Смекни!
smekni.com

Город Дербент в X-XII вв. (стр. 2 из 2)

В 1075 г. султан пожаловал Дербент Сау-Тегину и город попал под власть сельджуков, а правление местной династии Хашимидов было прервано на довольно длительное время. Однако уже в первой половине XII в. Испанский араб Абу-Хамид ал-Андалуси ал-Гарнати, посетивший Дербент между 1130-11250 гг., называет правителем города местного независимого эмира Сайф ад-Дина Мухаммада б. Халифа ас-Сулами,низба которого позволяет предполагать что он принадлежал к известной арабской династии Хашимидов Суллами, связанных с арабским племенем Сулайм.

Еще более на независимое положение Дербента в этот период указывает сообщение Ибн ал-Азрака, находившегося на службе у грузинского царя Дмитрия и посетившего вместе с ним в 1154 г. Дербент.

В этот период Дербентом правил местный эмир Абу-л-Муззафар, который был женат на дочери царя Дмитрия. Столь близкий родственный союз правителей Дербента и христианской Грузии, авторитет которой на Кавказе в этот период сильно возрос, был бы невозможен без весьма прочного и независимого положения дербентских эмиров в данном регионе, на что недвусмысленно указывал Ибн ал-Азрак. О высоком месте эмиров города в феодальной иерархии правителей Кавказа свидетельствует и одна из од известного ширванского поэта Хакани, посвященная Сейф ад-Дину Арслану Музаффар-и Мухаммаду дара-йи Дербенди (т.е. обладателю Дербента), но с поэтическим намеком на великого ахеменидского царя Дария, которого поэт называет «сардаром», «шахом», «шахиншахом», арабом «по природе и рождению», указывая на происхождение эмира от местной ветви пода Сулайм. Еще в одной касыде Хакани прямо намекает на вражду дербентских эмиров и ширваншахов и на независимость первых. Поэт пишет, что «имея обиду на Ширван, он обратил свой взор на пограничную область (сагр) Счастья».

Об усилении Дербента в XII в. может свидетельствовать и та поддержка, которую, по сведениям источников, грузинские цари оказывали Ширвану для отражения натиска дербентских эмиров. Наиболее крупное вторжение в Ширван произошло при эмире Бек-Барсе в 1173 или 1175 г., когда среди дербентских войск были русы, аланы, хазары, потерпевшие тогда поражение в районе Баку. В отражении этого нападения дербентцев в составе грузинского войска участвовал будущий византийский император Андроник, гостивший у грузинского царя.

Независимость феодальных правителей Дербента в XII – XIII вв. подтверждается обширным нумизматическим материалом, анализ которого был проведен Е.А. Пахомовым. Многочисленные монеты с именами местных правителей, сопровождаемые лишь именами халифов, власть которых давно уже не распространялась на Дербент (феодальные правители мусульманского Востока признавали в этот период только духовную власть халифов) и была лишь данью мусульманской традиции, свидетельствуют о полной самостоятельности эмиров Дербента и продолжении существования здесь независимой местной династии. Наиболее часто встречаются монеты эмира ал-Малик ал-адил Музаффар б. Мухаммад б.Халифа, относящиеся к 1160 – 1164 гг. Этот правитель, упоминаемый у Ибн ал-Азрака как Абу-л-Музаффар, являлся, вероятно, сыном эмира, правившего в Дербенте в период посещения города ал-Гарнати. В большом колтчестве встречаются также монеты Бек-Барса б. Музаффара и Абд ал-Малик б. Бек-Барса с именами халифов Мустади (1170 – 1180 гг.) и Насира (1180 – 1225 гг.).

Появление на монетах дербентских правителей второй половины ХII – первой половины XIII в. тюркских имен отражало, видимо, не только процесс тюркизации имен под влиянием сюзеренов, как справедливо отмечал В.Ф. Минорский, но и общий процесс тюркизации населения города. Дербенту, находившемуся на границе оседлого мусульманского и тюркского кочевого миров, постоянно приходилось балансировать между мусульманскими феодальными правителями и мощными объединениями тюрков. После разгрома Хазарского каганата население города стало значительно пополняться за счет тюркского элемента, и тюркский язык, по сообщению источников, получил широкое распространение в Дербенте, наряду с арабским и дагестанскими языками.

Дербентские эмиры, подобно другим правителям средневекового Востока и Кавказа, широко привлекали к участию в походах тюркские отряды, которые совместно с руссами и аланами стали их главной военной силой. Вероятно, в значительной мере их поддержке был обязан Дербент своим независимым положением в регионе.

В XII – начале XIII в. в связи с усилением Грузии, ее влияние на Восточном Кавказе сильно возросло, и грузинские цари стремились укрепить политические и экономические связи с Дербентом.

Поражение объединенных отрядов дербентцев, руссов, хазар, находившихся, вероятно на службе у эмиров Дербента, от грузинско-ширванского войска под Баку в 1173 или 1175 г. не оказало существенного влияния на положение Дербента в регионе, хотя на некоторое время его правители и потеряли город Шабиран.

В 1186 г. ширваншах Ахситан I был разбит атабеком Кызыл-Арсланом и Ширван попал в зависимость от иранских сельджукских султанов, что нашло отражение на монетах этого периода, где вместе с Ахситаном упомянуты имена султанов Арслан-шаха (1161 – 1176 гг.) и Тогрулла III (1176 – 1194 гг.). Саудя по всему, Дербент сохранил в это время свою независимость и поэтому имена сельджукских султанов не упоминаются на монетах местного чекана, нет таких данных и в нарративных источниках.

