Министерство образования Российской Федерации
ДВГГУ.
РЕФЕРАТ
ПО МУЗЕОЛОГИИ
ТЕМА: «Музейное строительство на советском Дальнем Востоке в 1920 – 1930-е годы».
Выполнила: студентка 1 курса
Биолого-химического факультета
513-ой группы
Шунк Марина
Проверил: доцент кафедры истории,
Кандидат исторических наук
Рубан Николай Иванович.
Хабаровск, 2006.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Государственная политика в сфере организации музейного дела (1917 -1929 гг.)
ГЛАВА 2. Формирование музейной сети на советском Дальнем Востоке в 20-е годы
ГЛАВА 3. Дальневосточные музеи в 30-е годы
ГЛАВА 4. Музеи в условиях репрессий дальневосточной интеллигенции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Двадцатый век очень сложен и противоречив. Политические, экономические и социальные перемены, произошедшие в 90х годах, несомненно, повлияли на деятельность музеев, основанных в советское время, например, в 20-30х годах.
Изучение музейного строительства в 20-30е года на советском Дальнем Востоке помогает современным музейным специалистам разобраться в основных направлениях музейной деятельности, её целях, задачах и путях реализации. Изучение развития музейного строительства в 20-30х годах позволяет увидеть сложные процессы, переживаемые в эти годы советской культурой и народом в целом.
Из этого можно сделать вывод о том, что эта проблема очень актуальна и в наше время, в 21-ом веке. Недаром многие доктора и кандидаты исторических наук до сих пор пишут свои диссертации именно по этой теме.
В исследованиях музейного строительства на советском Дальнем Востоке можно выделить два периода: первый – советский - хронологически обозначается с 1917 по 1991 гг., второй – современный (постсоветский), с 1991 года.
Если говорить о самих исследователях, то в 1918-середине 20-х гг. это были Н.М. Могилянский, Б.А. Адлер и другие известные специалисты музейного дела, которые в своих работах рассматривали основные функции музеев.
В 30-х годах были популярны статьи Н.Вертинского, А.А. Вольтера, Г. Костенко, раскрывающие все противоречия краеведческой деятельности музеев.
После десятилетнего застоя интерес учёных к проблемам музейного дела возрождается в 50-е годы. Впервые была сделана попытка разработать теорию советского музееведения, особенно, В.К. Гордановой и О.В. Ионовой.
В 70-80 гг. появились монографии, в которых рассматривались проблемы краеведения, музейного строительства в дальневосточном регионе. Здесь следует упомянуть монографию М.С. Кузнецова, являющуюся обобщением музейного строительства в Сибири и на Дальнем Востоке в 1922-1937гг.
Уже в 90-х годах учёные более объективно стали оценивать исторические процессы, происходившие в 20-30х гг. С этой точки зрения наибольший интерес представляют работы Г.А. Кузиной, А.В. Козлова, Ю.Н. Жукова, В.В. Фортунатова.
В наше время проводятся региональные и межрегиональные конференции (Гродековские, Арсеньевские чтения), семинары, публикуются журнальные статьи, музейные сборники и т.д. Несмотря на это дальневосточная историография носит больше фрагментарный характер.
Конечно, моя работа не может заполнить пробелы изучения музейного строительства на советском Дальнем Востоке в 1920-1930е годы. Моей целью стоит разобраться самой в данной проблеме и посредством своего реферата передать свои знания другим людям (скорее всего студентам), интересующимся этой темой. Ведь очень важно знать события, происходившие когда-то на твоей земле, это знание помогает разобраться в том, почему облик твоего города, края, региона в целом, таков, каков он есть сейчас. Да и как можно быть гражданином своей страны, ничего не зная ни о ней, ни о месте, где ты родился.
Глава 1. Государственная политика в сфере организации музейного дела (1917-1929)
Октябрьская революция 1917-го г. В России, ставшая закономерным итогом накопившихся в стране внутренних противоречий, вызвала глубинные изменения в экономике, социальной жизни и культуре, затронула все пласты общественного сознания.
Революция, Гражданская война, военная интервенция нарушили естественную динамику мирной жизни как в целом в России, так и на Дальнем Востоке.
Известно, что революционные события и войны во все времена создают опасную ситуацию в деле сохранения культурных ценностей. Не стали исключением Октябрьская революция и Гражданская война в России – стихия разрушения грозила обрушиться на дворцы, музеи, жертвами которой уже стали усадьбы поэта А. Блока в Шахматове, семьи дальневосточного исследователя В.К. Арсеньева под Петроградом и мн.др.
