Смекни!
smekni.com

Промышленное хозяйство А.Демидова (стр. 1 из 4)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра истории и культурологи

Контрольно–курсовая работа по курсу культурное наследие

тульского края

Промышленное хозяйство Акинфия Демидова

Выполнил студентка группы 720151 Чернышова Д.В.

Научный руководитель доц. каф. И и К Вепренцева Т.А.

Тула, 2006


Содержание:

Введение

1. Первые годы жизни А.Н.Демидова.

2. Промышленное хозяйство А.Н.Демидова.

3. Производство серебра и золота на демидовских заводах.

4. Акинфий Демидов – геолог, организатор научной работы.

Заключение

Приложения

Список литературы

Введение.

Тула является колыбелью индустриального развития России. Именно здесь в XVI в. возникли ручные домницы, обслуживавшие своим кричным железом целую слободу тульских оружейников.

Тула дала русской металлургии наиболее крупных промышленников. Мануфактура XVIII в. пожинала плоды вековой промышленной культуры этого центра оружейного производства. Во-первых, Тула накопила колоссальный производственный опыт, что имело немаловажное значение для основателей промышленных династий, выступавших в роли непосредственных организаторов производства. Во-вторых, товарное производство в Туле достигло такого высокого уровня развития, что оно способно было выделять как обладателей достаточно крупных капиталов для вложения их в мануфактурную промышленность, так и людей лишенных средств производства и готовых продавать свою рабочую силу и производственные навыки. Удачное сочетание этих условий, дополняемое личными качествами незаурядных оружейников, привело к тому, что из Тулы вышли Демидовы, Боташовы, Мосоловы и ряд других, менее крупных промышленников.

Группу тульских оружейников, давших несколько фамилий мануфактуристов, возглавляет Никита Антуфеев – Никита Демидов. Это самый ранний и самый крупный промышленник, вышедший из тульской оружейной слободы. В конце XVII в. он становится владельцем вододействующего завода, который построил близ Тулы, на р. Тулице, на свои деньги. В 1702 году ему передают казенный Невьянский завод на Урале. За 25 лет хозяйственной деятельности на Урале Никита Демидов к Невьянскому заводу пристроил еще пять. Все это обширное хозяйство попало в руки его старшего сына Акинфия Демидова, значительно умножившего богатство своего отца. В данном исследовании пойдет речь о хозяйственной деятельности этого человека.

1. Первые годы жизни А.Н.Демидова.

Акинфий Никитич, старший сын основателя династии Демидовых, родился в 1678 году в Туле. Когда Никита Дмитриевич построил вододействующий доменный и передельный Тульский завод, Акинфию было 17 или 18 лет. Сведений о первых 25 годах его жизни нет, но вполне очевидно, что он учился, втягивался в управление производством и постепенно из ответственного (но на вторых ролях) сотрудника становится полноправным компаньоном. Многолетнее пребывание на заводах в должности их «технического директора» дало ему возможность детально освоить технику и технологию горно-металлургического производства и связанный с ними опыт, накопленный работавшими у Демидовых отечественными и иностранными мастерами.

Развернув промышленное хозяйство на родине, в Туле, Никита Демидов довольно скоро убедился, что его развитие сдерживается все возрастающим дефицитом древесного угля. Когда он узнал о ресурсном потенциале Урала, то сразу предпринял шаги с целью переноса своего хозяйство в Сибирь.

Но, получив по именному указу от 4 марта 1702 года построенные и только что пущенные казной «Верхотурские железные заводы на Нейве реке», Н.Д. Демидов не смог прибыть на низ сразу. Вместо него туда поехал приказчик Емельян Ксенофонтов, в середине мая. Вслед за ним 13 июля Никита отправил на Урал старшего сына. И только почти месяц спустя выехал сам.

Тот факт, что отец послал Акинфия на Невьянский завод раньше себя, говорит о многом. И, прежде всего – о доверии заводчика к сыну, о высокой оценке его квалификации, умения применять опыт в новых условиях.

Прибыв на завод 8 сентября, Акинфий быстро освоился с обстановкой: пустил молотовые амбары и домну, включился в строительство второй, попытался поставить хорошо ему знакомое литье пушек и мортир.

Акинфий был самым любимым из сыновей Н.Д.Демидова – рука об руку работая с первенцем долгие годы, именно ему основатель промышленной династии, согласно указу о единонаследии (1714), решил отставить заводы – главное дело и достижение своей жизни. После смерти отца, последовавшей 17 ноября 1725 г., Акинфий действительно получил все его недвижимое имение. В пользу Акинфия от своей части мужнина имущества в 1727 г. отказалась и мать, вдова Никиты 1725 году [3 с.18]. Когда братья Демидовы оформляли вступление в свои доли наследства, императрица Екатерина I в марте 1726 г. дипломом возвели их в дворянское достоинство.

