Одна из самых больших трудностей при создании произведения для экрана – это достижение цельности, внутреннего единства. Его необходимо найти на стадии написания сценария, чтобы в дальнейшем режиссер, оператор, звукорежиссер сохраняли и усиливали найденную органичность содержания и формы.
Цельность произведения проявляется в таких элементах, как тема, идея и композиция. Тема – это предмет изложения, который разъясняют или о котором рассуждают; это также постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования. Тема – это вопрос, выделенный автором как самый важный для данного материала и времени его рассмотрения. Идея – это основная мысль произведения, с помощью которой автор выражает свою нравственную позицию. Идея может предшествовать изучению материала. Композиция – это составление, соединение, связь, закономерное построение произведения, соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое. Композиция произведения обычно обусловлена его темой и идеей и представляет собой такое соединение отобранных для сценария фактов, событий, которое раскрывает их глубинные связи и выражает позицию автора.
На телевизионных студиях существуют две формы записи сценария: «в два ряда» (слева – зрительный ряд, справа – текст, авторский комментарий, иначе говоря, слева – то, что зритель видит на экране, справа – то, что он слышит; эта форма практикуется в редакциях новостей) и литературный сценарий, в котором автор стремится выразить свою мысль в зрительных образах, записав их так, как это будет показываться на экране, точно обозначая содержание каждого фрагмента и их последовательность. Дальнейшая работа над таким сценарием осуществляется сценаристом совместно с режиссером.
Сценарий телепрограммы можно разделить на части:
· заявка (начало), где зритель знакомится с главным героем или героями,
· завязку — где появляется какая-то актуальная тема или проблема, которая приведет к развитию действия.
· кульминация (высшая точка воплощения авторской позиции, напряжения мысли или конфликта.
· перипетии — действия, ведущие к развязке.
· развязка (конец), за которой следует финал.
Существует четыре главных элемента сценария:
· описательная часть (ремарка)
· диалог
· закадровый голос
· титры
Ремарка (от фр. remarque) не перечень подробностей, она не просто называет действие, а дает его экранное решение. Ремарки могут быть лаконичные или более пространные, красочные. Но при всем различии творческих подходов главное требование остается общим – ремарка должна давать полное представление о том, что впоследствии будет на экране. В ремарке сценаристу необходимо описать время, место, обстановку и атмосферу события, дать характеристики его участников, их поведения, особенностей речи и внешности.
Диало́г (первоначальное значение — разговор, беседа двух и более лиц) — тип речевой коммуникации, осуществляющейся в виде словесного обмена репликами между двумя и более взаимодействующими собеседниками. В процессе обсуждения может быть выяснено согласие или несогласие по обсуждаемым вопросам.
Закадровый голос позволяет создать фон. Цель – единство звучания и изображения.
Титры - надпись в фильме; бывают заглавные, или вступительные, промежуточные и заключительные титры, а также внутрикадровые надписи — субтитры. Иногда сопровождаются музыкальным оформлением. Часто в качестве музыкального оформления используются саундтреки к той или иной телепрограмме.
При подготовке сценария к телепрограмме четко прописываются диалоги, определяется соотношение изобразительного и звукового ряда, постановочная разработка действия ведется по объектам съемки. Каждая новая сцена записывается на отдельную страницу, что впоследствии облегчит работу в установлении их последовательности в развитии сюжета. Кроме того, сценарий проходит производственное редактирование. Это необходимо для определения длины телепрограммы, количества объектов съемки, павильонных декораций, количества актёров, организации экспедиций и многого другого. Без этого невозможно рассчитать финансовые затраты. [4]