После смерти князя Андрея Вологда окончательно отошла к Москве, к великокняжеским владением.
К этому времени город играет видную роль в стратегическом и, особенно, торговом отношении как начальный пункт важных водных путей: Сухона, Шексна, Двина. В городе хранилась часть «государственной казны». Сюда же Иван III ссылал наиболее для себя опасных и именитых пленников.
Важные страницы в истории города связаны с царем Иванов Грозным. Вологда одной из первых была зачислена в число опричных городов, пользовавшихся особыми привилегиями. Иван Грозный часто бывал в Вологде, пробыв здесь согласно летописи, «три лета и пять месяцев». Существует даже версия, что царь собирался сделать наш город столицей государства. Во всяком случае, по приказу царя в городе развернулось грандиозное строительство каменного детинца – кремля и собора.
Вологодский кремль (название это не точно, оно появилось в XIX в.) – это только часть бывшего грозненского кремля-детинца, но лучшая его часть.
Действительно, Вологодский кремль очень красив и живописен. Он не принадлежит к широко известным, стилистически выдержанным русским ансамблям, хотя некоторые их постройки и отделены друг от друга многими веками.
Под названием «Вологодский кремль» подразумевают обычно бывший Архиерейский дом, должно быть, главным образом благодаря его высоким крепостным стенам, и неразрывно связанные с этими стенами меньший (Воскресенский) собор и колокольню.
А стоящий на высоком берегу реки Вологды, вне архиерейских стен, но рядом с ними, Софийский собор – древнейшее здание города – оказывается вне кремля? Именно Софийский собор прежде и больше всего привлекает внимание посетителей кремля – привлекает своей суровой, величавой красотой и монументальностью. В давно исчезнувшем настоящем кремле Ивана Грозного он появился намного раньше каменного двора архиереев, а теперь бесспорно главенствует над всем центральным городским ансамблем – Вологодским кремлем.
У московского и вологодского соборов есть общие архитектурные черты, в особенности это относится к шестистолпным планам. Однако между этими двумя храмами имеются отличия. Облик вологодской Софии с ее предельно скупым декором ближе к памятникам Новгорода, чем Москвы: отсутствуют аркатуры, бусины портиков и другие архитектурные элементы, столь характерные для фасадов московского Успенского собора. Различны в обоих храмах и формы несущих столбов.
Даже среди богатырски мощных соборов XVI века вологодский храм выделяется монументальностью своих форм, почти лишенных декора. План его имеет вид прямоугольника с сильно выступающими полукружиями алтарных апсид. Цоколь очень простой формы образован валиком и двумя уступами в его нижней части. Между апсидами алтаря с обеих сторон поставлены полуколонки с простейшими завершениями. Расположены в два яруса окна четверика сделаны с воронками, без всяких профилировок; нижние окна – высокие, верхние – небольшие. Все окна – четверика и алтаря – узкие, почти одинаковой ширины. С севера и юга в собор ведут ничем не прикрытые перспективные порталы. У западного, главного входа перед порталом стоит большое сводчатое двухарочное крыльцо с белокаменной гирькой. Вытянутые пилястры с заменяющими капители импостами поддерживают большие закомарные обрамления. Покрытия шестистолпного Софийского собора может служить классическим примером русской крестовокупольной системы. Над закомарами возвышаются мощные барабаны с огромными маковицами. Аркатуры отсутствуют не только на соборных стенах, нет их и на барабанах глав. Маковицы завершаются тонко выполненными крестами оригинальной, так называемой «процветшей» формы.
Внутреннее помещение вологодского собора силою своего художественного воздействия на зрителя также превосходит интерьеры многих соборов XVIвека. Такому впечатлению в первую очередь способствует прекрасная живопись , украшающая внутренние стены, своды, столбы. Она выполнена ярославцем Дмитрием Плехановым «с товарищи». Первоначально восточная пара столбов соединялась со стенами каменной алтарной перегородкой. В настоящее время алтарь отделяется от основного храма сооруженным в XVIIIвеке иконостасом, расчлененным на пять ярусов, с граненым выступом посередине. Этот грандиозный иконостас внес в интерьер собора чуждую ему ноту классицизма XVIII-XIX веков. К средней паре столбов с восточной стороны прислонены деревянные клиросы. С западной стороны каждого из четырех столбов поставлены киоты одинакового с иконостасом стиля.
Имена художников артели – а их было 30 человек – сохранились в летописной надписи, охватывающей внизу три стены собора. Каждый член артели был ответственным за определенную часть работы. Композиционные построения основных сцен «знаменил», то есть прорисовывал контуры, главный мастер – Дмитрий Плеханов. Ему же порой приходилось самому и определять их колорит.
2.3. Историко-архитектурный ансамбль Вологодского Кремля бывшего архиерейского подворья; история и современность. Вологодский музей-заповедник.
