1. Порошки и жидки красители, изготовленные современным химическим способом.
2. Природные (натуральные) красители. Их получают из глины, охры, различных минералов и растений.
Мастера изготавливают краски сами, дополняя их различными добавками. Раньше для окраски дерева, шкуры, кожи использовались распространенные в природе готовые красители – глина белого, желтого, зеленого, красного и черного цветов, охра (желтая, зеленая, красная). Соки плодов белладонны, боярышника, черной смородины, земляники, черемухи, шиповника и других растений также были своеобразными красителями. Народные умельцы широко применяли краски, изготовленные из корней, коры, листьев растений путем выпаривания. Например, коратальника, тополя, сосны, дуба, яблони, граната, винограда, абрикоса давала красный, желтый, рыжий, коричневый оттенок. Кору снимали с дерева осенью, мололи на ручной мельнице, измельчали в ступе до состояния порошка, а затем варили. Выварив кору определенное время, процеживали и вновь кипятили до загустения (иногда кору сушили, измельчали в порошок). В раствор добавляли нашатырь. Купорос, соль, воск, квасцы. Краски изготовляли также из косточек сливы, хурмы, абрикоса, скорлупы орехов, пережаренных зерен пшеницы, ржи. Путем их различных смешиваний получали разные краски. Чтобы краски не выцветали и хорошо закреплялись, добавляли настовенного осмысления окружающей среды. Украшение предметов быта, национальной одежды осуществлялось посредством орнаментов. Поэтому овладение искусством орнамента было обязательным условием для любого мастера.
При выполнении орнамента следует соблюдать следующие правила:
1. Орнамент должен соответствовать объему и форме изделия.
2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.
3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично.
4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов.
Орнаментальное искусство в наши дни развивается благодаря творческому поиску народных мастеров, наполняется новым содержанием, преобразуется в новые виды и жанры.
Мастера декоративно-прикладного искусства берут элементы орнамента у природы. Талант художника помогает им как можно точнее передать на бумаге стилизованное изображение увиденного в природе: плодов, ягод, цветов, животных. Орнамент в произведениях современного декоративно- прикладного искусства отличается изяществом формы, насыщенностью цвета, обобщенностью. Многие его элементы взяты из окружающей действительности. Декоративный орнамент составляется из линий, точек, полосок, пятен и использует гамму переменных цветов. Композиционно замкнутые орнаменты располагаются внутри круга, треугольника, ромба. Пример тому – декоративные блюда, платки, носовые платки, ковры. Декоративно-прикладному искусству присущи условность цвета и обобщенность формы. Цвет орнамента иногда выбирается без учета собственного цвета изделия. Например, орнамент «рога барабана» выполняется различными цветами на изделии. В искусстве ковроткачества популярна аппликация. Это древнейшая и основная техника в искусстве степных племен, существовавшая с древнейших времен и сохранившаяся до наших дней. Аппликация – это прием наложения на войлок или ткань орнаментальных фигур из разноцветных кусков материи, кожи или ярко окрашенного в разные тона войлока. Чтобы наложенный орнамент четко выделялся на основе, по его контуру пускают контрастную, свитую нить. Мастера ювелирного искусства казахского народа выполняют украшения из металла с позолотой высшей пробы или посеребрением – декоративные булавки, серьги, браслеты, кулоны. При выполнении ювелирных работ применяются различные технологии: штамповка, сварка, плавка, отличив, чеканка и др. Ювелирные изделия изделия украшают различными орнаментальными мотивами: кругами, завитками, зигзагами, розетками и др.
Декорирование предметов. Орнаментирование, декорирование предметов – один из видов искусства. Если художники стремятся передать точное внимание изображение внешней формы предмета, то мастера орнаментального искусства больше внимания обращают на художественность, декоративность композиций, чем на их точность, по-своему познавая глубину сюжета, узора. Например, мастер прикладного искусства Гани Иляев присоздании орнамента «позвоночник» - «омыртка» - для ковровых дорожек, сырмаков и текеметов использовал элементы узоров «сломанный рог», «гребень». У осетинцев узор «бараний рог» в ранние времена выполнялся по- другому, но со временем он видоизменился. Постепенно декоративность, нарядность стали соблюдать над стремлением сохранить изначальную форму схожесть с предметом. К примеру, у секиры – древнего оружия кочевников – два загнутых конца. И поэтому она напоминает полумесяц. Подобные роговидные орнаменты встречаются у армян, азербайджанцев, туркмен, украинцев, молдаван и других народов. Конечно, они своеобразны и соответствуют традиционным представлениям и обычаям каждого народа. Однако это говорит о том, что народы заимствовали друг у друга образцы узоров, и это было хорошей и доброй традицией. Орнаменты же растительного характера – вьюн, цветок, переплетения – и геометрические фигуры у всех народов более единообразны, чем узоры, выкладываемые на кошме или войлоке. Орнамент «вода» обозначает границу между различными узорами.
