Вытеснит ли IPTV обычное телевидение? В Европе и США аналитики уже приводят настораживающие последних цифры. В нашей стране пока найдется всего несколько тысяч людей, которые откажутся от аналогового телевидения в пользу IPTV, и в будущем ситуация быстро вряд ли изменится. IPTV скорее привлечет тех пользователей, которые в последнее время отказались от телевидения из-за интернета.
Есть факторы, которые могут заметно ускорить развитие IPTV, в том числе и в России. Не удивительно, что довольно значимой проблемой является отсутствие простого и понятного интерфейса для «работы» с этими технологиями. Если с пультом управления обычным телевизором может разобраться и человек преклонного возраста, то прорваться сквозь мощь меню различных IP-сервисов под силу лишь опытному пользователю ПК. Несомненно, количество людей, обученных компьютерной грамоте, постепенно растет, но решит проблему только появление живого, понятного большинству наших сограждан интерфейса. Таким вполне может стать Windows Media Center. Совсем недавно компания Microsoft начала активную программу по продвижению этой операционной системы и продуктов на ее базе. Выпускаются подробные брошюры, объясняющие принцип работы с системой. Пульт Microsoft Media Remote не так уж прост, но зато с его помощью можно использовать абсолютно все функции, заложенные в операционную систему. С аппаратной частью в данном случае нет никаких проблем: мало-мальски современный компьютер на 100% подходит для всех возможностей IPTV, причем провайдеру даже нет необходимости выдумывать свой интерфейс – все уже есть в Windows Media Center, необходимо только обработать выходные данные под формат своей системы.
Но есть одно «но»! Подобная система будет заметно дороже, чем самая продвинутая приставка к телевизору. И, как уже упоминалось в начале статьи, ее распространению может помешать нежелание абонентов устанавливать компьютер в гостиной комнате, там, где есть большой телевизор, за которым обычно собирается вся семья.
Главные трудности на пути развития новой технологии – преодоление консерватизм» абонентов, и в меньшей степени – техническое оснащение провайдеров и операторов. Есть также некоторые трудности, связанные с соблюдением авторских прав: в частности, в России вряд ли будут выкладываться для просмотра самые свежие фильмы, потому что платить за них по $15-$20 (как на Западе) большинство граждан не в состоянии. В итоге, подвигнуть людей на переход к новому телевидению может только окончательное «загнивание» старого, проверенного временем аналогового ТВ. А этот день, на мой взгляд, как раз не за горами.
3.Телевидение будущего
С развитием мобильных сетей и ряда новых технологий телевидение и интернет сольются в одно целое — трехмерную реальность, которая будет имитировать даже запахи.
Один из героев всенародно любимого фильма «Москва слезам не верит» предсказывал, что телевидение поглотит театр, радио, и «ничего не останется, одно только телевидение». На исходе первого десятилетия XXI века — в эпоху бурного развития интернет-технологий и беспроводной связи — самое время делать более масштабный прогноз. По мнению Говарда Стрингера, главы японской компании Sony, ключевыми характеристиками новой цифровой эры будут беспроводные соединения и трехмерная графика. К 2011 году 90% продуктов Sony и других компаний отрасли будут оснащены модулями беспроводной связи и смогут соединяться друг с другом и с интернетом в любой момент.
Трехмерное изображение высокого качества потребует высокой пропускной способности интернет-каналов, и тут на помощь телевизионщикам придут новые стандарты связи четвертого поколения, которые способны передавать данные на порядок быстрее, чем сегодняшний проводной интернет. Такие сети уже запускаются в некоторых странах.
Уже сегодня в интернете есть множество сайтов, предлагающих просмотр телеканалов в онлайне, а также возможность поиска по архиву телепередач за целые десятилетия. Бурный всплеск пользовательского интереса к видеосервису YouTube, принадлежащему компании Google, привел к тому, что вскоре на нем будет осуществляться трансляция многих сериалов и фильмов. Таким образом, грань между интернетом и телевидением постепенно стирается. Через два-три года ноутбук с модемом превратится в телевизор, который можно будет смотреть где угодно. К этому времени подоспеют и другие технологии, которые полностью изменят облик современных телевидения и интернета. В первую очередь это трехмерное изображение, системы генерации запахов, сопутствующих картинке, и шлемы виртуальной реальности.
Скорость передачи данных в GSM — самом распространенном в мире стандарте беспроводной связи — никогда не позволяла претендовать на роль альтернативы традиционному проводному интернету. С этой точки зрения следующая ступень развития мобильной связи — стандарт 3G — являлся большим шагом вперед, обеспечивая скорость передачи данных до 7 Мбит/сек, что вполне сопоставимо со скоростями широкополосного проводного интернета, который предлагают в стандартных пакетах крупнейшие операторы.
