Американские изобретатели радиолокатора Юнг и Тейлор тоже какое-то время занимались методом биений, но затем Юнг предложил Тейлору опробовать импульсный метод. Первоначальное предложение Юнга удовлетворяло пяти соображениям, сочетание которых собственно и отличает радиолокацию от других методов. Вот они:
- электромагнитное излучение на высоких частотах можно использовать для обнаружения и определения местоположения удаленных отражающих объектов;
- излучение должно вестись импульсами длительностью в несколько микросекунд с промежутками между импульсами во много раз большими длительности самих импульсов;
- отраженные объектами импульсы можно принять и воспроизвести с помощью приемной аппаратуры, находящейся в месте излучения;
- расстояние до отражающего объекта можно определить через измерение времени, которое затрачено на распространение импульса до "цели" и обратно, и, наконец;
- направление на объект может быть определено с помощью остронаправленных антенн.
Работа над импульсным радиолокатором была начата 14 марта 1934 года с закупок серийных осциллографических трубок и супергетеродинного приемника. Первый образец с длиной волны излучения около 10 м их повторения 3725 Гц обеспечил дальность действия на море в 35 км. Эта система была введена в действие в апреле 1936 года, а уже через три месяца началась эксплуатация радиолокатора меньших размеров с длиной волны 1,5 м, и был успешно испытан антенный переключатель, что позволило использовать общую для приема и передачи антенну. Эти два быстро последовавших друг за другом усовершенствования позволили установить радиолокатор на корабле для испытаний на море, которые успешно прошли в апреле 1937 года.
3.5 Вторая Мировая война
Вторая Мировая война позволила в полной мере проверить боевые качества радиолокационной техники в операциях на суше, в воздухе и на море, что предопределило формирование в вооруженных силах радиотехнических частей и подразделений.
Это случилось вскоре после начала Второй мировой войны. Итальянская морская эскадра, воспользовавшись ночной темнотой, проходила недалеко от берегов Англии. Внезапно рядом с головным крейсером раздался оглушительный взрыв артиллерийского снаряда; за ним последовали новые взрывы. В полной темноте снаряды с удивительной точностью находили плывущие цели, сея панику и нанося кораблям страшные повреждения. В этом походе итальянцы потеряли три крейсера и два эсминца. Так Великобритания продемонстрировала грозную силу нового оружия — радиолокационной системы (РЛС) наводки артиллерийских орудий. Не менее успешно англичане использовали радиолокацию для защиты Лондона и других городов от налётов германской авиации. Войска противовоздушной обороны (ПВО), оснащённые РЛС, с высокой точностью вели стрельбу по вражеским самолётам. Например, 28 августа 1940 г. немцы предприняли воздушную атаку на Лондон. Из 101 самолёта-снаряда «Фау-1» (ракетное оружие дальнего действия) до столицы Великобритании долетели лишь четыре, остальные были сбиты в пути. Так мир узнал об удивительных возможностях радиолокации — области радиотехники, предмет которой — обнаружение и распознавание различных объектов на расстоянии. В Англии проблему радиолокационного обнаружения самолётов и надводных кораблей на расстоянии до 100 км решили к 1939 году. На протяжении Второй мировой войны новую технику продолжали совершенствовать.
В США к аналогичным работам приступили примерно на год позже, чем в Англии, однако к 1939 году американская промышленность уже выпускала более совершенные станции обнаружения. На расстоянии 50 км американские радиолокаторы засекали положение цели с точностью до 20 м.
Германия, в соответствии с гитлеровской доктриной «молниеносной войны», развивала РЛС, прежде всего для боевых операций на море, уделяя мало внимания системам ПВО. В дальнейшем это привело к тяжёлым последствиям: многие немецкие города были разрушены до основания во время налётов союзной авиации.
