Половозрелый паразит локализируется в кишечнике птиц-ихтиофагов. К ним относятся различные виды чаек, поганок, цапель, бакланов, домашняя утка и курица, ворона, голуби, некоторые пернатые хищники. Всего насчитывается 37 видов птиц, которые служат окончательным хозяином лигул. М. Н. Дубинина (1957) экспериментальным путем вызвала заражение лигулезом собак и кошек. Таким образом, плотоядные животные тоже могут служить окончательным хозяином этого гельминта [9].
Яйца лигулы имеют овальную форму, длина их 45-50 мм, и ширина 31—33 мм, на одном из полюсов имеется отверстие, через которое личинка выходит в воду. Массовый выход личинок наблюдается через 5-6 суток при температуре воды 25°. Благодаря наличию ресничек личинка плавает в воде и может жить в свободном состоянии до двух суток. Для дальнейшего сохранения и про-должения жизни она должна попасть в организм промежуточного хозяина -циклопа [10].
В организме промежуточного хозяина личинка претерпевает большие изменения, прежде всего теряет ресничный покров, меняет форму (удлиняется), увеличивается в размерах и скоро превращается в зрелого процеркоида с мешковидным отростком на заднем конце. Через 9—10 суток с момента попадания в организм циклопа процеркоид становится инвазионной формой, в случае заглатывания его рыбой наступает заражение. Если же в течение 3-5 суток зараженный рачок не будет съеден рыбой, то личинка паразита в его теле гибнет.
В кишечнике рыбы промежуточный хозяин (рачок) под влиянием пищеварительных ферментов переваривается, а процеркоид проникает в стенку кишечника и током крови заносится в брюшные мышцы, а затем попадает непосредственно в брюшную полость. Здесь паразит превращается в третью стадию личинки, которая называется плероцеркоид. Инвазионной стадии плероцеркоид достигает через 12—14 месяцев. В организме рыбы лигула в стадии плероцеркоида может жить 2—3 года. Одновременно с увеличением размера плероцеркоида в стробиле закладываются половые органы, но окон-чательно они не развиваются, так как для этого в организме рыб нет соответствующих условий [11].
Если в этот период рыба вместе с плероцеркоидом будет проглочена рыбоядной птицей, то в кишечнике последней лигула через 45-60 часов превращается в половозрелую форму и усиленно выделяет яйца в окружающую среду. Заражение птиц лигулезом наступает также при.заглатывании изолированных зрелых плероцеркоидов, оказавшихся в воде после гибели рыбы. Общий вид плероцеркоида показан на рис. 18.
Численность плероцеркоидов в брюшной полости рыб бывает разная; И. Г. Щупаков находил от 6 до 10 экземпляров длиной 24—32 см; Л. Лощилов- 2-6 лигул, причем он обратил внимание на парное нахождение их [12].
1.5 Клинические признаки
Начальный период заражения рыб личинками лигулы проходит бессимптомно и лишь с увеличением плероцеркоидов обнаруживаются характерные признаки заболевания. У рыб увеличивается брюшко, выпячивается вперед грудная область, отмечается напряженность брюшных мышц, рыбы не принимают корма, у них нарушается координация плавательных движений.
Припухлость в области груди и брюшка появляется в результате непомерного роста плероцеркоидов, которые локализируются в брюшной полости долгое время (до 2-3 лет). Вследствие этого возникает воспаление мышечной ткани и кожи между грудными плавникамии в области брюшка. В конце концов это приводит к чрезмерному растягиванию, а иногда и к разрыву брюшной стенки. Через образовавшееся отверстие плероцеркоид лигулы часто выходит в воду [13].
При благоприятном исходе болезни края язвы рубцуются, стягиваются, отверстие заполняется грануляционной тканью и рана заживает.
В тяжелых случаях заболевания изменяется поведение рыб, они постоянно держатся в верхних слоях воды и беспокойно плавают, рыба, как говорят, «мечется» у поверхности воды. При длительном течении заболевания рыбы худеют, слабеют и гибнут.
Рис-2. Рыба, больная лигулезом (по Э. М. Ляйману).
1.6 Патологоанатомические изменения
Из патолого-анатомических изменений при лигулезе следует отметить атрофию всех паренхиматозных органов и в первую очередь печени. У сильно зараженных рыб, как отмечает А. Ф. Кошева, этот орган почти полностью атрофируется, остается лишь небольшое количество стромы дряблой консистенции.
Кишечник обычно сдавлен в разных местах и переплетен лентовидным телом плероцеркоида, стенка его истончена, жировая ткань исчезает. Атрофируются также органы размножения [14].
1.7 Диагностика и меры борьбыДиагноз на лигулез устанавливается на основан зпизоотологических и клинических данных, а также паразитологического вскрытия рыб. Обнаружение в их брюшной полости личинок лигулы является наиболее достоверным фактором для диагностики заболевания. С этой целью отлавливают некоторое количество рыб и исследуют обычным способом. Характерное лентовидное тело и локализация личинок лигулы позволяют безошибочно поставить диагноз на лигулез.
