Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX вв.
Русские православные монастыри играли значительную роль в социально-экономической и духовной жизни Российской империи. Согласно данным 1887 г. они содержали 93 больницы и 66 приютов для престарелых, две трети которых приходились на женские монастыри, при этом число мужских монастырей составляло 469, женских не превышало 202. В эпоху Александра III (1881-1894) правительство стало поощрять учреждение церковно-приходских школ, женские монастыри стали центрами женского начального образования. При всех женских монастырях открывались церковно-приходские школы на средства самих монастырей [Смолич И.К. Русское монашества (988-1917). Приложение к «Истории Русской Церкви». М., 1997. С. 293.]
Православные монастыри в регионе учреждаются по мере инкорпорации Северного Кавказа в социальную, политическую и экономическую систему России. Женские монастыри здесь стали играть ведущую роль в развитии хозяйственного освоения региона, ибо они содержали заводы, мельницы, земельные угодия, где занимались сельским хозяйством, школы, больницы, приюты.
Первые женские монастыри в регионе появляются в конце 40-х гг. XIX в. к 1917 г. насчитывалось около 13 женских монастырей и общин на Северном Кавказе. [По подсчетам автора]
Иоанно-Марьинский женский монастырь в г. Ставрополе открывшийся в мае 1848 г. стал одним из первых в регионе. В «Историческом описании Иоанно-Марьинского женского монастыря в городе Ставрополе» подробно описывается история основания обители: «В 40-х гг. XIX в. в городе существовало небольшое общество женщин, которые добровольно несли обеты иноческие – девство и пост, в праздники собирались вместе, читали божественные и душеспасительные книги, пели псалмы Давида и богослужебные песни, иногда принимали на себя, по приглашению, попечение о больных, а в свободное время занимались рукоделием. Организатором этого небольшого общества была Марфа Фетисьева, которая, встретившись с епископом Кавказским в доме у знакомых предложила ему создать обитель для женщин и внесла свои 150 рублей». [Историческое описание Иоанно-Марьинского женского монастыря в г. Ставрополе. Ставрополь, 1898. С.8.]
Первый Кавказский епископ Иеремия принял на себя основную работу по организации обители. Он сразу же начал переговоры о покупке места для строительства монастыря. Жители города приняли большое деятельное участие в сборе пожертвований, 21 февраля 1848 г. мещанин Яков Скоморохов пожертвовал участок в 2 десятины 1063 кв. сажени, 23 мая 1848 года было освящено место закладки храма [Историческое описание Иоанно-Марьинского женского монастыря в г. Ставрополе. Ставрополь: Типография Тимофеева, 1898. С.16.]
Первоначально обитель была открыта под названием приюта для сирот духовного звания женского пола. В 1850 г. приют стал называться Иоанно-Марьинской женской общиной, в 1859 г. получил статус монастыря. Первой настоятельницей общины стала Марфа Фетисьева в 1849 г., к 1851 г. в обители уже насчитывается 39 инокинь. В 1853 г. в списках монастыря значилось 104 женщины, в 1855 - 130 человек, в 1874 уже 226, в 1914 – 493 насельницы. [ГАСК. Ф. 135. Оп.72. Д.1280. Л.159.] При монастыре к 1900 г. было 4 церкви, водяная мельница, 2 маслобойни, 3 пруда для различных хозяйственных надобностей, больница, церковно-приходская школа на 45 мест, в которой обучались дети обоего пола. [ГАСКФ 135.Оп.58.Д.475.Л.77. ] В 1910 г. школу посещало уже 88 мальчиков и девочек, 8 из них жили в монастырском общежитии, 80-приходящих. Школа получила статус второклассной [ГАСК Ф. 306.Оп.1. Д.138. Л 2.]
Подобным образом, возникали и другие женские монастыри на Северном Кавказе. Из небольшой группы казачек, живших в разных монастырях Малороссии, выросла в Черноморской области Марие-Магдалинская Черноморская женская пустынь, утвержденная в сентябре 1849 г. Деятельное участие в ее устроении принял наказной атаман генерал-майор Рашпиль Г.А. Инициатива создания монастыря принадлежит его близкой родственнице. Монахине Полтавского Ладинского монастыря Митрофании в миру Матрена Степановна Золоторевская [Шептун С. Из истории православной церкви на Кубани. Краснодар, 1995. С. 415].
При монастыре была открыта школа для девочек, пользовавшаяся большой популярностью среди кубанцев. Посетив в 1861 г. монастырскую школу, наказной атаман Иванов Н.А. в своем письме настоятельнице Митрофании писал об увиденном: «… без всякого сомнения, одно из первых мест может занимать женская Мариинская общежительная пустынь, с воспитательным при ней заведением – образуя благочестивых жен, для простого домашнего быта, удаляющего раздор, приносящего отраду, заведение это, проливающее истинный свет скромного образования на 200 питомиц… поставлено высоко… в смысле понимания женщины-матери, достойной этого имени». К концу XIX в. при пустыни был учрежден детский исправительный приют.[Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917. Краснодар, 1997. C.261.]
