Вологодская государственная молочнохозяйственная академия
им. Н.В. Верещагина
Зооинженерный факультет
Реферат
ПО РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ В РОССИИ
на тему: «Животноводство в период капитализма»
Вологда-Молочное 2006 г.
В качестве первой товарной отрасли животноводства оформилось овцеводство. На начальном этапе ведущую роль в его развитии играла Испания, а Англия имела второстепенное значение. Шерстеобрабатывающая промышленность сосредоточивалась в Италии и Нидерландах, последние в то время были подчинены Испании. Шерсть поставлялась из Испании и Англии.
Выход Англии на первое место обусловил целый комплекс условий, как внешнего, так и внутреннего порядка.
В XV и XVI веках Испания и Португалия в экономическом развитии стояли далеко впереди других стран. Захватив заокеанские колонии, в результате колониального грабежа они обогатились. Но непрерывные войны на Европейском континенте ослабили военную мощь Испании. Разбив в 1588 году испанскую “непобедимую армаду”, Англии удалось подорвать океаническую гегемонию Испании. С этой поры Англия неуклонно шла к положению “владычицы морей” и начала завладевать все большим числом колоний. В Англии сравнительно рано началось глубокое проникновение денежных расчетов в отношении феодалов с крестьянами. Овечья шерсть рано сделалась в Англии товаром. В XVI веке начался процесс сгона крепостных с земель, использования этих земель под овечьи пастбища - продажа шерсти за море открывала феодалу-земледельцу денежный приток.
Повышалась техника овцеводства и создавалась огромная масса безработных, лишенных средств к существованию - образовался огромный рынок труда, благоприятный для развития промышленности.
До того Англия лишь вывозила шерсть в качестве сырья. “Мешок с шерстью” был символом английского экономического могущества. На торжественных заседаниях парламента председатель палаты общин восседал не на кресле, а на мешке с шерстью.
Выгоду от обработки шерсти получали Нидерланды. Но положение в Нидерландах изменилось, грабеж и насилие испанских владык Нидерландов привели к длительной и кровавой войне и первой в Европе буржуазной революции. Промышленная деятельность от этого страдала.
Часть специалистов - суконщиков предпочла эмигрировать в Англию. На территории Англии создались благоприятные условия для развития сукноделия: в изобилии собственное шерстное сырье, наличие квалифицированных специалистов и большая армия голодного безработного люда.
На этой базе в Англии сначала развилась шерстяная мануфактурная промышленность, а затем и фабричная; сначала с использованием водяных мельниц, а затем и силы паровых машин (каменный уголь).
Огромным достижением в животноводстве Англии после революции являлось оформление английской скаковой породы лошадей. Официальное оформление породы произошло в 1660 г. Английская, так называемая чистокровная скаковая лошадь, имеет всемирно-историческое значение. Она очень широко использовалась в качестве улучшающего материала для скрещивания, на основе чего было перестроено коневодство Европы и многих внеевропейских стран. На основе скрещивания с английской чистокровной выведено много новых пород, прилитием ее крови было улучшено большое число других пород. Эта порода имеет громадное зоотехническое значение, поскольку все основные принципы и методы “заводского разведения” капиталистической эпохи вырабатывались на основе опыта работы с английской чистокровной.
Начали выведение английской скаковой богатые буржуазные коннозаводчики Англии. Ходом истории очень быстро все заводчики были приведены к тому, что важнейший технический прием племенной работы - оценка достоинств лошади - стала общественной.
Дальнейшие достижения животноводческого хозяйства состояли в качественном улучшении животных других видов. В условиях Англии XVIII века следующим видом продуктивности была мясная продуктивность - это коснулось и овец, и крупного рогатого скота и свиней. Англия издавна славилась своими длинношерстными овцами мясошерстного типа, шерсть овец этих пород пользовалась большим спросом во всех странах Европы.
В Англии в связи с ростом городского населения очень возрос спрос на мясо. Еще в начале XVIII века мясные животные были весьма мелкими. По данным Смисфильдской бойни под Лондоном (1720 г.) средние веса животных были: крупный рогатый скот 168 кг, бараны и овцы 28 кг. В результате интенсификации полеводства, улучшения кормления животных и интенсивной племенной работы положение изменилось. По данным той же Смисфильдской бойни к 1795 г. вес забиваемого крупного рогатого скота возрос до 363 кг, баранов и овец - до 36,3 кг.
В Англии начало выделяться специализированное племенное животноводство, аналогично тому, как ранее выделилось племенное коннозаводство. В выработке техники и принципов оценки достоинств мясного скота огромную роль сыграли выставки откормленного скота, как живого, так и туш. Скотозаводчики скоро убедились в том, односторонняя погоня за очень крупными животными часто вела к ухудшению качеств туши, к созданию грубокостных и позднеспелых животных с невыгодным с точки зрения качеств туши распределением жира на внутренностях при относительно сухом и жестком мясе.
