Смекни!
smekni.com

Лекционный курс по Социальной коммуникации (стр. 7 из 8)

В процессе познания людьми друг друга возникает ряд психологических механизмов, создающих потенциальную возможность искажений восприятия. А именно:

· Суждение о другом человеке по аналогии с собой – в большинстве случаев это бессознательный перенос на других собственных свойств, переживаний и т.д.;

· Эффект ореола – влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку определенных свойств и проявлений его личности;

· Эффект стереотипизации – наложение на восприятие отдельного человека стереотипа, то есть обобщенного образа некоторой группы, категории людей («отличник», «троечник» и т.д.);

· Рассмотрение конкретного человека сквозь призму явно либо неявных общих представлений о том, какова должна быть личность, по мнению воспринимающего. Имеется в виду довольно распространенный подход к человеку прежде всего с точки зрения, каким ему следует быть, без учета того, каков он сейчас;

· Стремление к внутренней непротиворечивости – склонность восприятия вытеснять все аспекты образа воспринимаемого человека, противоречащие сложившемся о нем представлениям («отличник», как правило, ассоциируется с одним однозначно положительным образом, «троечник» - с другим, но тоже однозначным);

· Эффект инерционности – тенденция к сохранению однажды созданного представления о человеке;

· Влияние характеристик личности воспринимающего – подразумевается воздействие на познание другого человека, например, уровня притязаний, самооценки, общительности или замкнутости воспринимающего;

· Эффект последовательности - влияние на восприятие последовательности получения сведений о человеке.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация представляет собой простой способ понимания другого человека через уподобление себя ему. То есть предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Существует тесная взаимосвязь между идентификацией и эмпатией. Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Имеется в виду эмоциональный отклик на его проблемы. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения необязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. А если я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. Взаимодействие партнеров зависит от понимания ими поведения каждого из них. Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня. То есть своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Механизмы взаимопонимания

Существует несколько качественно различных способов понимания другого человека.

Физиогномическая редукция. Один из самых простых и распространенных способов понять и оценить другого человека – судить о нем по внешности, манере поведения, делать вывод о внутренних, психологических чертах, основываясь на внешнем облике (выражение лица, телосложение, походка, осанка и т.д.). Лицо – неисчерпаемый источник информации.

Социальная категоризация. Это распределение людей и событий окружающего мира по определенным категориям. Одни из этих категорий постоянны, устойчивы, отчетливо осознаются всеми, другие менее определены, ситуативны (деление людей на уезжающих и приезжающих, москвичей и гостей столицы), неосознаваемы. Пример: деление людей на мужчин и женщин, старых и молодых, граждан совей страны и иностранцев. Сложнее выделить такие категории, как интеллигентные и неинтеллигентные, бедные и богатые.

Групповая идентификация. Это процесс отнесения себя к определенной группе. Причислить себя к одним группам довольно просто и не требует особых усилий, идентификация же с другими может представлять определенные сложности. Например, осознавать себя женщиной или мужчиной для нормального взрослого человека не составляет никаких проблем. Но для детей 3-4 лет эта простая половая идентификация представляет определенные сложности («Мама, а когда я вырасту, я буду тетей или дядей?»). Сравнительно легко мы идентифицируем себя по профессии, месту жительства (горожанин, селянин), труднее определить себя с точки зрения уровня дохода - бедные мы или богатые, умные – глупые, красивые – некрасивые, порядочные – непорядочные и т.д. Почему так важен механизм групповой идентификации? Потому что личность с неопределенной социальной идентичностью может испытывать ряд трудностей, как бы находясь между разными социальными структурами. Эта ситуация может привести человека к изоляции, одиночеству, вызвать невроз или психическое заболевание. Групповая идентификация – переход от Я индивида к множеству Мы. (Есть мы, студенты (к которым я отношусь) и есть не мы, не студенты.

