Песня раскрывает красоту души, с нее начинается духовная жизнь человека. Слушая колыбельные песни, ребенок учится воспринимать музыку через красоту звуков. Кочевой образ жизни благоприятствовал развитию здоровой любознательности, навыков наблюдения и изучения природы. Этому способствовали и рекомендации, нашедшие отражение в народных афоризмах: «Покидай гору, если она не защищает от ветров», «В лютую зиму, находи убежище в зарослях камыша», «Кто в устье реки живет, тот воду вдоволь пьет, кто в низине живет, тот отраву пьет» и т.д. Вырастая на просторном приволье степей, дети умели чувствовать красоту природы и ее могучую силу, восхищаться ею. С самого раннего возраста они учились определять направление движения и местонахождения каких-либо предметов по звездам, обладали острым слухом, наблюдательностью, могли предсказывать, не только домашних, но и диких. В незатейливом быту казахов особое внимание уделялось порядку в юрте, ее убранству, одежде членов семьи и необходимым каждому гигиеническим навыкам. Это способствовало пропаганде здорового образа жизни и элементарным нормам бытового поведения. В эстетическом воспитании детей большое значение придавалось внешнему виду, одежде, прическе и т.д. Особенно это касалось девочек. С 16 лет они уже считались взрослыми, и в связи с этим изменялся их гардероб и украшения. Характерным отличием девушек от женщин был цвет или другого головного убора: девушка должна была носить красный платок, а женщина – белый. Девушки надевали, красный пиджак и на указательном пальце левой руки у них обязательно должно было, быть кольцо. Женщина одевалась в белое платье, а на обеих руках выше запястья носила браслеты.
Эти оригинальные украшения, амулеты, костюмы и головные уборы, созданные трудом народных умельцев и представляющие самобытное национальное искусство, отражали этнопсихологическое своеобразие культуры и древних традиций и характеризовали народное мастерство как огромный познавательный интерес для всей мировой культуры. Многие оригинальные экспонаты народного творчества свидетельствуют о высоком уровне развития эстетической культуры казахского народа.
Происхождение юрты
Изучая андроновское жилище, ученые решили вопрос о происхождении юрты. Его происхождение давно занимало внимание ученых. Считали, что она могла развиться из бедуинского шатра. Сибирского сума, шалаша. После раскопок андроновских поселений Чаглинка, Петровска, Атасу, Бугулы, где в слоях XII – IX вв. до н. э. были открыты круглые или многогранные постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим либо пирамидальным перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым. Поэтому можно считать, что юрта возникла в глубокой древности, и прототипом ее, прообразом явилось круглое жилище андроновцев.
Из истории строительства жилых зданий
Первые люди жили в пещерах. На равнинной местности, где нет пещер, они прятались в расщелинах оврагов речных яров. Постепенно они научились строительству землянок. Для этого они выкапывали неглубокие ямы и покрывали их жердями, поставленными на стойки. Затем крышу накрывали сучьями, камышом, травой и закрепляли сверху пластами дерна или землей. 5 тысяч лет назад человек научился выплавлять металл. Металлические изделия помогли улучшить строительство домов. Появилась возможность ставить жилища на постоянном месте. Теперь стены стали ставить из бревен и покрывать крыши деревом. Вокруг главного помещения дома, в котором горел огонь очага, стали строить хозяйственные помещения. Все это окружали каменными стенами, покрывали землей. Издали такие жилища походили на юрты. Они и стали основой появления кошенных юрт. О пользе юрты, их особенностях мы уже рассказывали вам. В Казахстанском регионе юрты стали использовать для жилья еще в VII веке до н.э. Они были главным жилищем кочевников, занимающихся скотоводством, охотой. Предки казахов и сами казахи были когда-то кочевниками-скотоводами. В условиях кочевого быта они изобрели универсальное жилище – юрту. Юрта быстро ставилась и разбиралась, легко перевозилась на верблюдах и лошадях. Ее войлочное покрытие не пропускало струи дождя, в знойные дни внутри юрты было прохладно, и даже в зимнее время, разогрев очаг, вполне можно было жить. Юрта очень проста по конструкции. Она включает в себя деревянный каркас, покрытый войлоком. В собранном виде юрта имеет вид войлочного дома. Перевод казахского названия юрты кии зуй – так звучит – войлочный дом. Основные элементы юрты изготовлялись из войлока, кожи, шкур, жердей. Остов юрты поверх циновок покрывается в два слоя войлоком. Большие полотнища из плотно скатанного войлока покрывают юрту от середины свода до земли. Это нижний слой – туурлыки. Узуки – верхний слой войлока – покрывают юрту от шанырака. Человека, впервые входящего в традиционную, доставшуюся нам от предков юрту. Поражает ее убранство. Любая вещь – из мягкого металла, дерева, кости – украшена орнаментом, инкрустирована костью, серебром, пластинами. Основное украшение юрты – ковры. Они утепляют юрту, создают особый уют. Юрта выглядит нарядно от ярких баскуров, ковровых дорожек, полос и лент с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей. Юрта – древнейшее и то же время современное жилище кочевников. И в настоящее время юрта устанавливается на летних пастбищах, а любые торжества, даже в городе, не обходятся без юрты. Юрта – одна из связующих нитей между прошлым казахского народа и его настоящим.