3.6 Великая Отечественная война
Мировая электроника первоначально развивалась в основном применительно к электросвязи. В народном же хозяйстве СССР основное внимание уделялось проводной связи. Радиосвязь в гражданской сфере использовалась главным образом для передачи на большие расстояния, для чего создавались сверхмощные радиостанции. И в армии предпочтение явно отдавалось проводам, а для радио отводилась вспомогательная роль. Применение радиостанций для связи с самолетами и танками было очень ограниченным, не массовым. Так, в Московском военном округе на 1 января 1940 года радиостанции стояли только на 43 самолетах-истребителях из 583. В танковой роте радиостанцией был снабжен только командирский танк. В 1942 году командующий ВВС РККА отмечал в приказе, что 75% вылетов советской авиации делается без использования радиостанций. Но и в то время они стояли только на командирских самолетах, а у остальных - приемники. ВМФ обойтись без радиосвязи естественно не мог, и здесь еще в начале тридцатых годов был разработана целая система радиостанций для вооружения кораблей, но потребность в них была относительно невелика и погоды для промышленности не делала. Таким образом, формально радиостанции были, но было их столь мало и качество их было таково, что можно считать, что мы начали войну без радиосвязи и соответственно без заметной радиопромышленности.
Радиолокация, предъявляющая к электронике куда более сложные требования по качеству компонентов и их специфике, чем гражданская связная аппаратура, начинала свое развитие в нашей стране именно при таком уровне слаботочной промышленности, поэтому, несмотря на большой восьмилетний труд многих ученых и инженеров, развернуть серийное производство радиолокационных станций к началу войны не удалось.
Июнь 1941 года. Началась Великая Отечественная война, а с ней мобилизация всех сил и средств на борьбу и разгром немецкого фашизма.В этой напряженной обстановке требования к средствам радиообнаружения для ПВО встали перед институтами и заводами не формально в виде довоенных абстрактных тактико-технических условий, а как предельно ясная и зримо осязаемая каждым разработчиком необходимость быстрее и полнее помочь борьбе с авиацией врага. Радиолокационная промышленность тогда у нас почти отсутствовала. Достаточно сказать, что боевые корабли английского флота имели на борту локаторы, в то время как у нас об этом было весьма туманное представление. Точно так же обстояли дела и в авиации. А двигаться вперед без радиолокационной аппаратуры было немыслимо. Стекавшаяся информация о новой по тем временам технике радиолокации, о ее возможности эффективно содействовать разгрому врага, о необходимости ускоренного развития такой техники для вооружения армии и флота, не могла не вызвать в руководящих сферах советского государства интереса к ней и, следовательно, постановки вопроса о разработке мер, способствующих ее скорейшему развитию.
Постановление Государственного Комитета Обороны «О создании Совета по радиолокации при ГКО» вышло 4-го июля 1943 г. На следующий день после подписания этого постановления ГКО началась знаменитая Курская битва, которая решала исход войны. А.И. Берг рассказывал: при разговоре И. В. Сталин "...вдруг спросил, какие средства потребуются для обеспечения жизнедеятельности такого НИИ, скажем, на первый месяц его работы. Я назвал. "Что ж, - сказал Сталин, - тут проблем не вижу. Один день войны требует, куда больших расходов. Но чтобы дело пошло, надо победить под Курском. Вот победим - тогда и развернетесь"”. Председателем Совета был назначен член ГКО Г. М. Маленков. Инициатором создания этого Совета был Аксель Иванович Берг, он же был назначен
заместителем председателя Совета по радиолокации. Это постановление в истории советской радиолокации явилось важнейшим государственным актом, так как с образованием Совета по радиолокации руководство развитием этой важнейшей отрасли техники и осуществление большого комплекса необходимых мероприятий было сосредоточено в одном месте и проводилось по непосредственным указаниям ЦК ВКП(б).“Если мы отстанем сейчас в производстве радиолокационной аппаратуры, то отстанем навсегда, и ликвидировать такое отставание уже не сможем”, - считал Аксель Иванович Берг.
В многогранной и разносторонней деятельности Совета преобладали следующие основные направления:
1) развертывание радиолокационной промышленности и серийного производства РЛС для нужд фронта;
2) планирование научных исследований и разработок новых образцов на основе достижений отечественной и мировой науки и техники;
3) подготовка научных, инженерных и технических кадров радиолокационного профиля;
4) организация научно-технической информации, а также работ по унификации и нормализации основных узлов радиоэлементов и комплектующих изделий, применяемых в радиолокационной аппаратуре.
Совет по радиолокации был своеобразной организацией: никаких собственных, т. е. находящихся в его прямом подчинении предприятий и научно-исследовательских учреждений он не имел; все они находились под крыльями оборонных наркоматов. Но все указания Совета по радиолокации выполнялись безоговорочно: за ним стояли законы военного времени и высокий авторитет Государственного комитета обороны (ГКО) СССР.