К началу ХХ в. Марие-Мадалинская пустынь из маленькой общежительной пустыньки превратилась в красивый своекошный третьеклассный монастырь. К этому времени в станице Роговской пустынь владела 500 дес. Земли и имела дополнительный надел в 340 дес. В станице Должанской Ейского отдела. В 14 каменных и саманных корпусах проживало около 600 человек. При пустыни имелся кирпичный завод, 2 торговые лавки, одна ветряная мельницы и 2 странноприимных дома [Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917. Краснодар, 1997. C.261.].
Новопокровская женская обитель (Покровский женский монастырь) образовалась по инициативе вдовы войскового старшины Анны Алексеевны Радченковой, которая пожертвовала земельный участок. Для устройства женского монастыря. Большую помощь в создании обители оказали монахини Ставропольского Иоанно-Марьинского монастыря, которые собирали средства для этого. К 14 октября 1896 г. монахиня Иоанно-Марьинского монастыря Архелая построила на этом участке молитвенный дом, признанный благочинным готовым к освящению в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящение состоялось 10 ноября 1896 г. Молитвенный дом был сделан из соснового леса с одной главой, увенчанной металлическим крестом. С западной стороны к дому сделана пристройка из пяти комнат с особым крыльцом для житья монахинь. В 1897 г. здесь проживали 64 монахини и послушницы. К 1903 г. кроме молитвенного дома у общины имелось пять корпусов для помещения сестер, странноприимный дом, здание школы для окрестных детей, дом для священников с надворными постройками, хозяйственный двор, строился большой кирпичный храм, заканчивалось строительство монастырской гостиницы. Как и в любой женской обители при монастыре действовала школа, смешанного типа. В 1914 г. в монастыре насчитывалось 114 монахинь.[ГАСК. Ф.135. Оп.72. Д.1288. Л.261 ]
Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь (вблизи древнего православного храма у карачаевского аула Сенты Баталпашинского отдела Кубанской области) вырос из женского скита во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Основательницей женской обители можно считать Евдокию Макарову, поскольку с ее именем связан рост и дальнейшее развитие общины.
Е. Макарова – сестра милосердия в русско-турецкой войне. Работая во Владикавказском госпитале узнала о возникшем ските и вместе с послушницей грузинского женского монастыря св. Георгия Евдокией Финенской отправилась туда. По пути к ним присоединились другие женщины. Поселившиеся у Святой горы начали ремонт своими силами. Поставили в древнем храме дубовый иконостас без позолоты, где установили принесенные ими иконы. Грубой работы железный крест купола храма заменили на новый, изготовленный на Эльбрусском свинцово-серебряном руднике. Стены с фресковой живописью сохранили, остальные части стен храма были выбелены и отштукатурены. Тогда же женщины соорудили небольшую каменную церковь в честь Преображения Господня, звонницу с колоколами, отлитыми на том же руднике, построили кельи для себя. [Беликов Г. Спасо-Преображенский женский монастырь. //Ставропольские губернские ведомости. 1997. №.177.С.7.]
Евдокия Макарова стала главной среди сестер и обратилась с письмом к епископу Кавказскому и Екатеринодарскому Герману об учреждении женского монастыря у подножия Святой горы с древним храмом. Разрешение последовало в 1892 г. К тому времени в скиту находились более 70 женщин. По ходатайству Архиепископа Агафодора монастырь был утвержден Святейшим Синодом в 1897 г. Благодаря устройству здесь женского монастыря древний храм впервые был отреставрирован и освящен в честь Преображения Господня в 1895 г. Храм находился на довольно высокой горе в трех верстах от монастыря. [ГАСК Ф. 135. Оп. 48. Д.307.] Торжественное открытие монастыря состоялось 22 октября 1897 г., на котором присутствовал архиепископ Агафодор. Со времени официального утверждения монастыря Евдокия Макарова, до этого причисленная как послушница к Ставропольскому Иоанно-Марьинскому женскому монастырю с пострижением в монашество становится настоятельницей образованного Спасо-Преображенского монастыря.[Беликов Г. Спасо-Преображенский женский монастырь. //Ставропольские губернские ведомости. 1997. №.177. С.7.] Владикавказский Покровский женскиймонастырь был образован благодаря инициативе Евдокии Федоровны Лозенко (в иночестве Евпраксия), во Владикавказе появилась женская община. Для её обустройства Городская управа отвела небольшой участок земли, на котором в 1892 г. была воздвигнута церковь, перевезенная сестрами из станицы Терской. С первого же дня в храме стали проводиться богослужения.
КазанскийАгафодрорвженский общежительный монастырь находился в селе Винодельном Ставропольской губернии. Виноделенская Казанская женская община учреждена Агафодором, архиепископом Ставропольским и Екатеринодарским, в 1909 г. в память его родителей: чтеца Флегонта и Евдокии. Для этого им были куплены у Ставропольского акцизного управления уцелевшие после пожара здания и усадьба бывшего Винодельненского казенного винного склада. На учреждение общины и устройство церкви при ней Агафодором пожертвовано 42 тысячи рублей. Первой настоятельницей монастыря стала монахиня Раиса в миру – Александра Онисимова. Монахиня Раиса попала в Ставропольский Иоанно-Марьинский женский монастырь в 1870 году. Прошла послушание и пострижена в монахини в 1909, указом Ставропольской духовной консистории назначена начальницей Винодельческой женской общины.[Беликов Г. Спасо-Преображенский женский монастырь. //Ставропольские губернские ведомости. 1997.№.187. С.7.]