Министерство образования и науки Украины
Севастопольский государственный технический университет
КРЫМСКОЕ ХАНСТВО
Выполнил студент группы М11д
Осадчий И. А.
№ зач. книжки 200025
1.04.01
Севастополь
2001
В начале XIII века этнополитическая ситуация в Таврике (так назывался полуостров до XIII века) сложилась следующим образом. В горных районах обитало преимущественно христианское население. Основным занятием его было земледелие, существенно дополнявшееся пастушеским скотоводством. Это население, будучи смешанным по этническому составу (преимущественно аланы, готы), было нивелировано в этнокультурном и языковом отношении византийским влиянием. В степной части полуострова неоднократно происходила смена одних тюркоязычных кочевых этносов другими. С середины XI до 20-х гг. XIII века здесь господствовали половцы (кыпчаки).
В январе 1223 г. в Крым вторглись татары, до этого близ Дербента разгромившие алано-кыпчакские войска. В источниках практически не употребляется для обозначения завоевателей этноним "монголы", а только "татары". Разгромив Судак и перебив значительное число половцев, татары удалились. Только во время второго похода в Юго-Восточную Европу в 1236 году они начали обосновываться на полуострове. Его степная и предгорная части были поделены между родами, участвовавшими в завоевании. Закреплению татар на полуострове способствовало образование Золотой Орды, в которой Крым занял положение улуса (провинции). Резиденцией наместника стал город (Солхат или Крым (ныне Старый Крым), возникший во 2-й половине XIII века на торговом пути из генуэзской Кафы (Феодосии) в степи Евразии. Название города "Крым", вскоре перешло на весь полуостров, а затем и на один из тюркоязычных народов Северного Причерноморья.
В указанный период начинается формирование крымско-татарского этноса. В его состав вошли, кроме пришельцев - татар, часть половцев, ассимилированных завоевателями. Заметное этнокультурное влияние оказала эмиграция из малоазийских сельджукских султанатов, отразившаяся на формировании духовной культуры крымских татар.
Христианское население крымского улуса оказалось под сильным идеологическим и политическим давлением, началась его мусульманизация и татаризация, о чем есть прямые сведения в источниках. Особенно этот процесс усилился после провозглашения золотоордынским ханом Узбеком ислама государственной религией (1313 г.).
Большую роль в процессе формирования крымских татар сыграл распад Золотой Орды. В 1-й половине XV века центробежные процессы охватили огромную территорию и привели к обособлению Казанского, Астраханского и Крымского ханств. В состав последнего также вошли земли между Дунаем и Днепром, Приазовье и часть Кубани. Эта территория была значительно большей, чем владения татар в Крыму. Но точно установить ее границы, особенно северные, довольно трудно, т. к. многочисленные кочевые и полукочевые народы, обитавшие на землях Причерноморья, часто меняли места кочевки или просто выходили из-под власти хана.
В 1475 году Османская империя завоевала генуэзские колонии и княжество Фeодоро, населенное христианами, впоследствии обычно именовавшимися "крымскими греками". Эти территории, охватившие большую часть Горного Крыма, а также ряд крупных городов и крепостей Причерноморья, Приазовья и Кубани вошли в состав турецких владений, управлялись султанской администрацией и не подчинялись ханам. Турция содержала в них свои гарнизоны, чиновничий аппарат и строго взимала налоги с подвластных земель. С 1478 года Крымское ханство официально стало вассалом Османской Порты и сохранилось в этом качестве до Кучук- Кайнарджийского мира 1774 года. Назначение и смещение ханов обычно осуществлялось по воле Стамбула.
В 1-й половине XVI века зафиксировано употребление этнонима "крымские татары" (С. Герберштейн, М. Броневский), до этого мусульманское население степной и предгорной части полуострова обычно называли просто "татарами". На протяжении XVI-XVIII вв. у крымских татар, в особенности в горном Крыму, кочевое скотоводство постепенно сменяется земледелием, хотя скот еще долго оставался основным мерилом богатства населения, которое занималось также коневодством, разведением верблюдов, крупного рогатого скота, овцеводством. "У них - (крымских татар) большие стада скота и овец, среди которых знаменитые курдючные овцы, имеются двугорбые верблюды и много лошадей не очень красивых, но быстрых, сильных и выносливых", - писал Тунманн (80-е гг. XVIII в.).
Земледелие было возможно только в тех местах Крыма, где имелись источники воды, что позволило возникнуть монопольному владению землей, пригодной для обработки. На первых порах землепашество ограничивалось, в основном, посевом быстросозревающего ячменя. Но с течением времени они научились выращивать пшеницу, гречиху, просо, овес. Французский консул в Крыму Пейсонель говорил, что из крымских портов ежегодно отходило от 100 до 150 кораблей, груженных хлебом для Турции. Другие народности, населявшие Крым, занимались огородничеством, садоводством, виноградарством. Они научили татар выращивать фруктовые деревья, арбузы, дыни, овощи, разводить виноград, заниматься пчеловодством.
