СОДЕРЖАНИЕ
2. Республика Бурятия
3. Красноярский край
4. Иркутская область
5. Кемеровская область
6. Новосибирская область
7. Омская и Томская области
8. Читинская область
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Градообразующим фактором города был меде-сереброплавильный завод, комплекс которого включал плотину, пруд, плавильные фабрики, кузницу, административное здание. Вокруг комплекса формировались слободы, площади, улицы, храмы. На структуру и облик заводского архитектурного ансамбля оказал влияние природный ландшафт – высокий правый берег Барнаулки и низменные участки левобережья, Обь оставалась как бы за чертой города. Из строительных материалов преобладали сосна, пихта, лиственница. Основу производственных зданий составляли стоечно каркасные конструкции, административные и жилые дома рубились из бревен. Кирпичные сооружения были редки – завод, аптека, частично плотина завода, в 1774 году построен каменный Петропавловский собор. Выразительность силуэту Барнаула придали архитектурные доминанты храмов и система площадей (Соборная, Сенная, Конюшенная, Рыночная, Заводская), связанные прямыми улицами.
В Барнауле более 20 памятников архитектуры и истории ХIII и первой половины ХIХ века, выдержанных в традициях классицизма. Уникальны комплекс меде-, сереброплавильного завода (в советское время – спичечная фабрика), Демидовская площадь – образец общественно-административных площадей, ансамбль Петропавловской линии, домовая Димитриевская церковь – ротонда, каменная кладбищенская церковь Иоанна Предтечи (на Горе). Каменное здание Знаменской церкви возводилось уже в русско-византийском стиле.
С середины ХIХ в. в застройке начинает господствовать эклектика, которая преобладала и в начале ХХ века: торговый дом Полякова (Универмаг «Красный»), гимназия Будкевич, Усадьба инженера А.Лесневского.
Пожар 2 мая 1917 года уничтожил многие постройки, отмеченные выразительной домовой резьбой, пострадали и кирпичные здания. Тем не менее, ряд памятников архитектуры сохранился.
Среди памятников архитектуры Барнаула можно выделить следующие.
Нагорная начальная школа – первая школа в городе, построенная на средства горожан. Открыта обществом попечения о начальном образовании 15 сентября 1885 года.
Духовное училище построено в 1870-гг. В годы Отечественной войны здесь размещался госпиталь раненых. В пожаре 1917 года постройка здания сильно пострадала. В 1923 году здание восстанавливалось по проекту инженера П.П. Курковского.
Крестовоздвиженская церковь построена в 1908 году. Сейчас в этом здании находится МО «Барнаульский планетарий».
Зайчанская школа – второе приходское училище с трехлетним сроком обучения, открытое обществом попечения о начальном образовании 6 сентября 1886 года в Зайчанской слободе города.
Особняк купеческий построен в 1885 году.
Прогимназия мужская построена в 1908г.
Доходный дом Аверина построен в 1915 году. Типичный образец доходного дома начла XX века решен в приемах эклектики. Главный фасад оформлен в «ренессансном духе». Это новый тип жилья капиталистического периода. Его называли «небоскребом» за его высоту в 4 высоких этажа.
Трактир торгового дома «И.И.Андроновский и сыновья» построен в 1924 году.
Управление Алтайского округа построено в 1898-е году.
Аптекарский магазин построен в 1893 году.
Дом начальника Алтайского горного округа построен в 1893 году, расположен в исторической части города. Памятник архитектуры, связанный с жизнью инженера-гидротехника начальника Алтайского горного округа П.К.Фролова. В этом здании происходили события, связанные с установлением Советской власти на Алтае.
В Республике Бурятия в городе Улан-Удэ можно познакомиться с культурой и бытом Забайкалья в музее под открытым небом. В архитектурном плане здесь выделяется в первую очередь ламаистский монастырь – Гусиноозёрский дацан, на юго-западном берегу Гусиного озера, основанный в 1741 как резиденция главы буддистов Забайкалья – Хамбо-ламы. Монастырь состоял из 17 больших и малых храмов и других зданий, келий. С 1861 здесь действовало образовательное религиозно-философское учреждение (цаннит-чойра) и книгопечатня. Ещё можно посетить действующие дацаны в Тункинской долине, Баргузинской долине, в пос. Иволгинск (Иволгинский дацан), Орлик.
В г. Улан-Удэ стоит отметить Большие и Малые торговые ряды и в Гостиный двор (1803–1856, архитектор А. П. Лосев). Посетив их, можно больше узнать о том, как жили здесь люди раньше. Восхищение вызывает привлекательная архитектура Одигитриевского собора (1714 г.) и церкви Троицы (конец XVIII–начало XIX вв.).
Экскурсия по г. Красноярску (Красноярский край) – с его церквями и особняками – даст представление о жизни города. В городе сохранились памятники сибирской городской архитектуры – бывшие особняки купцов Гадаловых и купца-библиофила Юдина (начало XX в.). В Красноярске есть Покровская церковь (1785–95) и Благовещенская церковь (1804–12).
