Министерство образования Российской Федерации
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Художественно-педагогический институт
Кафедра дизайна одежды и прически
по специальности 030.503.04 Профессиональное обучение, профиль подготовки - портные
Кемерово
2008
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии
Протокол №__________
"____"__________________2008г.
Председатель ЦК________________
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по учебной работе
"____"__________________2008г.
_______________________________
Рецензенты:
Селенко С.В.,
Милевич Т.П., кандидат педагогических наук, доцент.
История Русского костюма: курс лекций по специальности 030.500.04 Профессиональное обучение, профиль подготовки – портные. – Екатеринбург: Рос. проф.-пед.-ун-т, 2008. 105 стр.
Рассматривается понятийный аппарат курса истории костюма. Характеризуются основные этапы развития костюма. Рекомендуется студентам профессиональных учебных заведений, обучающихся по специальности Профессиональное обучение (дизайн).
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ДРЕВНЕРУССКИЙ КОСТЮМ X-XVII ВЕКОВ
Костюм домонгольского периода X-XIII веков
Костюм Московской Руси XV-XVII веков
РУССКИЙ КОСТЮМ XVIII ВЕКА
РУССКИЙ КОСТЮМ XIX ВЕКА
Костюм 1804-1825 годов
Костюм 1825-1850 годов
Костюм второй половины XIX века
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
СЛОВАРЬ РЕДКИХ СЛОВ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ТЕКСТЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРЕДИСЛОВИЕ
История Русского народного костюма в лекциях призвана систематизировать материалы по истории костюма разных времен и регионов России.
Цель пособия - пробуждение интереса учащихся к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание у них эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.
Издание представляет собой краткое изложение истории русского костюма и предусматривает изучение его характерных особенностей. Оно позволяет понять взаимосвязь формы костюма и формы человеческого тела, познакомиться с принципами ношения костюма, стилевыми нюансами искусства рассматриваемого периода, бытом и характерными чертами эстетического идеала на разных исторических ступенях его развития.
Лекции, объединенные в темы, составлены с соответствием государственного стандарта по дисциплине "История костюма и моды" по теме "Русский народный костюм".
ВВЕДЕНИЕ
Русский традиционный костюм стал складываться в XII - XIII веках. По мнению ученых, в этот период шел интенсивный процесс сложения русского этноса. Одним из элементов этого процесса формирования нации была одежда древних русов - славянского населения Восточной Европы, общего предка русских, украинцев и белорусов. Русский костюм был достаточно своеобразен, заметно отличался от других, удачно соответствовал образу жизни народа-земледельца. Вплоть до начала XVIII века он удовлетворял все слои русского общества: его носили цари и бояре, купцы, ремесленники, крестьяне.
Реформы императора Петра Первого в политической, экономической и социальной сфере принесли в Россию и новый костюм европейского образца. Новая модная одежда первоначально была привилегией царя и его окружения, затем стала обязательной для столичных чиновников, дворян, богатых купцов; распространяясь, все шире, она вошла в быт провинциального дворянства, а затем и городских ремесленников. К началу XIX века она стала основной одеждой горожан всех сословий. Лишь крестьяне сохраняли верность традиционному костюму, вплоть до конца XIX века, когда стали утрачиваться черты патриархальности в результате крестьянской реформы 60-х годов XIX века.
В лекциях рассказывается о традиционном костюме, бытовавшем, по преимуществу, в крестьянской среде в последней трети XVIII - первой четверти XX века, поскольку именно в этот период он оценивается как истинно русский костюм, маркирующий русских как, единый народ. Он хорошо представлен в музейных собраниях, включающих множество подлинных предметов одежды, обуви, головных уборов, украшений, и в архивах, хранящих письменные документы о костюме, манере его ношения, использовании в повседневной, праздничной, обрядовой жизни русского народа.
Русский костюм рассматривается в двух аспектах: как вещь, созданная с чисто практическими целями - для защиты от зноя и холода, дождя и ветра, и как символ, дающий представление о человеке и обществе.
Каждая лекция включает, во-первых, детальное описание предмета одежды: будь то шуба или армяк, сарафан или ферязь, головной убор или обувь, сведения о фасоне одежды, ее покрое, материале, орнаментации, назначении и манере ношения. В некоторых лекциях дается историческая справка: о времени появления предмета одежды в народном быту, изменениях, которые он претерпевал на протяжении своей многовековой жизни. Во-вторых, лекции включают информацию, определяющую одежду, как знак социального статуса человека, его причастность к определенной половозрастной или территориальной группе. Эти данные приводятся в сообщениях об использовании того или иного предмета одежды в обрядовой жизни русского народа - во время исполнения родинных, свадебных, погребально-поминальных, календарных ритуалов.
Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому костюму. Этнографы выделяют четыре комплекса женской одежды на территории России:
— с понёвой,
— с сарафаном,
— с юбкой-андараком,
— с кубельком.
Первые два комплекса были основными, бытовали они на большинстве территорий Европейской и Азиатской России. Комплексы же с юбкой-андараком и кубельком имели ограниченное распространение.
Комплекс одежды с понёвой включал в себя рубаху, чаще всего с косыми поликами, понёву, пояс, передник, нагрудник, кичкообразный головной убор типа сороку украшенияиз птичьих перьев и бисера, обувь, плетенную из лыка или кожаную. Этот костюм преобладал в южных губерниях Европейской России: Воронежской, Калужской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Орловской, частично Смоленской. Его принято считать наиболее древним у восточных славян. Ученые предполагают, что его основные части - рубаха, понёва, кичкообразный головной убор - уже были составляющими женского костюма в период формирования древнерусской народности, то есть в VI-VII веках.
Комплекс одежды с сарафаном состоял из рубахи с прямымиполиками или без поликов, сарафана, душегреи, головного убора на жесткой основе типа кокошника, кожаной, по преимуществу, обуви. Этот комплекс был широко распространен на территории расселения русского народа. Он бытовал на севере Европейской России, в губерниях Поволжья, на Урале, в Сибири, на Алтае. В XIX веке шло его проникновение в Южную Россию, где он заметно вытеснял комплекс одежды с понёвой. Характерные черты этого комплекса особенно ярко проявлялись в одежде, бытовавшей на Русском Севере: в Архангельской, Вологодской, Новгородской,Олонецкой губерниях, в северных уездах Костромской, Нижегородской, Тверской, Ярославской губерний и некоторых других. Комплекс одежды с сарафаном сформировался, судя по всему, в XV-XVII веках, т. е. в период централизации Русского государства. В этот период он распространяется среди дворян, бояр, посадских людей и крестьян, хотя в южных районах крестьянки продолжали носить старинный костюм с понёвой.
Комплекс одежды с юбкой-андараком включал в себя рубаху с прямыми ноликами и отложным воротником, шерстяную полосатую юбку, корсетку, широкий пояс, головной убор типа кокошника. Такой костюм носили женщины в селах так называемых однодворцев, т. е. потомков служилых людей, присланных в XVI-XVII веках для защиты южных границ Русского государства, которые располагались в Рязанской, Орловской, Курской, Тамбовской губерниях. Этот же тип костюма встречался в некоторых селах Смоленской губернии. Вероятно, он появился в Южной России в XVI-XVII веках и был принесен сюда из-за литовского рубежа, откуда вербовались служилые люди.
Комплекс одежды с кубильком (кубельком) был характерен для одежды донских казачек и частично для казачек Северного Кавказа. Он представлял собой платье, сшитое в талию, надевавшееся поверх рубахи с широкими рукавами. Платье носили с длинными штанами и вязаным колпаком или шапкой. Такой костюм бытовал в XVII - первой половине XIX века. Считается, что он был заимствован казачками у народов Северного Кавказа в эпоху формирования донского казачества, т. е. в XVI-XVII веках.
Мужской костюм, общеславянский в своей основе, был более или менее единообразен на всем пространстве, заселенном русским народом. Составляла его туни-кообразная рубаха с косым разрезом ворота, неширокие штаны, кожаная или плетенная из лыка обувь, шапка с полями или без полей. Рубаха, как правило, выпускалась поверх штанов и подпоясывалась.
Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной ткани домашней выработки, а также из тканей фабричного производства: шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных, парчовых. Фабричные ткани широко использовались на русском севере, в центральных губерниях Европейской России и с конца XVIII века местами в Сибири. Наибольшее же распространение в народном быту они получили с конца XIX века.
Верхняя одежда, надевавшаяся при выходе на улицу зимой, весной и осенью, была одинаковой и для мужчин и для женщин, различало их только большее или меньшее количество украшений. По всей России мужчины и женщины зимой носили шубы и полушубки мехом внутрь, крытые тканью или нагольные. Весной или осенью - суконные кафтаны, зипуны, поддевки. Отправляясь в дальнюю дорогу, повсюду надевали зимой поверх шубы тулуп, а в весенне-осеннюю непогоду - армяк.
Рассмотренные нами комплексы мужской и женской одежды являлись своего рода стандартом, которого придерживались русские, жившие в том или ином регионе. Однако в рамках этого стандарта можно было обнаружить значительную вариативность костюма, что вообще присуще традиционной культуре. В России вариативность была обусловлена огромными пространствами, по которым рассеялся русский народ, разнообразием природных условий, особенностями исторических судеб населения того или иного района.