Смекни!
smekni.com

Досуговая культура населения Веймарской Германии в произведениях художественной литературы и современников (стр. 3 из 3)

Традиционным видом отдыха в Веймарской Германии был туризм: ближний – пешеходные прогулки, велосипедные, автомобильные, железнодорожные и водные поездки на выходные дни, и дальний – дальние поездки и поездки за пределы Германии во время отпуска. Для Эммы Мершель незабываемым путешествием были девять дней, проведенных с подругами в Верхней Баварии[46]. Свободное время немцы действительно любили проводить на природе, что подтверждают романы Ремарка, Фаллады, многочисленные свидетельства современников. Это и недалекие поездки за город или к морю, куда отправляются Роберт и Патриция: «Над лугами стояло яркое сверкающее утро. Пат и я сидели на лесной прогалине и завтракали. Я взял двухнедельный отпуск и отправился с Пат к морю»[47]. Иоганнес и Эмма Пинненберги познакомились в одной из таких поездок к морю[48], затем пешие прогулки на лоно природы стали практически их единственным развлечением в провинциальном Духерове, где они поселились после свадьбы[49]. Воскресные поездки за город были массовым явлением. Добраться до места отдыха вовсе не означало хорошо отдохнуть. Пинненберги отдавали предпочтение пешим прогулкам именно по этой причине. «И вот они сидят в поезде, который идет в Максфельде. Вагон битком набит, хотя поезд отходит из Духерова в шесть часов утра. Максфельде, Максзее и река Максе тоже приносят разочарование. Всюду полным-полно народу, шумно и пыльно. Тысячи людей приехали из Плаца, на берегу стоят сотни автомашин и палаток. О лодке и думать нечего, те немногие, что имеются, уже давно разобраны»[50]. На природе немцы расслаблялись после трудовой недели, традиционно со спиртными напитками. «Знаете что,- говорит один из трех товарищей в одно­именном романе Ремарка - поедем за город, поужинаем где-нибудь и прихватим бутылку с собой. Там на лоне природы мы ее и выдуем»[51], и чуть ниже с любовью описан­ный Ремарком пейзаж: «Вечер был прекрасен и тих. Бороз­ды свежевспаханных полей казались фиолетовыми, а их мерцающие края были золотисто коричневые. Словно огром­ные фламинго проплывали облака в яблочно-зеленом небе, окружая узкий серп молодого месяца. Куст орешника скры­вал в своих объятиях сумерки и безмолвную мечту. Он был трогательно наг, но уже исполнен надежды, таившейся в почках»[52].

Местами отдыха были также городские парки и луна-парки с каруселями, американскими горками, чертовым колесом и другими ат­тракционами, столь красочно описанными Ремарком в «Трех товарищах»: «Шарманщики – передовые форпосты луна-парка. Меланхолические нежные звуки. На потертых бархатных на­кидках шарманок можно увидеть попугая или маленькую озябшую обезьянку в красной суконной курточке. Резкие выкрики торговцев. Они продают состав для склеивания фарфора, алмазы для резки стекла, турецкий мед, воздушные шары и материи для костюмов. Холодный синий свет и острый запах карбидных ламп. Гадалки, астрологи, ларьки с пряниками, качели - лодочки, павильоны с аттракциона­ми. И, наконец, оглушительная музыка, пестрота и блеск – освещенные как дворец, вертящиеся башни карусели... на «американских горках» ...был самый большой оркестр. Из позолоченных ниш, по шесть из каждой, выходили фанфари­сты. Размахивая фанфарами, прижатыми к губам, они огла­шали воздух пронзительными звуками, поворачивались во все стороны и исчезали. Это было грандиозно. Мы уселись в большую гондолу с головой лебедя, и понеслось вверх и вниз. Мир искрился и скользил, он наклонялся и провали­вался в черный туннель, сквозь который мы мчались сквозь барабанный бой, чтобы тут же вынырнуть наверх, где нас встречали звуки фанфар и блеск огней... А теперь на чертово колесо... Это был большой и гладкий круг, ко­торый вращался с нарастающей скоростью. Надо было удер­жаться на нем... Путь через лабиринт привидений был полон неожиданностей. Едва мы сделали несколько шагов, как под нами зашатался пол, чьи-то руки ощупывали нас в тем­ноте, из-за углов высовывались страшные рожи, завывали привидения... Пат испугалась черепа, освещенного зеленым светом. … Мы направились к павильону, где набрасывали гуттаперчевые кольца на крючки»[53].

Несомненно, в годы Веймарской Республики расширились «масштабы» досуговой культуры. К традиционным видам досуга: печатному слову, театру, ферейнам и туризму добавились новые виды отдыха: радио, кино, спорт, эстрада, танцы, аттракционы. По прежнему традиционным видом развлечений для городских и сельских жителей оставалось посещение локалей, однако специфика веймарского времени - поляризация общественной жизни, существенно сказалась на политизации такого популярного для немцев отдыха, ставшего даже опасным для жизни. В последние годы республики можно смело утверждать о политизации всей досуговой культуры Германии.


[1] Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 191-192.

[2] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 332.

[3] Там же. С. 324.

[4] Штейдле Л. От Волги до Веймара. Мемуары немецкого полковника, командира полка 6-й армии Паулюса. М., 1975. С. 76.

[5] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить и время умирать. М., 1960. С. 53.

[6] Генри Э. Первые щаги // Новый мир. 1989. №. 10. С. 223.

[7] Изаков Б.Р. В наш романтический век: Двадцатые-тридцатые-сороковые. М., 1977. С. 22.

[8] Артемов В.А., Кардашова Е.В. Фридрих Эберт – первый президент Германии. Воронеж. 2001. С. 35.

[9] Биск И.Я. История повседневной жизни населения в Веймарской республике. Иваново. 1991. С. 117

[10] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 40.

[11] Ремарк Э.М. Черный обелиск. М., 1993. С 147.

[12] Ремарк Э.М. Возвращение. Минск. С. 363.

[13] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 31.

[14] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 46.

[15] Александров В.А. На чужих берегах. М., 1987. С. 117.

[16] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 282.

[17] Там же. С. 283.

[18] Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 73.

[19] Ширер У. Взлет и падение третьего рейха. В 2-х томах. Том 1. М., С. 96.

[20] Штрассер Отто. Гитлер и я. Ростов н/Д. 1999. С. 65.

[21] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 273.

[22] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 294.

[23] Там же. С. 295.

[24] Штрассер Отто. Указ. Соч. С. 42.

[25] Фаллада Г. Волк среди волков. М., 1959. С. 64.

[26] Ширер У. Берлинский дневник. Европа накануне Второй мировой войны глазами американского корреспондента. М., 2002. С. 17.

[27] Рисс К. Геббельс. Адвокат дьявола. М., 2000. С. 58.

[28] Там же.

[29] Биск И.Я. Указ. соч. С. 105.

[30] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 131.

[31] Там же.

[32] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 132.

[33] Там же.

[34] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 29.

[35] Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 281.

[36] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 266.

[37] Там же. С. 33.

[38] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 261.

[39] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 85.

[40] Ремарк Э.М. Возвращение. Минск. С. 283.

[41] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 166.

[42] Ремарк Э.М. Возвращение. Минск. С. 284.

[43] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 29.

[44] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 75.

[45] Биск И.Я. Указ. соч. С. 135.

[46] Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 94 .

[47] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 192.

[48] Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 216 .

[49] Там же. С. 95.

[50] Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 94 .

[51] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 20.

[52] Там же.

[53] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 85-86.