Продолжительность беременности у лисиц длится 49 - 58 суток. В выводке насчитывается от 4 - 6 до 12 - 13 щенков, покрытых тёмно - бурой шерстью. В двухнедельном возрасте они начинают видеть и слышать, у них прорезаются первые зубы. Полтора месяца мать кормит лисят молоком; кроме того, родители постепенно приучают детёнышей к обычной пище, а также к её добыванию. Cо времени гона до окончательного выхода лисят из норы проходит около 6 месяцев.
В их воспитании принимают участие оба родителя. Подрастающие щенки рано начинают отлучаться от «дома» и часто встречаются далеко от него, будучи ещё совсем маленькими. К осени они вполне вырастают и могут жить самостоятельно. Некоторые самки уже со следующего года начинают размножаться, во всяком случае, достигают половой зрелости в двухлетнем возрасте. В неволе лисицы живут 20 - 25 лет, но в природе - лишь несколько лет.
Линька. Как и всем пушным зверям, свойственна периодическая смена волосяного покрова. Линяют 1 раз в год. Старая шерсть выпадает клочьями, на ее месте появляется новый подрастающий остевой волос, поэтому мех лисицы летом редкий и грубый. К осени подрастают и пуховые волосы. Мех постепенно густеет и в ноябре достигает полного развития.
У хорошо упитанных лисиц весенняя линька проходит быстро, зимний волос выпадает обычно к маю. У истощенных и больных животных линька затягивается до июня и даже до конца июля. По этому признаку, наблюдая у нор старых лисиц, можно в некоторой степени судить о благополучии выводка.
Численность лисиц по годам резко меняется. Причины этих изменений географически несколько различны, однако наиболее важны резкие колебания численности различных видов мелких грызунов и заболевания, иногда принимающие характер эпизоотии. Ухудшение условий питания лисиц снижает их плодовитость и повышает смертность молодняка. В малокормные годы 70% самок не дают приплода, что происходит в результате их прохолостания или резорбции эмбрионов. Одновременно снижается и величина выводка у размножавшихся особей. Так, в Тульской области в хороший по кормовым условиям год средняя величина выводка была равна 5,5 щенков, а в плохой год - всего 2,0. В южной Туркмении в разные годы средняя величина выводка за время с 1950 по 1958 г. изменялась от 2,3 до 5,0 щенков. В Воронежской области в 1992-1997 гг. выводки варьировали от 4 до 8, в среднем 6,4 лисят.
Наиболее резкие колебания численности лисиц наблюдаются в степных и пустынных областях и в северной полосе тайги, т.е. в условиях относительно однообразной, а местами и ограниченной кормовой базы. В средних широтах, где кормовые условия разнообразнее, колебания численности лисиц не столь резкие. Изменения численности лисиц повторяются с известной периодичностью. На Кольском п-ове (Лапландский заповедник) большие подъемы численности наблюдаются обычно через 3 года на 4-й. В тайге Сибири это бывает, как правило, реже, обычное промежутками в 8 - 11 лет, на юге - несколько чаще. Однако точной периодичности в описываемом явлении нет, и продолжительность времени, в течение которого меняется численность, может варьировать с отклонениями в 1 - 2 года в обе стороны. Наиболее равномерные циклы отмечены для лисиц в пустынных и степных областях и на севере.
Враги. У взрослых лисиц врагов немного: волки, шакалы и крупные орлы. Известны также случаи нападения на лисицу рыси и росомахи. У лисят врагов намного больше. На них нападают филин, ястреб - тетеревятник, ворон и ворона. Часто лисята становятся жертвами бродячих собак. Немало лисят пропадает ранней весной от голода и холода во время переходов потревоженных выводков в другое место. Нередко лисицы гибнут, поедая отравленную химическими веществами саранчу и мышей.
Болезни. Все те болезни, наружные и внутренние, которые встречаются у собак, можно встретить и у лисиц.
Наружные паразиты, например блохи и клещи, сами по себе как будто вреда лисицам не приносят, с наступлением холодов они исчезают. Но эти паразиты приносят большой вред во время эпидемии, так как являются активными переносчиками заразы от больных животным к здоровому.
Так, например, в одном из районов Тульской области лошади болели пироплазмосом. Паслись эти лошади в лесах. Лисицы в этой местности болели этой же болезнью, и было установлено, что переносчиком заразы был лесной клещ. Так же распространяются чума и туляремия.
Маленькие клещи, так называемые чесоточные зудни, временами сильно распространяют среди лисиц болезнь, известную под названием чесотки. Ничтожный по размерам чесоточный зудень, попав на тело лисицы, быстро проникает в кожу животного и там размножается в большом количестве, вызывая тяжёлые заболевания, связанные с нестерпимым зудом. Болезнь обычно начинается с задней части тела. Затем переходит на морду и голову, так как больное животное постоянно грызёт поражённые зуднем части тела. Затем болезнь распространяется по всему корпусу, вызывая выпадение волос, значительное утолщение кожи и сильное нагноение. В конце концов животное погибает.
Зудень немедленно покидает кожу падшего животного, в большом количестве распространяется по шерсти и вокруг трупа и ждёт новой жертвы.