В мире получили распространение два стандарта третьего поколения. В Азии и США распространен CDMA2000, в Европе — UMTS. В мире на данный момент насчитывается более полумиллиарда пользователей сетей третьего поколения. Помимо обычной голосовой связи многие из них уже привыкли использовать видеозвонки и просмотр на своих телефонах потокового видео (т.е. не закачанного заранее, а транслируемого в момент просмотра).
А тем временем в мире уже начинается эксплуатация сетей четвертого поколения! Первые такие сети находятся в тестовой эксплуатации в Китае, Японии, Корее, США и даже в России.
4G — набор технологий, которые позволят передавать на расстоянии данные со скоростью 100 Мбит/сек и выше. Наибольшее развитие на данный момент имеет поддерживаемая корпорацией Intel технология WiMax, теоретический предел скорости в которой составляет 1 Гбит/сек. Высокими скоростными характеристиками обладает и конкурирующий стандарт четвертого поколения LTE, за развитие которого выступают Nokia, Motorola и LG.
Этой весной возможности сетей LTE продемонстрировала на выставке CTIA Wireless 2009 в Лас-Вегасе американская компания Motorola. В ходе презентации инженеры транслировали по LTE видеофайлы на мониторы, установленные в движущемся автомобиле. Скорость передачи данных составила в среднем 10—15 Мб/сек. Сегодня такая скорость не всегда достижима даже для украинских кабельных операторов. В серийное производство оборудование для сетей LTE от Motorola пойдет уже в конце нынешнего года.
Такие скорости, по мнению большинства экспертов, позволят уже в ближайшее время отказаться от использования проводного телевидения, перейти к цифровому телевидению высокого разрешения и полностью интегрировать его в интернет. О проводах можно будет забыть.
3.2.Виртуальная реальность. Мобильный кинотеатр.
Группа британских ученых создала прототип шлема виртуальной реальности, который позволит испытывать целую гамму ощущений и совершать настоящие путешествия, не вставая с кровати.
Шлем, получивший название Virtual Cocoon, будет управлять всеми пятью чувствами человека в компьютерных играх, при использовании интернета и просмотре фильмов. При просмотре фильма, к примеру, о Гренландии зритель будет не только видеть изображение и слышать звуки, но и ощущать холодный ветер, и обонять свойственные северному острову запахи, обещают разработчики. По их словам, отличить виртуальное путешествие от настоящего будет практически невозможно.
«Наша идея заключается в том, чтобы создать портативное устройство виртуальной реальности», — говорит Алан Чалмерз, разрабатывающий передачу запахов для шлема. Он убежден, что шлем, управляющий всеми чувствами человека, будет с максимальной точностью воспроизводить реальность. И это будет возможно где угодно, дома или на пляже — везде, где будет покрытие оператора беспроводной связи.
Британцы убеждены, что завершить разработку шлема удастся в ближайшие 3—5 лет, а затем Virtual Cocoon произведет революцию на ТВ и в интернете.
3.3. Изображение обретает запахи
Помимо того что ТВ в ближайшем будущем станет неотделимым от интернета и потеряет привязку к кабелям и привычным антеннам, телезрителей ждут и другие перемены. Многие компании работают над тем, чтобы разнообразить ощущения зрителей с помощью технологий, которые на первый взгляд кажутся абсолютно фантастическими. Одной из таких технологий является прибавление к видеоряду запахов.
Эту идею первым опробовал швейцарский ученый Ханс Лаубе. В 1960 году он рискнул оборудовать сиденья в тестовом кинозале трубками, которые в нужный момент подавали в зал запахи, соответствующие происходящему на экране. Ожидания ученого не оправдались — то ли ароматы были подобраны неудачно, то ли время для таких революционных новинок еще не пришло. Как бы то ни было, зрители не оценили задумку по достоинству.
В начале XXI столетия к ней вернулись сотрудники американской компании Aromajet, правда в приложении не к кино, а к компьютерным играм и виртуальной реальности. Они разработали устройство, которое содержало картридж с химическими веществами, способными смешиваться в разных пропорциях и производить несколько отличающихся друг от друга запахов. Устройство подключалось к компьютеру и получало управляющие сигналы, соответствующие происходящему на экране. Так, при игре в «стрелялку» Doom пользователя компьютера сопровождал запах пороха, а в гонке Need for Speed — запах паленой резины.