Смекни!
smekni.com

Политический менталитет россиян (стр. 2 из 2)

Нетрудно заметить, что полученный "социологический образ" современных русских практически не отличается от образа, данного в сказках и преданиях, в классической русской литературе, да и от образа "русских", закрепившегося в массовых (в том числе и у других народов) представлениях. Выходит, как ни сложны и трагичны оказались для русских 90-е годы нынешнего столетия, но, как и раньше, в периоды социальных тягот, они демонстрируют устойчивость многих черт своего национального характера.

Вместе с тем под воздействием фундаментальных процессов последнего десятилетия в поведении русских стали обозначаться и мало свойственные для них ранее черты. Так, в советское время русские почти не придавали значения национальной (этнической) идентичности. Однако в ходе распада бывшего советского государства им напомнили, что они русские, причем во многих случаях, например в прибалтийских государствах, достаточно грубо. Это дало сильный импульс к созданию объективной основы для русского национализма как общественного и политического движения. Соответственно развиваются процессы национальной идентификации и в национальных субъектах Российской Федерации

Несмотря на обозначившийся процесс определенной переориентации русской идентичности, как и других национальных идентичностей с государственно-гражданской на этнонациональную, в целом русская социокультурная среда чужда дискриминации по национальному признаку. По-прежнему нормально воспринимаются межнациональные браки (70-75% молодых людей не усматривают в этом вопросе каких-то ограничений). Более 60% русских рассматривают Россию, как общий дом многих народов, которые должны обладать равными правами.

Многие люди на Западе полагают, что русскому характеру, воспитанному православием, свойственно терпение, покорность, безличность, низкий уровень духовных запросов. С этим решительно не согласны российские историки, отмечающие высокий уровень социальной активности россиян. Крестьянские движения, связанные с именами Разина, Булавина, Пугачева, движения "декабристов", "народников", "социалистов" и др., вся русская история, философия и литература свидетельствуют о неискоренимом стремлении русских к свободе личности, к социальной справедливости. Никогда не было слепой покорности русских государству. Русский национальный характер оформился, по мнению Лихачева, до закрепощения крестьян. О чувстве собственного достоинства у крестьян писали Пушкин, Тургенев, Толстой.

Для русских абсолютно не характерно презрительное отношение к более отсталым народам. Великороссам свойственно уважительное отношение к иностранцам, готовность помочь в первую очередь заморскому гостю, и уж потом своему соотечественнику.

Русская душа очень свободолюбива, в отличие от европейской. Во многом это обусловлено общением с азиатскими народами, более чем двухсотлетним татаро-монгольским игом. Лихая удаль, постоянное расширение зоны обитания, отсутствие естественных преград в целом более свойственны для азиатских и северо-американских народов, нежели для европейцев.

Православная религия также не смогла в достаточной мере дисциплинировать русских, в отличие от католицизма и протестантизма. В результате, русские вобрали в себя черты как европейских, так и азиатских народов, и во многом именно поэтому представляют собой особенный характерологический феномен.

Существуют характерные российские особенности ведения переговоров и деловых бесед. На формирование этого стиля оказали влияние два фактора: с одной стороны - советские нормы и правила делового общения, ценностные ориентации, сформированные в это время, с другой - черты русского национального характера.

Если, обсуждая деловое предложение, североамериканцы (впрочем, как и многие другие бизнесмены) рассуждают так: мы объединяемся, чтобы увеличить размер "пирога", и тогда каждый получит больше, - иными словами, они ориентированы на стратегию "выигрыш - выигрыш", - то российские предприниматели часто ориентированы на иную стратегию. Они считают, что размер "пирога" известен и задача заключается в том, чтобы захватить себе "кусок" побольше. Эта характеристика отечественных участников переговоров говорит не о чертах русского национального характера, а скорее о некомпетентности, отсутствии определенной "переговорной культуры", стремлении даже в ситуации сотрудничества видеть, в значительной мере, конфликт интересов, нежели их совпадение. Кроме того, в этом сказывается и старое советское понимание компромисса. Еще одно, в чем россияне уступаю иностранным партнерам, - это в умении "торговаться". Русские предприниматели и бизнесмены за границей часто переплачивают за все именно в силу своей склонности платить не только не торгуясь, но даже и не разузнав как следует реальные уровни цен. Иностранцы это обычно знают и нередко используют с выгодой для себя.

Можно выделить ряд национальных черт русских (россиян), отражающихся и в политической культуре общества: широта русской души; простодушие; вера в идеал, в мессианскую идею ("Москва - третий Рим", "Русь - птица тройка", "советский народ - первопроходец социализма"); идея соборности; идея общинности; стремление во всем дойти "до конца"; самоотверженность; бескорыстие; тяга к пророчеству; любовь к Родине, справедливости и свободе и др.

ЛИТЕРАТУРА

1) Политология: Энциклопедический словарь. / Под ред. Ю.И.Аверьянова. - М., 1993.

2) Ушков А.М. Менталитет // Политическая энциклопедия. В 2-х т. - Т.2. - М., 1999.

3) Граждане России: взгляд на самих себя. // Независимая газета. - 1998. - № 12.

4) Россия на пороге XXI века. - М., 1996.

5) Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. - 1990. - № 4.

6) Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.Д. Политология. - М., 1999.