Социальное сравнение. Процесс сравнение не индивидов, а групп. Не Я и Ты, а Мы и Они. Становясь членом группы, мы приобретаем себе еще одно Мы, которое автоматически поднимает наш статус и самооценку. И в этом случае нет нужды прикладывать какие-то личные усилия, доказывая делом, что мы лучше, добрее, умнее и т.д.

Межгрупповая дискриминация. Процесс, в котором Мы должны быть лучше Их. Стремление к позитивной социальной идентичности является одной из самой фундаментальной потребностей человека. И если ни одно групповое членство, ни одно Мы данного человека не дает ему ощущение хоть небольшого превосходства над другим, то ему остается сменить какое-нибудь Мы и приобрести новое.

Стереотипизация. Это понимание другого путем причисления его к какой-либо социальной группе и автоматического перенесения на него типичных для данной группы характеристик. (Штампы, клише, «фиксированные картинки в головах»). Самое короткое определение стереотипизации сводится к суждению: «Они все такие». Все профессора рассеянные, а студенты – оптимисты и не готовы к экзамену; все русские великодушны, англичане сдержанны, а шведы молчаливы; все женщины непостоянны (с точки зрения мужчин), а мужчины обманщики (с точки зрения женщин) и т.д. Стереотип – помеха, барьер на пути понимания людьми друг друга.

Атрибуция («приписывание»). Чаще всего речь идет о причинах поведения. Нередко в специальной литературе используется словосочетание «каузальная атрибуция», т.е. «приписывание причин». Атрибуция – понимание другого человека путем приписывания ему тех или иных причин поведения с позиций собственного жизненного опыта и здравого смысла.

Децентрация. Это психологическая способность отбросить груз собственного опыта, отойти от своего Я и приблизиться к Я другого человека.

Тема 6. Презентации и самопрезентации в социальных контактах

Самопрезентация – это прежде всего управление впечатлением другого. Процесс самопрезентации – представление себя в отношении социально и культурно принятых способов действия и поведения. Он основывается на использовании определенных стратегий, разработанных для того, чтобы формировать мнение других о себе. Представляя желаемый образ другим, человек позиционирует себя в качестве «определенного типа человека». Подобная демонстрация себя как типа может происходить как без сознательных усилий, неосознанно (в знакомых ситуациях), так и с определенными усилиями (в незнакомых ситуациях), с точным осознанием, какое именно впечатление производится. В знакомых ситуациях человек может ненамеренно вызвать у окружающих отклик, соответствующий его представлению о себе, что позволит ему поддерживать определенный уровень самоуважения и сохранять единство образа Я. В незнакомых ситуациях, когда для человека становится особенно важным произвести благоприятное впечатление на других, используются намеренные инсценировки, получившие название «красование».

Таким образом, самопрезентация может осуществляться с целью:

· Создания определенного впечатления у реципиента;

· Контроля уровня доверия во взаимоотношениях;

· Влияния на качество информации, которую узнает реципиент;

· Воздействия на позицию, занимаемую реципиентом по отношению к коммуникатору.

Основу процесса самопрезентации составляют правила самоподачи, а именно, техники общения, используемые для достижения желаемых эффектов в процессе коммуникации, т.е. правила составления текста сообщений, риторические приемы, правила пространственно-временной организации процесса, приемы использования мимики и пантомимики и т.д. В зависимости от ситуации индивид подбирает стиль самопрезентации (доминантный, активный, дружелюбный, контактный, дистантный, враждебный, пассивный и т.д.) и строит свое поведение.

Процесс изучения человеком способов самопрезентации в социальных ситуациях и регулирования своего поведения для того, чтобы произвести желаемое впечатление, называется процессом самомониторинга.

Для людей с высокими показателями самомониторинга характерно:

· Интересоваться социальным соответствием своей самопрезентации («На собраниях я стараюсь сделать или высказывать то, что от меня ждут другие люди»);

· Относиться к тому, что делают другие, как к руководству для самовыражения («Когда я сомневаюсь, как нужно действовать в ситуации, я смотрю на действия других как на подсказку»);

· Контролировать и видоизменять самовыражение («Я могу, если захочу, говорить ложь прямо в лицо»);