В период от конца XII – до начала XIII в. о Дербенте мало что известно. В 1217г., после разгрома хорезмшахом Ала ад-Дином Мухаммадом (1200 – 1220гг.) атабека Азербайджана Узбека, Ширван признал свою вассальную зависимость первого «с минбаров городов Ширвана до самого Дербента в честь султана провозгласил хутбу».

Признал ли эмир Дербента себя вассалом хорезмшаха, сказать трудно, но исходя из того, что ширваншах поспешил изъявить покорность с целью предотвращения вторжения в Ширван, можно предполагать, что при отсутствии непосредственной угрозы городу со стороны Ала ад-Дина его правитель мог и не спешить с признанием своего вассалитета.

Монголы, вторгшиеся в Закавказье в 1220-1221 гг. застали Дербент сильно укрепленным и независимым городом. Сюбегетей-багатур и Джэбэнойан, даже не сделав попытки овладеть Дербентом, обошли его укрепления по горам. Источники в связи с этим сообщают, что сначала монголы обратились к правителю Дербента, который был назван ширваншахом, с просьбой о мире, но потом захватили высланное посольство, «убили одного из них, а оставшихся под страхом смерти заставили показать проходы через горы на север».

После ухода монголов к Дербенту прибыло большое количество разгромленных ими кыпчаков, которые умоляли владетеля города Рашида дать им убежище, обещая ему за это верную службу: «Мы твои мамлюки и для тебя мы завоюем области и ты – наш султан». Однако после того как Рашид отказал им в убежище, кыпчаки хитростью захватили город, а Рашид был вынужден бежать в Ширван. Вскоре кыпчаки были разгромлены объединенными грузинско-ширванскими и дагестанскими войсками и почти полностью уничтожены или попали в плен, и «…кыпчакский мамлюк продавался в Дербенте Ширвана по (самой) низкой цене».

Хотя Ибн ал-Асир назвал здесь город «Дербентом Ширвана», этот факт вряд ли являеться свидетельством его зависимого положения. Наоборот, сам Ибн ал-Асир именует правителя города ширваншахом, носившим, причем, нетрадиционное для этой династии (обычно ширваншахи носили иранские имена) арабское имя Рашид. Можно предположить, что в данное время Ширван или признал свою зависимость от Дербента, или данный Рашид самовольно присвоил себе титул ширваншаха. Однако сообщения еще одного авторитетного автора и современника описываемых событий Йакута (1179-1229), который ставил Дербент выше столицы Ширвана Шемахи, названной его округом, позволяет думать, что ширваншахом правитель города был назван не случайно. Надо признать историческим фактом то, что владетель Ширвана в этот период находился на более низкой ступени иерархии, чем правитель Дербента.

Несколькими годами позднее (около 1227 г.) Дербентом управлял несовершеннолетний эмир, возможно, сын Рашида, но фактическая власть принадлежала его опекуну атабеку ал-Асаду, который пользовался особым покровительством последнего хорезмшаха Джалал ад-Дина. Понимая стратегическое значение Дербента, Джалал ад-Дин всячески поддерживал ал-Асада и передал ему, в качестве своеобразной оплаты за охрану прохода значительные земли в Ширване. Позднее ал-Асад был схвачен людьми хорезмшаха, но сумел спастись и успешно отстаивал Дербент, сохранявший независимость и в этот период.

Во время второго нашествия монголов на Кавказ им удалось захватить Дербент в 1239 г. Сейчас неясно, на каких условиях город был сдан монголам, но Дербенту удалось избежать судьбы многих крупных средневековых городов Закавказья. При археологических раскопках в культурных слоях города первой половины XIII в. Не отмечено следов катастрофического разрушения и массового истребления жителей. Вероятно, учитывая особую стратегическую зависимость Дербента и грандиозную мощь его стен, монголы посчитали более выгодным покорить этот город на каких то почетных условиях. Это подтверждает и Рубрук, побывавший в Дербенте 17-18 ноября 1254 г., который сообщает, что монголы разрушили лишь верхние части башен и зубцы стен.

Однако именно с монгольским нашествием связанно начало упадка города, от которого Дербент уже не смог оправиться. Монголы подорвали экономику и торговлю города, нарушили традиционные пути и связи его с восточными, закавказскими и внутридагестанскими рынками, нанесли тяжелый урон сельскому хозяйству. Особенно тяжелы были для Дербента последствия ожесточенной борьбы между ханами Золотой Орды и монгольскими государями Ирана, претендовавший на этот важный военно-политический и торговый центр.

После монгольских завоеваний Дербент, несмотря на отдельные периоды подъема и расцвета, не смог, хотя и остался самым значительным городом Дагестана, достичь своего былого могущества и прежнего социально-экономического развития.


Библиография

1. Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. М., 1963.

2. Буниятов З.М. Государство атабеков Азербайджана. Баку, 1978.

3. Кудрявцев А.А. Феодальный Дербент. М., 1993.

4. Кудрявцев А.А. Великий город на Каспии. Дербент в эпоху феодализма. Махачкала, 1982.

5. Кудрявцев А.А. Мусульманский город Дагестана. Махачкала, 1994.

6. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента. М., 1963.

7. Новосельцев А.П. Генезис феодализма в странах Закавказья. М., 1980.