Для выяснения интенсивности заражения циклопов процеркоидами можно прибегнуть к отлову рачков и микроскопическому их исследованию. В теле живых циклопов процеркоиды обычно, сокращаясь, передвигаются из одного места в другое. Поэтому обнаружить зараженных личинками лигулы рачков не представляет особого труда [15].
Разработка эффективных мер борьбы с лигулезом и осуществление их на практике часто наталкиваются на множество трудностей.
Дело в том, что природными очагами лигулеза, как правило, являются водоемы огромных размеров и применить те же средства борьбы с болезнями рыб, какие обычно применяются на прудах, не всегда возможно. Поэтому задачей науки является изыскание способов - и путей для уменьшения инвазирования молоди ценных промысловых рыб лигулой. Отстрел птиц-ихтиофагов, рекомендуемый многими авторами, ведет лишь к частичному снижению зараженности рыб этим паразитом. И тем не менее следует использовать все доступные средства, пусть даже малоэффективные, для того, чтобы снизить численность лигул в природе [16].
На небольших водоемах и прудах рыбоводческих хозяйств проводят такие противолигулезные мероприятия. В первую очередь следует провести отстрел рыбоядных птиц, соорудить различного рода отпугивающие чучела и т. д.
Важным мероприятием является отлов больных и зараженных плероцеркоидом рыб. Такие рыбы, как показали пробные ловы в устье р. Конки (Каховское водохранилище), находят укрытие в защищенных от волнобоя местах. Именно в этих местах скопляются больные караси и другие рыбы.
Вылов их позволит не допустить заглатывание рыбоядными птицами и в то же время не отразится отрицательно на промысловом улове, поскольку зараженные лигулой рыбы так или иначе погибнут во время зимовки или будут выловлены птицами-ихтиофагами [17].
В рыбоводческих хозяйствах, где установлено заражение рыб лигулой, борьба должна осуществляться по обычной схеме. Зараженную рыбу следует выловить и реализовать в пищу; пруды, в которых выявлен лигулез рыб, нужно спустить, мелиорировать, осушить, обработать негашеной известью. Особое внимание должно быть обращено на полное уничтожение сорных рыб, которые также могут быть заражены плероцеркоидом лигулы.
По данным М. М. Воробьева (1940) и М. Н. Дубининой (1957), окончательным хозяином лигулы может быть также домашняя утка [12]. Утки всегда содержатся на нагульных прудах и в случае заражения мелких рыб личинкой лигулы заразное начало может перейти к этим птицам.
В рыбоводных прудах, где выявлен лигулез, утки временно не должны выпускаться на воду [18].
Рациональный способ борьбы с лигулезом в малых водоемах предлагает А.К. Щербина. Автор советует обратить главное внимание на выращивание ценной, но в то же время устойчивой к лигулезу рыбы (судака, возможно серебряного карася и др.). Выполнение этого биологического метода борьбы приведет к разрыву эпизоотической цепи лигулезной инвазии и в конечном итоге к оздоровлению водоема [19].
После ликвидации заболевания необходимо завозить рыбу для посадки в пруды из благополучных хозяйств и следить за тем, чтобы на прудах не гнездовались рыбоядные птицы -дефинитивный хозяин лигулы.
Наконец, следует обратить внимание еще на один весьма важный фактор борьбы с лигулезом рыб - обезвреживание личинок, чтобы плероцеркоиды лигул не выбрасывали с выпотрошенными органами рыб в сточные желоба и не попадали в реки и заливы, на заводах
2. Эксперементальная часть
2.1 Краткое описание водоемов и водохранилищ Костанайской области
Территория области характеризуется относительно равнинным рельефом с притоками рек: Аят, Убаган. Уй, Торгай с притоками рек: Сарыозен, Кара. Северную часть занимают юго-восточная окраина Западно-Сибирской низменности, к югу от нее располагается Торгайское плато; на западе области – волнистая равнина Зауральского плато, а на юго-западе отроги Сарыарки.В северной части области преобладают черноземы с красноковыльно-разнотравной растительностью, березово-осиновыми колками и сосновыми борами (Аракарагай, Аманкарагай); в центральной части – каштановые почвы с разнотравно-красноковыльной растительностью, сосновым бором Наурзымкарагай, на базе которого организован одноименный заповедник, в южной половине светло-каштановые почвы и сероземы с типчаково-ковыльной и полынной растительностью.
Речная сеть редкая. В пределах области насчитывается около 310 мелких рек. Наиболее крупные реки – Тобол и Торгай.
На реке Тобол находятся Верхнетобольское, Каратамарское и Амангельдинское водохранилища.