Павших от чесотки животных в целях прекращения очага заразы следует обливать керосином или бензином или же, обложив соломой, сжигать, а остатки закапывать в землю.
Заболевание лисиц чумой как в нервной, так и катаральной форме так же относится к очень тяжёлым заболеваниям и даёт большой процент смертности.
Не часто, но наблюдается у лисиц обе формы бешенства – тихая и буйная, которые протекают так же, как и у собак; после начального периода наступает паралич и за ним следует гибель животного. Разумеется, что шкуры с бешеных животных использовать нельзя, а людям, которые были покусаны или прикасались к больному животному, необходимо срочно делать прививки от бешенства.
Лисицы обитающие в районе озёр и рек, особенно часто страдают из-за различного вида ленточных глистов. Заражаются ими лисицы от съеденного промежуточного носителя - рыбы, которой они часто питаются в этих районах.
Заражаются лисицы и другими видами глистов, съедая больных зайцев и павших овец, которые имели в своих внутренностях финки разного вида цепней.
Маленькие лисята могут заразиться глистами, находясь ещё в чреве матери.
Многими видами глистов, а чаще всего аскаридами лисята заражаются, съедая вместе с пищей яйца глистов, находящихся в испражнениях больных животных, которых приносят им живыми старые лисицы.
Дикие животные в борьбе с эпизоотиями, в отличие от домашних, не пользуются помощью человека, и убыль их от этого значительно больше, чем у домашних животных.
Гибель лисиц при одновременном заболевании значительного числа животных (эпизоотия) настолько велика, что там, где раньше лисиц было много и снег на опушках леса и овражках был густо покрыт их следами, после эпизоотий на многие километры порой не видно ни одного следа. И только то, что лисица одарена от природы тончайшим слухом, неплохим зрением, быстрыми ногами, большой природной осторожностью, необыкновенной ловкостью, защитной окраской меха, умением использовать местность в свою пользу и обычаем выращивать своё потомство в глубоких норах, позволяет её сравнительно быстро восстановить своё поголовье. (Свянтицкий Б.Н., 1953г.)
Хозяйственное значение лисицы, как и любого другого вида хищных млекопитающих, определяется двумя основными факторами: жизненной стойкостью и экономическим значением ее в народном хозяйстве. Хотя эти положения тесно связаны и взаимозависимы, во многом они основываются на различных принципах определения роли вида в биоценозах и биологических предпосылках освоения его популяций.
Под жизненной стойкостью понимаются особенности биологии вида, регламентирующие прирост численности за один репродуктивный цикл, возможное изъятие определенного числа особей из популяции без нарушения структурного ядра. Максимальное изъятие особей из популяции должно строиться на строгом учете сложившихся в данном сезоне размножения природно-климатических условий и степени влияния антропогенного фактора. Превышение допустимых норм освоения вида влечет за собой нарушения возрастной и половой структуры и снижение численности популяции, обусловливающих возможность образования брачных пар, активность размножения и другие показатели состояния популяции.
Расстановка кадров охотников, соответствующая биотопическому распределению лисицы, соблюдение норм изъятия, корректировка сроков охоты - вот главные условия, которые необходимо соблюдать при проведении промысла лисицы.
В данной главе рассматриваются основные биологические предпосылки возможных норм изъятия.
Экономическое значение вида слагается из количества поступающих государству шкурок, их стоимостного выражения и определяется ролью вида в биоценозах. Количество поступающих в заготовки шкурок и их стоимость учитываются статистикой, но роль вида в биоценозах учесть и оценить сложно, если вообще возможно на данном этапе знаний в этой области. Насколько возможно, попытаемся обсудить названные положения, осветить пути и способы хозяйственного использования лисицы.
На Дальнем Востоке лисица населяет огромные площади с разнообразнейшими Природно-климатическими условиями. Естественно, она отвечает на них соответствующими адаптивными признаками: меняется ее поведение, плотность населения и численность, сезонная и суточная активность, сроки размножения и плодовитость, динамика численности и т. д. Сообразно этому неравнозначны региональные приемы и методы оценки ее хозяйственного значения.
Магаданской и Камчатской областям свойственны суровость климата, обедненность состава и труднодоступность основных видов жертв во всех биотопах на протяжении снежного периода. Лисица здесь регулярно употребляет викарные корма. Динамика численности ее в большой мере определяется эпизоотией тундрового бешенства, а амплитуда колебаний составляет 4 - 10 лет. Такой разрыв между эпизоотиями обусловлен различными темпами нарастания численности под влиянием складывающейся природно - климатической обстановки. Тем не менее плотность населения лисицы достигает таких пределов, когда вспыхивает эпизоотия дикования: численность хищника резко сокращается, и весь цикл начинается сначала. Такой ритм динамики возможен в случае, если воздействие промысла ослаблено и в популяции происходят процессы естественной регуляции численности. Усиление антропогенного воздействия на популяцию путем повышения процента изъятия особен в годы нарастания численности позволило бы уберечь лисицу от эпизоотии дикования и повысить продуктивность вида.