Процесс оседания татар шел особенно интенсивно в горных и южнобережных областях Крыма, естественно, там шел и процесс ассимиляции татар с местными жителями. Степные татары, которых процессы ассимиляции не коснулись, продолжали заниматься в основном скотоводством. Занятие земледелием для них еще долгое время считалось хлопотным делом, а техника земледелия оставалась примитивной и в XVIII в.
В Ногайской Орде (Приазовье и Северный Кавказ) земледелие и ремесло носили вспомогательный характер и не получили широкого распространения. Оседлое земледелие отсутствовало. Чтобы вырастить хлеб, весной часть ногайцев уходила в сторону от долины, где находилась их Орда, избирала удобную для земледелия территорию и примитивными орудиями труда обрабатывали землю, а когда хлеб созревал, собирали урожай и возвращалась с продовольствием в свою Орду. Кочевое скотоводство основывалось на периодической смене пастбищ, с учетом их травостоя, сезонов, климата и количества скота. Сущетвовала достаточно определенная система кочевания, предусматривавшая довольно четкий скотоводческий цикл с определенными маршрутами перекочевок, использованием зимних, весенних, летних и осенних пастбищ, установленных для каждого кочевого коллектива.
В Буджаке (Приднестровье, Приднепровье) население вело оседлый образ жизни, занимаясь кроме земледелия скотоводством, пчеловодством.
Черкесы (Северный Кавказ) разводили лошадей, занимались охотой, рыбной ловлей, овцеводством. Это был оседлый народ. На территории ханства возникло несколько форм земельных держаний: ханское землевладение, бейлики (владения знатных беев-карачеев), султанское землевладение, вакуфные земли, принадлежавшие духовенству, мурзинское землевладение, обширные земли. Первоначально когда территории Крыма еще входили в состав Золотой Орды на правах улуса, они были захвачены для зимних кочевий представителями четырех знатнейших татарских родов: Ширинов, Барынов, Аргинов и Седжетов. В последующем к ним присоединился Ногайский род Мансуров, выдвинувшийся на второе место, и род Яшлавов (Сулешевых).
Родовая организация, просуществовала у татар вплоть до конца средневековья. Во главе родов стояли беи, которые, руководствуясь правом первого захвата земли, к моменту установления власти Гиреев уже имели свою территорию, внутри которой лучшие земли выделялись в пользу бея и назывались бейликами. В пределах бейлика особые участки земли принадлежали мурзам - членам бейского рода. Мурзы были ниже беев по социальному положению, собственно, они, составляли класс феодалов, резко обособляясь от остальных групп населения, т. к. не имели права вступать в брак с простыми татарами, получать доходы иным путем, кроме как с земли или военной добычи.
Захватив власть, дом Гиреев широко использовал разные формы земельных пожалований за услуги, оказанные правителям. Раздавались земли с пашнями, сенокосами, зимовьями для скота, садами, мельницами. Постепенно многие земли становились наследственными. Эта раздача земель превратила беев не только в крупных землевладельцев, но и в фактических хозяев страны, т. к. хотя хан и считался главой государства и высшим сеньором, вассальная зависимость татарских родов и племен, да и других народов, подчиненных власти хана, была часто лишь номинальной. Высшую феодальную власть составляли главы указанных родов. Наиболее знатными и могущественными были представители рода Ширинов, которые играли главную роль в стране. Фактически, по их решению смещались и назначались ханы, они могли жениться на принцессах из ханского дома, занимали самые важные посты в государстве, владели одними из лучших территорий в стране. В своем бейлике владелец кроме пожизненного владения землей бейлика и собственностью, приобретенной за счет освоения целинных земель либо пожалования, имел полную власть над населением. Они самовластно творили суд и расправу над зависимым населением, устанавливали объем продуктовой ренты, размеры барщины, которая вначале была 8-10 дней в году, а потом стала заметно расти, и другие виды повинностей. В документах упоминаются всеобщий налог, подать с урожая, пошлина с купли-продажи, таможенная пошлина, подельная или подушная подать, провиант и фураж, пошлина от продажи вина, винограда, плата за гумно, за поголовье крупного рогатого скота и другое. Бей обязан был вооружать свое население во время военных походов. Резиденция главы Ширинских осев, владевших землями от Карасу до Керчи, находилась в Карасу- Базаре, в войске имелось свое знамя, бей имел свое управление - диван. Мансуры, возвысившиеся в XVII в., имели только нурад-дина. Бейлик Аргинов находился возле Кафы и Судака. Между представителями этих родов велась непрерывная борьба за власть в государстве, за влияние на хана, за место в ханском совете - диване. Беи-карачеи (главы родов) были непременными советниками хана.