В 1918 г. Правительство издало более 20 декретов и постановлений по вопросам охраны исторических памятников и культурных ценностей, которые позволили предотвратить их разграбление анархиствующими массами и голодающим населением.
Но одними декретами было невозможно добиться положительных результатов в проведении культурной революции, нужен был механизм её осуществления. Поэтому контроль за сохранностью историко-культурного наследия был возложен на Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос), который возглавил Луначарский и в котором была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников.
Коллегия принимала экстренные меры по организации учёта и проведению национализации усадеб, дворцов, частных коллекций и т.п.
Были национализированы и переданы под размещение государственных музеев многие дворцы, в т.ч. Зимний, Аничков, Кремлёвский, усадьбы Останкинское, Архангельское, Кусково. Большое внимание уделялось местам, связанным с жизнью и творчеством выдающихся писателей: усадьба Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, дом А.П. Чехова в Ялте. Для обеспечения физической сохранности культурных ценностей правительство привлекало отряды милиции, армию. В 1917-1920 гг. было обследовано и взято на учёт 520 усадеб, представлявших историко-культурную ценность.
Собственностью народа были объявлены архивы, библиотеки, музеи, памятники архитектуры, дворцы, усадьбы, наиболее ценные собрания произведений искусства.
В январе 1918 г. Совнарком принял декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». Этот документ провозгласил отделение церкви от государства, ликвидацию религиозного образования и ряд других положений, осложнивших доверие народа к новой власти. В то же время, объявив всё имущество существовавших в России церковных и религиозных обществ «народным достоянием» и лишив церкви прав юридического лица, правительство по существу поставило церковь в бесправное положение перед мощью государственной системы. За 3 года было поставлено на учёт 1500 церквей и 200 монастырей. Результат – закрытие тысячей церквей и монастырей, утрата значительной части церковных реликвий.
Но в стране шла работа и по созданию сети новых музеев. Если в дореволюционной России в 19-ом – начале 20-го имелось 149 музеев, то за период с 1918 по 1920 гг. на базе национализированного имущества на территории РСФСР было вновь создано 246 музеев, т.е. больше, чем за всю дореволюционную историю музейного дела.
Краеугольным камнем в деятельности элементарного просветительства была работа по ликвидации безграмотности. Для этого была поставлена задача создания систему бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей.
Волна революционных преобразований, слома старой системы привели в движение и нигилистически настроенные элементы в обществе. В основном это были люди из молодёжной среды, стремившиеся к радикальным мерам преобразования общества, скорейшего достижения социализма простым и доступным способом слома старых ценностей. Затухание в обществе радикальных идей произошло после выступления В.И. Ленина на 3-ем съезде РКСМ 2 октября 1920 г. Он выдвинул перед поколением такие цели: овладевать знаниями, изучать опыт прошлого, постоянно учиться.
За исторически короткое время происходило приобщение народа к элементарным достижениям культуры, демократизации культурной жизни.
Осознавая необходимость сохранения культурных ценностей не только в Москве и Петрограде, советское руководство стремилось обеспечить управляемость и безусловное исполнение правительственных постановлений на местах. В целях создания единой системы руководства музейным строительством Наркомпрос принял постановление «Об образовании губернских подотделов по делам музеев и охране памятников искусства и старины при отделах народного образования (ОНО), губернских Совдепах».
Для активизации политико-воспитательной работы в массах с 1922 г. Совет народных комиссаров создал орган, регулирующий все подведомственные Наркомпросу учреждения – музейный отдел Главнауки.
Но дальнейшему развитию этого плана помешало тяжёлое состояние народного хозяйства, что негативно отразилось на сохранности культурных ценностей. Осуществлялась их распродажа.
И после смерти В.И. Ленина в 1924 г. к власти пришёл И.В. Сталин – в декретах даже больше не говорилось о дальнейшем развитии музеев. В 1927 г. Партийные органы даже пытались ликвидировать музейный отдел Наркомпроса.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большевики во главе с В.И. Лениным ставили перед страной чёткие и понятные народу задачи, они сделали культурные ценности доступными широким массам. Но последующее потребительское отношение государственных органов к духовным богатствам привело к истреблению части музейного фонда и ликвидации музея как хранителя исторического наследия. Музеи превратились в учреждения по пропаганде политических, классовых и иных несвойственных им целей и задач. Не стали исключением в этом процессе и дальневосточные музеи.
Глава 2. Формирование музейной сети на советском дальнем Востоке в 20-е годы