Своеобразным памятником отважным служивым людям, строившим и защищавшим свой город, является башня-часовня на высокой Караульной горе, где в XVII веке стояла дозорная вышка. Здесь был поставлен деревянный памятник, а через полвека его заменили каменным, ныне существующим. В 1852-55 гг. архитекторами Я. Алфеевым и Я. Набаловым была построена каменная часовня на средства известного красноярского мецената золотопромышленника П.И. Кузнецова взамен деревянной. В 1973-1975 годах была проведена реставрация часовни по проекту архитектора А.С. Брусянина.
Церковь Покрова в Красноярске занимает достойное место в ряду известных памятников архитектуры Сибири - Енисейская школа сибирского барокко. В её архитектурных формах и декоре органично слились триумф русского узорчия XVII века и европеизированного столичного барокко.
В другом крупном городе края – Ачинске – находится Казанский собор (1832). Хватает нескольких часов, чтобы обойти исторический центр города: здание бывшей синагоги (1907), здание бывшей женской гимназии (1912), бывший Дом общественного собрания (ныне Драматический театр) и др.
Дом-музей В. И. Ленина, российского политического и государственного деятеля, основателя коммунистической партии и советского государства, одного из лидеров международного коммунистического движения находится в Красноярском крае. Здесь же можно посетить музей-квартиру П. А. Красикова, советского политического деятеля.
В музеях под открытым небом сохраняется история и красота построек прошлого. Такие музеи помогают знакомиться с укладом жизни и вкусами своих предков. Музей позволяет совершить экскурсию в историю края. Музей такого рода, находится в Иркутской области. Это архитектурно-этнографический музей народов Приангарья «Тальцы» – один из крупнейших музеев деревянного зодчества под открытым небом в России. Здесь можно увидеть Спасскую башню (1667) и Казанскую церковь (1679) Илимского острога. Деревянные усадьбы ХIХ века помогут представить жизнь людей того времени.
В Сибири до XVII века не было городов. Большинство тех, что возникли позже, до нас не дошли, или от них остались одни названия. Иркутск – одно из немногих исключений, в нем сохранились памятники архитектуры XVIII века. В это время Сибирь была очень дальней провинцией до Москвы добираться было несколько месяцев, дорог не было, приходилось плыть – и провинцией богатой. Поэтому в Сибири купцы хотели строить так, как в столице – сначала в Москве, а потом в Петербурге – но получалось не по последней столичной моде, а с некоторым отставанием. Так, в XVIII веке в Сибири получил распространение стиль барокко, за некоторое время до этого очень популярный в центральной России. В Сибири он принял свои, особые черты, настолько отличающиеся от европейских, что говорят об отдельном сибирском барокко, а в применению к Иркутску (единственный город Восточной Сибири, сохранивший памятники архитектуры того времени) – об иркутском барокко. Замечательные образцы этого стиля в живописи можно посмотреть в Иркутском областном художественном музее. Что касается архитектуры, то Иркутск обладает самым большим количеством барочных церквей в Сибири – явное свидетельство богатства города и стремления опередить Тобольск – столицу Сибири того времени. Две самые ранние из дошедших до нас церквей (обе – на территории бывшего острога), Спасская церковь (1706–1710) – самая старая каменная церковь Иркутска и тем самым самое древнее дошедшее до нас здание города, двухэтажная, с колокольней 1762, которая когда-то была встроена в стену острога, и Богоявленский собор (1718–1746), украшенный многоцветными изразцами – еще не несут в себе специфических местных черт. Построенные позже Харлампиевская (1777–1790) и Преображенская (1795–1811) церкви тоже построены в обычном стиле барокко. Владимирская церковь (1777–1780) была в XIX веке перестроена до неузнаваемости, и сейчас в ней находится православная гимназия. Так что иркутское барокко представлено дошедшими до нас тремя памятниками архитектуры. Лучшим образцом стиля считается Крестовоздвиженская церковь (1747–1760) с несколькими приделами и замечательной узорной кирпичной кладкой стен. Замечательна также Троицкая церковь (1763–1778). В 2 км ниже центра города по Ангаре находится Знаменский женский монастырь, основанный в 1689 году, в котором расположена третья церковь в стиле иркутского барокко – Знаменская (1757–1760). В монастыре также сохранились настоятельские кельи, старые кельи и Святые ворота. На левом берегу Ангары ниже центра – остатки строений Вознесенского монастыря с сохранившейся Успенской церковью (1780–1783; перестроена 1874).
Иркутск был одним из немногих городов России, где неправославное население до революции было столь значительным, чтобы строить собственные культовые сооружения. Три из них – польский костел (1881–1885, арх. Тамулевич), преобразованный после революции в органный зал, часто называемый единственным готическим зданием Сибири (что неверно, так как стиль псевдоготический, а здание не единственное), татарская мечеть (1902, действующая) и синагога (1879) – сохранились до наших дней.