Орнамент на памятниках архитектуры
Многие архитектурные памятники Казахстана украшены орнаментом – кумбезы Омара и Тура, Алаша- хана, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Баба- ата, Айша- биби и др. У мавзолеев Бабаджи- хатун и Карахана архитектурный декор представляет собой скромную кирпичную орнаментацию лишь в портальной части.
Мавзолей Айша- биби сплощь украшен терракатовой облицовкой с богатыми и разнообразными геометрическими и растительными мотивами узоров. При солнечном освещении игра света и тени оживляет легкую ажурность здания. В архитектурном украшении известного памятника архитектуры – мавзолея Ясави – использована резьба по дереву, кости, художественная обработка камня и металла, орнаментальные мотивы: Растительные, геометрические и т. д. Своими архитектурно-художественными элементами выделяется мавзолей Алаша- хана. Порчная ниша окаймлена полосой, облицованной орнаментированными плитками. Центральная часть боковых стен портала украшена геометрическим, растительным орнаментом; задние и боковые стены покрыты геометрическими узорами типа рисунка «кереге» и ромбовидными фигурами. Какую бы группу казахской орнаменталистики мы не рассматривали, во всех= из них присутствуют орнаменты, изображающие рог. Некоторые обычаи и традиции казахского народа тоже нашли свое отражение в орнаментах.
Например, в старинных родовых тамговых знаках, в клейменых знаках животных нашли отражение элементы космогонических, религиозных верований и понятий (изображения солнца, луны, звезд и т.д.).
Бытовая керамика
С незапамятных времен люди лепили из глины разнообразные сосуды. Сначала они были примитивными, легко ломались и пропускали воду. Прошли века, и люди научились с начала сушить на солнце, а потом и обжигать глиняную посуду. Огонь делал ее прочной и более красивой. Прошли еще века, и вот появился самый первый станок – гончарный круг. Стали создаваться гончарные мастерские. В них горели печи, в которых обжигали вазы и кувшины. В большой яме рабочие месили глину ночами. Другие работали у гончарного круга. Круг все время вращался, и это вращение помогало вытягивать сосуд, придавая ему совершенную форму. Вылепленную вазу после, обжигая в печи, передавали художнику, который расписывал ее орнаментами или сценами из мифов. Обожженные изделия из глины называются керамикой.
Это кувшины, вазы, тарелки, небольшие фигурки людей, зверей, а также плитки для украшения стен. Изделия из натуральной окрашенной глины (она бывает серой, красноватой и даже черной) называются терракотой. Гончарный круг и способы изготовления изделий из глины дошли до наших дней почти без изменения. В нашей республике много красивой, изящной посуды и других изделий из керамики и фарфора было выпущено на Капшагайском фарфоровом заводе и на заводе художественной керамики в Алма-аты.
Это столовая посуда, вазы, чаши, блюда, тарелки, чашки. Они украшены национальным орнаментом, отличаются оригинальностью форм и своеобразием колорита. Узоры, нанесенные кисточкой художника, то еле видны в нежном рисунке, то ярко выделяются на фоне других. Посуда радует глаз переливами красок, красивым орнаментом.
Праздники казахского народа
Традиции наурыза
Наурыз – как символ обновления, очищения, прихода весны, зарождения новой жизни, любви и красоты – красной нитью проходит через многие литературные произведения и научные труды гениев средневекового Востока – Махмута Кашгари, Абу Райхан Бируни, фирдоуси, Алишера Навои, Омара Хайяма. Немало строк этому прекрасному празднику посветили в своих трудах и выдающиеся казахские ученые и литераторы Абай Кунанбаев, Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, сакен Сейфуллин и другие. Наурыз для народов востока – особенный праздник, который имеет непов-торимые, присущие только ему черты. Традиции празднования Наурыза направлены на раскрытие лучших человеческих качеств – открытности, сердечности, отзывчивости, милосердия. И в этом одна из причин того, что его прихода ждут с нетерпением.
Наурыз күні
Наурыз мерекесі – праздник Наурыз. «Наурыз – персидское слово, означающее «новый день». Наурыз, началом которого считается 22 марта, для народов Востока всегда был самым главным праздником. Наурыз – возрождение природы, наурыз – праздник весны. Этот день, когда уравниваются день и ночь, казахи считают началом Нового года «Ұлыстың ұлы күні». «Ұлыс күн» - Великий день для народа.