Смекни!
smekni.com

Височные кольца и бусы как украшение женского славянского костюма (стр. 2 из 4)

Выделяются типы бусинных колец: однобусинные, трехбусинные и многобусинные. Наиболее древним типом является однобусинный полихромный. Эти небольшие кольца диаметром 1,5 - 2 см с нанизанной стеклянной или каменной бусиной, датируются Х - ХI вв. В Новгороде они найдены в слое конца X - середины XI в.

Трехбусинные височные кольца состоят из проволочного круглого стержня, на который надеты три бусины, разделенные сканой проволокой, спирально обмотанной вокруг стержня и укрепляющей бусины. Трехбусинные кольца являлись типично городким женским украшением XII - середины XIII в.

Лучшими их образцами считаются золотые и серебряные филигранные изделия, хорошо известные по древнерусским кладам. В подражание им возникли литые украшения, похожие по форме на оригиналы, но исполненные не такой трудоемкой техникой и из недорогих материалов. В древнерусских курганах трехбусинные кольца распространены весьма неравномерно. В большинстве земель они встречаются редко. Исключение составляют курганы Ростово-Суздальской земли, где эти украшения получили сравнительно широкое распространение уже в XI в. В городских слоях Новгорода стратиграфически они распределяются от рубежа X-XI вв. до середины XIV в.

Височные кольца с бусинами, состоящими из одного-двух рядов крупной зерни являются довольно ранними и могут быть датированы ХI-ХII вв. Узелковые височные кольца с бусами, сплетенными из нескольких рядов тонкой проволоки встречаются в сельских курганах также в ХI - ХII вв. В Новгороде подобное кольцо обнаружено в слое второй четверти XI в. Зернено-филигранные височные кольца с бусами разного узора, выполненного тонкой проволокой или украшенные зернью, датируются ХII-ХIII вв.

Многобусинные височные кольца состоят из проволочного стержня, на который надеты гладкие полые бусины, их число колеблется от 5 до 12. Височные украшения этого типа были наиболее широко распространены в конце ХIII-ХIV в. в северо-западной части Новгородской земли.

На северо-западе ареала расселения восточных славян, у новгородских словен характерной этноопределяющей деталью женского костюма являлись ромбощитковые височные кольца. Это проволочные в основе кольца, имеющие по несколько ромбических раскованных расширений или щитков. Щитки украшены чеканным узором в виде ромбов и крестов, состоящих из пунсонных кружочков. Наиболее ранние образцы этих колец относятся, видимо, к концу X в. Особенность ромбощитковых колец XI в. - первой половины XII в. - завязанные концы. Более поздние образцы ХIII-ХIV вв. частью утрачивают ромбические очертания щитков и характерный крестовый узор - щитки приобретают овальные очертания, в центре их появляются полукруглые выпуклости, замок оформлен в виде втулки.

Только в Новгороде устраивали щиток на одном конце проволоки, а другой конец заводили за него либо (позже) вставляли в специальное отверстие, а в Смоленске концы завязывали или соединяли наглухо пайкой. Ромбощитковые височные кольца встречаются и в районах, непосредственно прилегающих к Волге и по ее левым притокам, что служит одним из доказательств освоения этой территории новгородцами.

В северо-западной части Новгородской земли почти нет завязанных колец, но бытуют местные варианты с многоярусными трапециевидными или подтреугольными подвесками.

С течением столетий менялись и сами кольца, и узор на щитках. И это, в частности, помогло археологам точнее проследить путь расселения славянских племён. Женские украшения, найденные в курганах, ясно показывают, как продвигались новгородские словене на северо-восток и как вместе с соседями — смоленскими кривичами — осваивали они Поволжье.

А вот торговцы разносили недорогие и красивые кольца совсем по другим направлениям: на юго-запад Руси, в Финляндию, на шведский остров Готланд. Недаром археологи спорят о том, что именно отражает территория распространения тех или иных разновидностей височных колец — расселение племён или всё-таки рынок сбыта у ремесленников?.

Вот пример того, какой своеобразный колорит приобретала в руках славянских мастеров любая «общеевропейская» вещь. Полторы тысячи лет назад по всей Западной Европе до самой Скандинавии распространилась из Византии мода на драгоценные подвески, представлявшие собой незамкнутые кольца, украшенные несколькими гроздьями зерни. Носили их и западные славяне. Кузнецы племени радимичей, к которым подобные кольца нет-нет да и попадали от соседей, не просто скопировали образец. Гроздья драгоценной зерни они заменили литыми зубцами, украшенными имитацией зерни. Быть может, им что-то подсказал узор, на миг возникающий, когда разлетается капля воды? Или это сияние, расходящиеся лучи? Трудно сказать. Однако после замены зерни литьём украшение, которое прежде могли позволить себе только хозяйки богатых домов, сделалось общедоступным. Уже в VIII—IX веках оно стало характерной принадлежностью радимичского племенного наряда.

