Повторюсь, первичная причина указанного серьезного сужения территории туранских азеров проистекает, прежде всего, из того, что, начиная с ХЫ века, большинство их вместе с сельджуками мигрирует в Иран и далее в Анатолию, образуя там огромную Сельджукскую державу, но ослабляя при этом свои позиции в Туране. Вместе с туранскими азерами в Анатолию мигрирует и часть кавказо-иранских азеров. В результате, несмотря на серьезное сужение в последующем этнической территории туранских азеров, азерам Турана и кавказо-иранским азерам удалось образовать в Малой Азии свою новую этническую территорию, которую я предлагаю именовать Анатолийской Азерией. Эта новая азерская территория в ХЫ веке охватывала восток и центр Анатолии, гранича на западе с Византией.
Напомню, предпринятый выше краткий экскурс в историю был необходим мне для того, чтобы уточнить ту этническую среду и ту оперативную территорию, на которой может развернуться действие рассматриваемой ниже национальной идеи. Как следует из вышесказанного, объектом предлагаемой национальной идеи будет в основном азерская этническая среда, а опорным оперативным пространством национальной идеи явятся Кавказо-Иранская, Анатолийская и Туранская Азерии. Проживающие на отмеченном оперативном пространстве все автохтонные части азериязычного населения вместе с частями азерлийской диаспоры в различных странах мира я объединяю под единым названием – Большой азерский этнос (Бюйцк Азяр гювми).
Позиции Большого азерского этноса в современном мире следует оценивать как весьма слабые. Обусловлено это главным образом огромным отставанием в уровне развития всех частей Большого азерского этноса Передней Азии по сравнению с уровнем развития высокоразвитых стран планеты. Для ускоренного преодоления этого отставания нам необходимо использовать высокоэффективные, экстраординарные средства развития. Именно таким, чрезвычайно эффективным средством для осуществления кардинального революционного скачка в развитии всех частей Большого азерского этноса и может стать, на мой взгляд, танмаядарный способ производства. Обусловлено это тем, что танмаядарные производственные отношения значительно более прогрессивны по сравнению с капиталистическими, поэтому считаю, что опираясь на танмаядарный способ производства мы сумеем даже с относительно слабыми стартовыми производительными силами обрести за короткий срок столь высокие темпы развития, что это позволит Большому азерскому этносу совершить мощный эволюционный скачок и стать одним из высокоразвитых этносов мира. Таким образом, танмаядарлыг нам необходим для наилучшей реализации стратегии и тактики азеризма. Вот почему наша стратегическая, глобальная общеазерлийская национальная идея азеризма должна выступать в тандеме с танмаядарной идеей в виде обобщенной национальной идеи танмаядарного азеризма.
Азеризм в первую очередь будет опираться на стратегические ресурсы Большого азерского этноса. Эти ресурсы следует на протяжении нескольких предстоящих эволюционных этапов разворачивать и наращивать до образования той критической массы, которая окажется достаточной для реализации нашей стратегической цели – образования супердержавы «Азеристан», в которой, на мой взгляд, в обозримом будущем могут объединиться Азербайджанская Республика, Иран и Турция. Достижение этой цели станет возможным лишь при условии реализации огромного эволюционного потенциала азерского этноса, который порождается, на мой взгляд, прежде всего следующими определяющими объективными преимуществами азерского этноса:
1. азерский этнос обладает чрезвычайно выгодным геостратегическим расположением на стыке трех континентов – Европы, Азии и Африки, что позволяет ему контролировать важные мировые транспортные магистрали и через это оказывать значимое воздействие на мировую экономику и международные отношения;
2. азерский этнос является самым крупным среди тюркских народов, а азерский язык является языком либо родным, либо доступным для свободного понимания основной массы (около 80%) тюркоязычного населения мира;
3. азерский этнос обладает в Передней Азии огромной территорией, располагающей крупными людскими и очень большими природными ресурсами, что в потенциале позволяет ему играть значимую роль в мировых делах.
В свете вышесказанного мне представляется уместной следующее определение азеризма. Под азеризмом в масштабе всех азериязычных этнических образований в мире следует понимать совокупность таких целенаправленных действий, усилий, позиций государственных учреждений, структур гражданского общества, отдельных лиц, которые будут направлены на ускоренное преодоление существующего в начале ХХЫ века серьезного отставания в уровнях этнического, экономического, социального, политического, культурологического развития составных частей Большого азерского этноса в Азербайджанской Республике, Иране, Турции, Туркменистане и ряде других стран; на решительную ориентацию национального развития различных составных частей Большого азерского этноса в направлении формирования единой Великой азерской нации путем существенного повышения имеющегося в начале ХХЫ века весьма низкого уровня общеазерской интеграции и консолидации; на образование в обозримом будущем федеративной супердержавы Азеристан, в которой объединятся Азербайджанская Республика, Иран и Турция; на развитие того комплекса экономических, социальных, политических, культурологических, лингвистических и иных предпосылок, которые необходимы для подготовки единой Великой азерской нации к исполнению миссии одного из будущих мировых лидеров; на такое ускоренное и всестороннее функциональное развитие азерийского языка вначале в масштабах Большого азерского этноса, а затем и всего тюркского мира, которое подготовит базу для скачкообразного перехода азерийского языка на уровень высоких стандартов ведущих международных языков.