Спустившись с колокольни, перейдем к осмотру Архиерейского двора. Под этим названием подразумеваются постройки на дворе вологодских архиепископов. В настоящее время в этих зданиях размещается областной краеведческий музей. Вход устроен между колокольней и Воскресенским собором, встроенными непосредственно в ограду. Вся территория условно подразделяется на три части. Главный двор, открывающийся сразу при входе, обозначен П-образно расположенными служебными корпусами, крестовой палатой с церковью Рождества и палатами Иосифа Золотого. В северо-восточном углу находится консисторский дворик, названный так по консисторскому корпусу в его западной части. В северо-западном углу – Г-образный в плане хозяйственный двор, ограниченный кремлевскими стенами.
Как уже говорилось выше, Иван Грозный начал строить на этом месте кремль в середине 60-х гг. XVII в., переведя в него и Архиерейский двор. Но он не сохранился до наших дней. Это объясняется прежде всего тем, что до середины XVII в. все постройки двора были деревянными. Они были обнесены деревянной стеной с несколькими воротами. Особенно интересно выглядели парадные восточные Святые ворота. Они имели мощные створы с прорезной решеткой и в завершении три шатра, крытые лемехом, и были украшены иконами. За стенами размещались многочисленные строения: здесь были всевозможные кельи – архиерейские и для хранения казны, «судная» изба и разнообразные хозяйственные помещения.
Отвлечемся теперь на некоторое время от истории и начнем осмотр памятников не в хронологическом порядке, а так, как они расположены, переходя от одного к другому. Первое, что поражает нас в комплексе, - его мощные стены. Их внушительный вид вводит в заблуждение многих посетителей: они ошибочно принимают ограду Архиерейского двора за кремлевскую (несохранившуюся) стену. И действительно, суровые неприступные стены напоминают крепостные сооружения, хотя оборонительной роли они не играли. Стены возведены в 1671-1675 гг.
В плане ограда Архиерейского двора образуют неправильный четырехугольник с четырехгранными башнями. По стенам с внутренней стороны была устроена покрытая односкатной крышей на деревянных столбиках галерея, по которой можно обойти весь двор. Особенно неприступной выглядит снаружи южная стена с тремя крупными укрепляющими ее контрфорсами. Весьма правдоподобны и прочие элементы фортификационного зодчества, например узкие бойницы, характерные для всех русских крепостей, которые на самом деле являются всего лишь окнами хозяйственных пристроек с внутренней стороны. Современный вход на территорию Архиерейского двора находится между колокольней и Воскресенским собором. Многие постройки внутри двора составляют одно целое со стенами и расположены в линию ограды.
Подходя к Архиерейскому двору, мы сразу же обращаем внимание на Воскресенский собор. Он построен в стиле барокко в 1772-1776 гг.
Войдем теперь на территорию Архиерейского двора. Сразу же справа перед нами находится Казенный приказ. Построено в 1679г.
К северной стене Казенного приказа в начале XVIII в. было пристроено двухэтажное здание. Оно называется Безымянным корпусом, в нем находилась казенная келья и казначейская.
Рядом с Казенным приказом расположена Воздвиженская церковь над Святыми воротами – прежним главным входом в Архиерейский двор.
Небольшой переход с двумя арочными проемами связывает надвратную Воздвиженскую церковь с Архиерейскими палатами и церковью Рождества Христова, построенными в 1667-1670гг.
К северной стене Архиерейских палат примыкает небольшая двухэтажная постройка середины XVIII в. – Консистория, отчего северо-восточная часть всего комплекса и сам этот корпус стали называться Консисторскими. Облик здания сильно упрощен в связи с утратой нарядных наличников во второй половине XIX в.
С запада к Архиерейским палатам, «продолжая» их в продольном направлении, в первой трети XVIII в. был пристроен так называемый Иринеевский корпус (хотя епископ Ириней правил в конце XVIII в.).
В одну линию с Иринеевским корпусом и западной стеной Архиерейских палат стоит Гавриловских корпус (по имени архиепископа Гавриила), относящийся к концу XVII – началу XVIII в.
Заключают осмотр архитектурного комплекса Архиерейского двора палаты Иосифа Золотого.
2.4. Вологда в памятниках архитектуры XVIIв. Церковь Константина и Елены, Спасо-Всеградский собор.
Легенда о моровой язве.
Церковь Константина и Елены, построенная в 1690 г., - один из лучших памятников Вологды. Архитектура храма выполнена в характерном для второй половины XVII в. стиле узорочья, особенно ярко сказавшемся в зодчестве Москвы и Ярославля. Необычайно живописная объемная композиция церкви находится в полной гармонии с богатым и выразительным декоративным убранством. К высокому четверику с востока и запада примыкают пониженные алтарь и паперть. Однако от этого композиция не становится симметричной и застывшей. На паперть ведет высокое крыльцо с далеко вынесенной лестницей-всходом, а к северо-западному углу пристроена шатровая столпообразная колокольня, что создает живую игру больших и малых объемов.