Между тем к востоку от радимичских территорий жило племя вятичей, тоже славившееся искусными кузнецами. Судя по всему, им особенно приглянулись кольца, зубцы которых были увенчаны одной или несколькими серебряными «капельками». В течение всего IX века в их руках эти «капельки» меняли размеры и форму, постепенно превращаясь в плоские расширяющиеся лопасти. И к XI веку на обширных пространствах от современного города Орла до Рязани, в окрестностях будущей Москвы женщины носили своеобразные височные кольца, которые археологи так и называют «вятичскими».

Их лопасти, округлые поначалу, постепенно становятся «секировидными», затем и вовсе начинают смыкаться. Замечено, что вятичские кольца очень нравились в других племенах. Например, на соседней территории кривичей они найдены вперемешку с местными образцами и даже продетыми в кривичское щитковое кольцо. Что, если их носила женщина, чей муж был из вятичей? А может быть, она купила их или приняла в подарок? Об этом остаётся только гадать.

Перстневидные кольца загнутоконечные и с заходящими концами встречаются в древностях всех славянских племен и не могут считаться этноопределяющим признаком какого-либо из них. В погребениях их обычно находят от 1 до 10 экз. По-видимому, перстневидные кольца вплетали в волосы, составляя часть девичьего убора. Кольца с эсовидным завитком считаются характерным признаком западных славян. Есть они и в древностях южных славян. У восточных славян этот тип встречается редко (у дреговичей, радимичей) и свидетельствует о западных связях этих районов.

Перстневидные височные кольца сплошные, со спаянными концами характерны для племени древлян. Они встречаются в большом количестве в Волынских курганах. У остальных племен они редки.

Среди проволочных височных колец выделяется также своеобразная группа 5-видных спиральных колец -характерный этноопределяющий признак племени северян. Они распространены в среднем течении Десны, в бассейне Сейма и верховьях Сулы. В области расселения дреговичей в курганных древностях ХI - ХII вв. обычными являются перстневидные височные кольца с заходящими в полтора оборота концами. Они встречаются и в древностях древлян и волынян.

В области расселения радимичей ХI-ХII вв. в Посожье этноопределяющим признаком являются семилучевые височные кольца. Кольца эти местные, состоят из полукольца - дужки для прикрепления к волосам и пластинки с пятью или семью зубцами по верхнему краю и пятью или семью лучами, отходящими от этой пластинки вниз. Верхние зубцы имеют треугольную форму, нижние также имеют вытянутую треугольную форму, заканчивавшуюся шариками ложной зерни. Вне радимичской территории семилучевые височные украшения немногочисленны. По общим очертаниям радимичские кольца близки к височным украшениям вятичей. Существует переходная форма от лучевых к лопастным кольцам. У них верхний зубчатый край вогнут (как у лучевых), а расширяющиеся вниз лопасти имеют каплевидные завершения. Сходство племенных украшений вятичей и радимичей перекликается с летописной легендой о том, что родоначальники этих племен Радим и Вятко были братьями.

Некоторые исследователи называют этот тип «деснинским», однако распространен он был в районах, далеко отстоящих друг от друга, и характерен для Х-ХI вв. С XI в., а особенно в ХII - ХIII вв. в области расселения вятичей широкое распространение получили семилопастные или пятилопастные и трехлопастные височные кольца. Выделяются различные типы семилопастных колец: простые, сростнозубцовые, решетчатые, подзорчатые, загнутые, ажурные и кружевные.

Редко встречается такой тип височных колец, как «кудреватые», их проволочная основа сплетена в нижней части спиралькой из тонкой проволоки, образующей ажурную муфту. На территории Восточной Европы найдено около десятка таких колец. Вероятно, на Русь они были занесены с Запада. В Новгороде два подобных кольца обнаружены в слое конца X -второй половины XIII в. Возможно, небольшие лунницеобразные височные кольца, имитирующие плетение, являются подражанием «кудреватым». Они полые внутри, с ажурными петлями по краю. В Новгороде такое кольцо найдено в слое середины XII в. Аналогичные украшения известны во владимирских и костромских курганах.

Височные кольца в небольшом количестве встречаются не только в деревенских курганах, но и в древнерусских городах домонгольского периода. Находки этих украшений в четко датированных слоях Новгорода позволяют уточнить датировку курганных древностей. Они свидетельствуют о постоянном пополнении городского населения за счет жителей деревни.

Глава 2. Бусы

Слово «бусы» в современном значении начало употребляться в русском языке с XVII века, до тех пор, по всей видимости, славяне называли эту разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла». Археологи часто так и пишут в своих работах: «...найдено ожерелье из бус».

В самом деле, нитка зачастую очень крупных (около 1,5 см в диаметре) бус, однотипных или разных, современному человеку напомнит скорее именно ожерелье, а не те бусы, что носят теперь. Бусы должны были отгонять силы зла, а душу наоборот удерживать в теле.