Из выдающихся личностей, сыгравших большую роль в создании новой техники “скотозаводского искусства” капиталистической эпохи при усовершенствовании мясных животных, в первую очередь овец, следует особо остановиться на Роберте Беквелле (1725-1795 гг.). Беквелл дал, прежде всего, два метода: метод чистого разведения и метод скрещивания - эти методы были впервые выработаны Беквеллом. Наибольшее значение из этих методов имеет инбридинг. Однако, как говорил один английский скотозаводчик, инбридинг следует признать хорошим только в руках опытного скотозаводчика, доказавшего свое право на занятие племенным животноводством. П.Н.Кулешов признавал только умеренный инбридинг, но не тесный.
Многие ученые часто за главный секрет Беквелла выдавали использование им спариваний в тесном родстве. Вероятно, спаривания в близком родстве действительно были одним из новшеств, введенных Беквеллом в практику племенной работы. Практика всех предшествующих времен единогласно и категорически высказывалась за вредность родственных спариваний. Конкретно мы мало знаем о применении Беквеллом инбридинга. Знаем, что он при относительно небольшом стаде овец долгие годы вел размножение без прилития крови. Сохранилось несколько родословных крупного рогатого скота лонгхорнской породы, разводимой Беквеллом. Во многих случаях имело место спаривание отца с дочерьми.
Но инбридинг не был ни единственным, ни главным введенным в технику племенной работы новшеством. Беквелл обладал поразительным умением выращивать, кормить и правильно оценивать своих животных. Он ценил животных скороспелых, рано откармливаемых, со своеобразным экстерьером. Отбирая на племя мясных животных, он мало считался с абсолютными размерами животных, хотя в то время абсолютной аксиомой считалось, что чем крупнее животное, тем большего внимания оно заслуживает как мясное. Беквелл считал, что скороспелое мясное животное может быть несколько более мелким, но с облегченным костяком и пышно развитой мускулатурой. Постепенно Беквелл сумел убедить своих современников в преимуществах его нового типа лейстерской, или дишлейской, овцы. Важным новшеством в племенной работе у Беквелла явилась оценка производителей, особенно мужских, по потомству. Хотя еще в античные времена в I веке до н.э. это знал Варрон, но столь систематично как у Беквелла эта оценка до него не применялась. Он изобрел определенную методику – отдавал своих баранов-производителей соседям в аренду, оговаривая себе абсолютное право оценки полученного от этих баранов молодняка.
В рамках единоличного хозяйства ему с его прогрессивной техникой племенного дела было тесно, не хватало маточного материала. Первоначально он почти навязывал своих баранов в аренду, но ни в коем случае не продавая их. В дальнейшем, когда система получила успех, его баранов расхватывали на аукционах, платя за аренду баснословные цены. Лучших из проверенных по потомству баранов Беквелл оставлял в своем стаде. Остальных он стал продавать по высоким ценам, как проверенных, продолжая сдавать в аренду молодых для дальнейшей оценки по потомству.
Беквелл сделал шаг дальше, он попытался объединить своих соседей в общество по совершенствованию лейстерских овец, известное как “дишлей сосайети”. Устав этого общества показывает, что ни один из членов общества не имел права продавать своих животных до того, как Беквелл их не просмотрел и не оценил - нужны ли они для совершенствования стад самого общества. Такая бонитировка сведущим, но посторонним для хозяйства лицом (специалистом высшей марки - самим Беквеллом!) тогда считалось нарушением “священного права собственности”. Это “нарушение” явилось одним из главных элементов прогресса в развитии техники племенной работы в животноводстве капиталистической эпохи.
Существует предание, что знаменитые заводчики шортгорнского скота братья Чарльз и Роберт Коллинги были племянниками Беквелла и что он, будучи их опекуном, открыл им свои секреты инбридинга. О применении братьями Коллигами родственного спаривания, подчас крайних степеней, известно достаточно много. Начало создания стада Коллингов - 1780 г. В создании шортгорской породы братьями Коллингами использовался очень широко бык “Губбак-319”, которого они купили у одного владельца, бродившего с этим быком и использовавшего его для покрытия коров за плату. “Губбак-319” имел выдающийся экстерьер и мясные формы, отличался высокой потенцией производителя. Он широко использовался для получения потомства в стаде Коллингов, очевидно, и с использованием инбридинга. Известны родословные коровы Клариссы и быка Комета. Бык “Фаворит-252” использовался для покрытия своих дочерей и их потомства, пока плод от его последнего спаривания не составил 82,5% его крови. Естественно, эта система, консолидируя стадо, не могла не привести к ослаблению конституции и снижению воспроизводительных способностей животных. Известно, что для исправления этого браться Коллинги в качестве прилития крови использовали галловейского быка Грандсон Болинброк.