Казахская национальная одежда
Из истории одежды. Исследование материальной культуры каждого народа включает и изучение предметов одежды. События, изменения в жизни народа находят свои отражения и в такой сфере быта, как одежда – зеркало обычаев и культурных традиций казахского народа. Изучая одежду, ее изменения в процессе времени и ее совершенствование можно воссоздать интересные картины из истории жизни наших предков. Фольклор казахского народа донес до нас такие выражения, связанные с предметами одежды и быта: «Девушка, одетая в каркату», «Женщина в касабе» (вид женской одежды). Иногда казахи, чтобы сказать о своем старшинстве. Говорят: «Я раньше тебя состарил несколько иткойлек (рубашек-распашонок)». Или «Кто надел кебенек – вернется, кого завернули в кебин (саван) – не вернется никогда». Если вы читали казахские народные эпосы. Слышали легенды о батырах, то встречались со словами: «на голове батыра была дулыга (шлем), за спиной жыга (колчан), на туловище сауыт (кольчуга), вокруг туловища – бельдык» (пояс). Слова каркара, кабаса, иткойлек, дулыга, сауыт, жыга, бельдык,кебенек,кебин указывают на предметы, окружавшие казахов со дня рождения и до последнего вздоха. С эпохи древней Тюрки до сегодняшних дней предметы одежды казахов вместе с их названиями претерпели огромные изменения. Как человек, прошедший многие стадииразвития, так и его одежда видоизменялась, совершенствовалась, улучшалась, ибо со дня рождения человек начинает носить одежду. Таким образом, и в человеческой одежде присутствует история, и на ней время оставляет свои следы. По трудам Геродота можно узнать, что древние племена, проживавшие на нынешней территории Казахстана, были кочевниками. Кочевые саки занимались скотоводством. Вместе со скотом они зимовали на зимовках, а летом откочевывали на жайляу. Большинство скота составляли лошади. Лошади для них были «крыльями», способствовали победам над врагом в войнах. В мирное время их молоко, из которого делали кумыс, было целительным напитком, шкуры – одеждой, мясо – пищей. Наши предки в древние времена изготавливали для себя одежду из шкур скота. Шапка (тымак), шуба, штаны из меха были самыми удобными предметами одежды, и как нельзя лучше соответствовали образу жизни кочевого народа и переменчивым погодным условиям. Но говорить, что одежду они шили только из конских шкур, было бы неверно. Этим мы только обеднили бы их «портновское» ремесло. Кочевники – дети природы. Они постоянно занимались охотой. Значит, наши предки для изготовления одежды использовали и шкуры диких зверей. Это объясняет и то, что в искусстве казахов есть такие строки: «Где ты время, когда из шкуры черного булана (булан – дикий конь) шили сапоги?» О древнем тюркском кагане, о его свите китайский историк Сюань- Цзян писал так: «… их лошади статные. На кагане был голубой шелковый халат. На голове чалма, длиной более одного чьеана (3,2 м), с кисточками за спиной. Вместе с ним более 20 человек свиты в халатах из парчи, с заплетенными косичками. Остальные воины в одежде из кож, в легких головных уборах. В руках они держали флаги луки, а также секиры». Можно предположить, что в древности каганы (руководители войск) одевались в богатую одежду, сшитую из китайского шелка. А рядовые воины одевались в традиционную одежду, сшитую из кож. По утверждению ученых. Среди древних тюрков было много танцоров, музыкантов, барабанщиков, мастеров игры на национальных музыкальных инструментах. Они даже показывали свое искусство и во дворе китайского императора – богдыхана. Известно, что люди искусства всегда одевались в яркую, красиво сшитую, изысканную одежду.
Одежда кочевников. Кочевой образ жизни наших предков вынуждал их постоянно защищать свои земли от набегов. В таких условиях, когда больше времени проходило «в седле коня и на горбу верблюда» одежда должна была быть удобной, приспособленной для такой жизни. Надо было быть всегда всеоружии, на коне встречать врага, на горбу верблюда перевозить юрту, имущество, семью с детьми. Поэтому в одежде воинов больших изменений не произошло. Головной убор древнего тюрка мало чем отличался от тымака казаха начала ХХ века. Значит, военно-походная жизнь древних казахов мало чем отличалась от жизни воинов начала ХХ века, поэтому и одежда не претерпела коренных изменений. Конечно, нельзя утверждать, что раньше и хан и простой кочевник одевались одинаково. Возьмем, к примеру, одежду «Золотого человека», найденного при раскопках в местности Есик, близ Алматы. Это захоронение молодого знатного воина, видимо, сына предводителя большого племени. Об это пишет украинская поэтесса Мария Влад в своем труде «Тайна Кипчакской степи» о том, как было найдено погребение тюркского принца, завернутого в византийский шелк, в золотом халате на плечах, подпоясного серебряным поясом, в серебряных и золотых латах, с золотой цепью, с дорогими перстнями на пальцах, державшего в правой руке золотую булаву. Поскольку и в середине века жизненный уклад кипчаков не претерпел значительных изменений, бытовые изделия, предметы материальной культуры оставались в основном прежними, это относится и к одежде. Воинская одежда древнего защитника, дошедшая до нас по описаниям устного народного творчества, состояла из дулыги, жыга, аксауыта, бельдыка – все эти шлемы, латы, кольчуги и пояса сохранились в доспехах казахского воина и до начала ХХ века. Большинство воинских доспехов изготавливаливались из металла. Не у всех была возможность приобретать киреуке – кольчугу . Ее заменяли кокрекше – подкладкой из кошмы. Твердой кожи и конского волоса. В песнях Шалкииза (XV-XVI вв.) встречаются такие слова «На нем был кожаный полушубок без рукавов. Который нельзя разорвать». Мирная одежда кочевника мало чем отличалась от боевой. При кочевке мужчины, хоть и не брали с собой все виды вооружения. Но соилы (дубины) держали при себе: могли напасть враги, воры, встретиться дикие звери. Жизнь в кочевьях – это наполовину воинская жизнь. Правда, в торжественных случаях, на тоях одежда была другая, понаряднее.