Представляется, что по мере того, как станет развертываться процесс реализации идеи азеризма, эта идея будет обретать все большее число своих последователей и сторонников – «азеристов» («Azяrчilяr») не только среди самих азерлийцев и представителей тюркоязычных народов, но и представителей иных народов планеты.
Итак, Большой азерский этнос располагает, на мой взгляд, достаточным потенциалом для исполнения в будущем миссии одного из мировых лидеров. Однако, повторюсь, эта миссия может исполниться лишь в том случае, если азеры сумеют реализовать свой колоссальный этнический потенциал. Целям долгосрочной стратегической общеазерлийской задачи реализации потенциала Большого азерского этноса в конкретных условиях тех или иных стран, в которых проживают крупные компактные азерлийские массы, будут служить специфичные для каждой из этих стран тактические установки азеризма.
Приступим к более подробному рассмотрению тактических особенностей внедрения идеи танмаядарного азеризма в условиях каждой значимой компактной части Большого азерского этноса в регионе Передней Азии, имеющей судьбоносное значение для исполнения этим этносом его миссии решающего центра будущей мировой танмаядарной системы. В качестве основных исторических акторов, на которых самой историей непосредственно возлагается миссия полномасштабной реализации идеи танмаядарного азеризма, полагаю, возможно рассматривать компактные азерлийские массы в Азербайджанской Республике, Иране, Турции, Ираке, Грузии.
Вначале проанализируем возможную специфику процесса внедрения танмаядарного азеризма в условиях Азербайджанской Республики. Несмотря на относительно небольшую численность населения и малость территории Азербайджанской Республики, именно азерам независимого Азербайджана предстоит сыграть особо важную роль в формировании более благоприятных стартовых условий для последующего развертывания идеи танмаядарного азеризма в общеазерском масштабе, прежде всего в сопредельных странах компактного проживания азеров. Обусловлено это тем, что, на мой взгляд, по объективным причинам, которые будут отмечены ниже, азеры Азербайджана раньше азеров других стран способны приступить к системной реализации идеи танмаядарного азеризма в государственном масштабе, осуществляя тем самым, образно говоря, первичную крупномасштабную апробацию практических аспектов этой идеи. Возможность исполнения азерами независимого Азербайджана подобной роли общеазерского авангарда предопределяется тем, что достигнутая ими степень национального конституирования и уровень интеллектуальной подготовки являются в настоящее время не только самыми высокими по сравнению с другими частями Большого азерского этноса, но и достаточными для того, чтобы раньше них приступить к системной реализации идеи танмаядарного азеризма. Тем не менее, азеры Азербайджана пока также не готовы к тому, чтобы уже сегодня в начале ХХЫ века дать старт процессу практического воплощения идеи танмаядарного азеризма в полном масштабе. Дело в том, что в настоящее время на пути реализации этой идеи в нашей стране имеются серьезные формационные препятствия, обусловленные спецификой режима власти в Азербайджане в начале ХХЫ века. Эта власть представляет собой своеобразный симбиоз системных пережитков строя бывшего советского коммунализма с генерируемым им устройством дикого капитализма. Сегодня наше общество предпринимает пока еще не совсем внятные и частичные усилия по переходу от этого властвующего симбиоза к строю цивильного капитализма. К сожалению, пока этот переход никак не удается реализовать. В результате, полагаю, что в современном Азербайджане пока отсутствует тот комплекс объективных общественных условий и предпосылок, который необходим для начала полномасштабного внедрения идеи танмаядарного азеризма. Полагаю, в условиях Азербайджанской Республики в качестве того минимума условий и предпосылок, который может быть достаточным для старта процесса внедрения танмаядарной системы, а также в целом концепции танмаядарного азеризма, могут стать те условия, которыми располагают реальная цивильнокапиталистическая демократия и адекватная ей социально-экономическая и политическая система строя цивильного капитализма. Именно цивильный капитализм способен образовать ту критическую эволюционную массу, которая необходима для начала развернутого внедрения всей идеи танмаядарного азеризма. Для образования подобной критической эволюционной массы азерам Азербайджанской Республики следует осуществить решительный революционный скачок из строя дикого капитализма в строй цивильного капитализма. Подобный скачок является нашей первоочередной задачей.