, окрасить ее в цвета сепии, перевести в монохром, закрасить красные глаза.…А если результат не понравится, нетрудно отменить редактирование и вернутся к исходному варианту.
Кроме достаточно традиционных манипуляций, цифровой кадр, может быть, подвергнут изменениям, которые для пленочных недоступны или как минимум чрезвычайно сложны и трудоемки. Программы обработки изображений легко позволяют не только отсечь ненужные элементы, но и добавить нужные (например, впечатать в кадр Луну или салют, отсутствующие в исходном снимке), превратить фотографию в барельеф, вставить снимок в календарь, поздравительную открытку и т.д.
Цифровое фото легко хранить и распространять. На одном компакт-диске могут быть размещены сотни и тысячи снимков, которые в бумажном виде заняли бы десятки альбомов.…А ведь эти альбомы нужно где-то хранить, в то время как в наших квартирах не так уж много свободного места. Кроме того, цифровые снимки, в отличие от пленок и отпечатков, со временем не портятся: они не выцветают, не мнутся, не истираются и спустя годы остаются такими же яркими и качественными, как через секунду после получения.
Копирование цифрового снимка не стоит ровным счетом ничего. Поэтому очень просто и не накладно раздавать свои фотографии любому количеству людей. Причем не только тем, кто находится с вами в одном городе, но и обитающим в любом месте планеты. И при этом оригинал останется у вас!