Смекни!
smekni.com

Декоративно-прикладное искусство Республики Калмыкия (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение

I. Урок 1. Выделка войлока

II. Урок 2. Калмыцкая кибитка

III. Урок 3. Изготовление веревок

IV. Урок 4. Резьба по дереву

V. Урок 5. Обработка кожи. Изделия из нее

VI. Урок 6. Кожаная посуда

VII. Урок 7. Изделия из металла

VIII. Урок 8. Вышивание

IX. Урок 9. Женские украшения

X. Урок 10. Женская одежда

XI. Урок 11. Женские головные уборы

XII. Урок 12. Мужская одежда

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В нашей республике несомненно растет интерес к традиционной культуре, народной педагогике калмыков. Однако анализ педагогической практики в республиканском образовании убеждает в том, что наблюдается тенденция занижения роли и значения национально-регионального компонента. Кроме того, его содержание во многих дисциплинах повторяется, характеризуется однообразием, отсутствием новизны, что значительно снижает интерес школьников к национальной культуре.

Задача заключается в том, чтобы национальная культура калмыков стала одной из основ, на которой строится содержание образования в национальной системе. Таким образом, наряду с культом знаний предстоит найти достойное место приобщению учащихся к национальной культуре калмыков и через нее – к общечеловеческим, общероссийским духовным ценностям. При этом целесообразно придерживаться следующих принципов:

- учета возрастных и этнопсихологических особенностей учащихся (контингент учащихся в образовательных учреждениях республики многонационален и процесс приобщения к национальной культуре калмыков осуществляется с дошкольного возраста);

- простоты и выразительности содержания материалов;

- сюжетной занимательности, доступности, яркости национальных образов;

- возможности передачи национального образа в разнообразной деятельности, связи с жизненной перспективой;

- содержание материала о национальной культуре преподносить не как констатацию того, что было и как было, а как ориентацию на национальное самосознание, осмысление роли и места родного языка в развитии личности, познание народных традиций, обычаев, истории этноса как субъекта Российской Федерации;

- нравственно-этической направленности с целью формирования системы ценностных ориентации.

Национально-региональный компонент в большом объеме реализуется в декоративно-прикладном искусстве.

Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Понятие это очень широкое и глубокое. Широкое потому, что охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство. Глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Уже в формах каменных орудий первобытного человека, в простейших геометрических фигурах орнамента на древнейшей керамике проявляются начатки творчества, которое сопровождало жизнь народа на протяжении всей его истории. Шло время, сменялись исторические эпохи и многие поколения людей, но всегда существовала в народе потребность украшать свой быт, делать радостным труд, дополнять свою нелегкую жизнь красотой.

Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни. В семье это были рождение, свадьба, похороны; в труде и хозяйстве - сев, косьба, жатва - праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.

Актуальность темы курсовой работы. Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Изучение декоративно-прикладного искусства поможет учителям воспитывать у своих учеников уважение и любовь к культуре, истории, искусству, языку калмыцкого народа как части общечеловеческой культуры.

Цель исследования – разработать методику преподавания при изучении раздела «Декоративно-прикладное искусство» учащимся 8го класса с целью реализации национально-регионального компонента.

Объект исследования – восьмой класс учащихся средней школы.

Предметом исследования является декоративное искусство Калмыкии.

Информационной базой исследования являются библиографические источники.

Структура работы состоит из введения, двенадцати глав, заключения, списка литературы.

I. Выделка войлока

С давних пор, «с сотворения мира», как говорится, калмыки вели кочевой образ жизни. Кочевали они в поисках хороших земель с водой и вкусной травой. Для кочевья нужно было удобное легкое жилье, быстро собираемое и разбираемое, легко перевозимое. Таким жильем и была войлочная кибитка. Войлок, которым покрывали кибитку, не пропускал ни холод, ни ветер, ни жару. Лишь дождь, если он был сильным, слегка просачивался.

Для изготовления войлока требовалось много шерсти. Поэтому калмыки разводили овец такой породы, которая давала не только мясо, но и длинную грубую шерсть.

Покрытие кибитки состояло из отдельных, специально изготовленных, определенного размера войлочных частей: двух больших широких и четырех таких же, но меньших по размеру — верхних (крыша), шести небольших и нешироких — нижних, вокруг шести решеток (остова), одной круглой — на дымоход, и одной двойной, которая натягивалась над входом.

Выделка войлока из шерсти, а потом изготовление из войлока отдельных частей для кибитки — очень тонкая и трудоемкая работа. Делалась она руками женщин.

В конце мая начиналась стрижка овец. Стригли большими ножницами. После того, как шерсть немного подсыхала, начиналась ее обработка. Работу производили в кибитке, чтобы ветер не разносил шерсть. Сначала подготавливали место: с середины кибитки, где располагался очаг, убирали таганок и засыпали это место толстым слоем земли. На землю стелили старые кошмы, поверх — сухие коровьи шкуры (шерстью вниз). Все это называлось подстилкой. Затем на подстилку клали две-три охапки руна. Вокруг садились восемь-десять человек — мужчин и женщин, которые, взяв в руки по две гибких, примерно полуметровых палки, начинали бить по шерсти. Били до тех пор, пока не выбивали всю пыль и грязь, пока щетинки и шерсть не превращались в подобие пуха. Потом обработанную таким образом шерсть свертывали в рулон и убирали. Работа сопровождалась песнями. После того, как вся шерсть была обработана, начиналось катание войлока. Катание войлока — тоже трудоемкая, требующая особого умения работа.

Сначала на ровном месте стелили кошму или брезент шириною в 3 — 4 метра и такой же длины. Несколько пожилых женщин садились в ряд на эту подстилку. Потом им приносили чистую, выбитую шерсть. Женщины, начиная с края подстилки, ровным слоем расстилали эту шерсть, придавливая ее руками. Когда шерсть соответствующим слоем распределялась по всей подстилке, ее равномерно обрызгивали теплой водой. Затем несколько человек свертывали влажную шерсть в рулон, обматывали рулон по всей длине веревкой из верблюжьей шерсти, завязывали ее в нескольких местах крепкими узлами. Рулон клали на длинную плаху или решетку. С одной стороны садились 10—15 человек (мужчин и женщин). Они брались за узлы веревки обеими руками и одновременно приподнимали и бросали эту свернутую толстую трубку шерсти на плаху или решетку. Это движение повторялось более тысячи раз. Более тысячи раз приподнимали и бросали. После этого рулон освобождали от веревок и вынимали из упаковки, так сказать, завязывающийся, т. е. еще тонкий и неуплотнившийся, войлок. Заворачивали войлок в другое покрывало, вновь сбрызгивали теплой водой, а потом катали, положив его на плаху и одновременно изо всех сил придавливая его локтями и предплечьями. Войлок от этого все более и более уплотнялся, достигая необходимой упругости.

Если во время катания войлока появлялся посторонний человек, одна из молодых женщин вставала, брала пук шерсти, заворачивала его в табачный лист и подавала гостю. Тот, принимая пук шерсти, говорил благопожелание: «Чтобы войлок ваш был плотным и прочным, без изъяна!» и дарил деньги. Катающие войлок покупали на эти деньги конфеты и пряники.

Новый войлок расправляли, вытягивали, выпрямляли и сушили, расстелив на траве.

Потом хозяева варили в большом котле чай, делали борцоки и угощали работников, приглашая к столу и всех соседей. Такое угощение называлось «посвящением новому войлоку» или «войлочным чаем». Старики произносили благопожелания.

Затем старухи рассматривали войлок, определяли его качество, оценивали труд работавших.

Через некоторое время из войлока кроили необходимые части для покрытия кибитки. Для покрытия одной кибитки требовалось много войлока, а следовательно, шерсти. Кроме того, из войлока делали подстилки разных размеров, чулки, сумки, подседельники, накидки для животных. Все эти изделия расшивали красивыми узорами. И отходы не пропадали. Из них мастерили различные предметы домашнего обихода: рукавички для снятия котла с огня, стельки для сапог, маленькие сумочки и т.д.

Многие приспособления к кибитке: широкие, средние и тонкие пояса, веревки для стягивания и крепления войлочных покрытий, пояса для связывания кибиточных решеток между собой — все делали из шерстяной пряжи.

Некоторые предметы приданого также изготовляли из войлока: четыре ширдыка, четыре подстилки, подподушник, чулки из белого войлока с вышитыми узорами.

Так жили калмыки, кочуя по степи в поисках воды и пастбищ. Пользовались продуктами животноводства, спали на земле, подстелив войлочные ширдыки и не боясь ядовитых змей и скорпионов. Потому что, как говорят, все ядовитые пауки, скорпионы и тарантулы боятся овец, запаха их пота, а змеи боятся конского запаха. От укусов скорпионов калмыки издавна лечили запаренной овечьей шерстью, давали пить бульон из баранины.