2. Промышленное хозяйство А.Н.Демидова.

Заводская часть отцовского наследства, перешедшая к Акинфию, состояла из семи действовавших заводов – Тульского доменного и молотового (пущенного около 1695 г.) (см. приложения 1 и 2), Невьянского доменного и молотового (1702), Шуралинского молотового (1713), Бынговского молотового (1718), Верхнетагильского доменного (1720), Выйского доменного, молотового и медеплавильного (1722), Нижнелайского молотового (1722). Еще один завод – Нижнетагильский – был при отце почти достроен, и Акинфий пустил его всего через месяц после его смерти. Самостоятельно он построил еще девять железных (Черноисточинский, пущен в 1726г., Шайтанский – в 1727, Уткинский – в 1729, Нижнечугунский, Верхнечугунский и Корельский молотовые – в1730, Ревдинский доменный – в 1744 г.) и семь медных (Колывано-Воскресенский и Суксунский – 1729г., Бымоский – 1736, Шаквинский – 1740, Барнаульский – не ранее 1740 г., Ашапский – 1744, Шульбинский – 1744г.) заводов, увеличив их число за два десятилетия в общей сложности в три с половиной раза. Поразительна динамика первого пятилетия его самостоятельной деятельности: за период с декабря 1725 по 1730 год включительно было пущено девять заводов – без малого по два предприятия в год!

Вторая домна Нижнетагильского завода была пущена через год (1726г.). Нижнетагильский завод вскоре превратился в крупнейшее предприятие, ибо А.Демидов поставил на нем еще две домны, одну из которых задули 7 января 1730 г., а вторая, по свидетельству приказчика Степана Егорова (1733г.), «и поныне не в действии, а все четыре в действии никогда не были» [2 с.80]. В дальнейшем, когда Демидов перешел к платежу десятинного налога по доменному окладу, две домны на Нижнетагильском заводе были снесены. Полученный чугун предназначался для переработки на других предприятиях, т.к. завод был оборудован всего двумя молотами. С 1733 г. на заводе началась также плавка черной меди [2 с.80].

С пуском Нижнетагильского завода доменное производство в хозяйстве А.Демидова стало значительно превосходить передельное, и появилась потребность в специальных молотовых заводах. Необходимость их постройки Демидов обосновывал тем, что при действующих предприятиях имеется «руд довольное число, а леса уже при тех заводех на зжение угля и на заводцкие потребы обрубились вокруг верст на двадцать и более, отчего бывает в деле железа и заводского угля немалая остановка и в найме извощиков передача». В связи с этим заводовладелец считал целесообразным при старых заводах оставить только домны, а молотовые построить «в угожих местах, где способнее будет к судовой пристани и к лесам». Такие места Демидов обнаружил на притоках р. Чусовой – Утке и Шайтанке, где у него действовали пильные мельницы, и на Черном Истоке, впадающем в р. Тагил [2с.80].

Первым из трёх заводов был построен Шайтанский. Он был оборудован двумя молотами и начал ковку железа 1 сентября 1727 г. Черноисточенский завод был покрупнее, его четыре молота начали работу в 1729 г. Третий завод – Уткинский пущен 1 сентября 1729 г., потому что был не только молотовым, Но и чугуноплавильным, с четырьмя молотами и одной домной.

Следующим предприятием черной металлургии, построенным А. Демидовым, был Ревдинский завод. Ещё в 1724 г. комиссар Никита Демидов обнаружил у Волчьей горы руду, «ис которой делаетца железо самое мяхкое», и близ неё речку Ревду, удобную для постройки завода. Комиссар Никита Демидов намечал соорудить только домну, «а молотовым при том заводе быть не у чего, для того, что оная река Ревда и Волчья гора в самом пустом месте, жилья около них никакого не имеетца и за оскудением работных людей переделывать чугун в железо будет некем». Молотовый завод было решено поставить в Ветлужской вотчине, расположенной в Галицком уезде, где купленных крестьян имелось «со удовольствием».

Но, получив разрешение на постройку Ревдинского доменного завода ее 9 июня 1724г., ни отец, ни старший сын не спешили его реализовать. Не начато было строительство и Ветлужского завода на том основании, что не удалось подыскать подходящего места, т.к. там «земли пещаные». 2 ноября 1727г. Акинфий возбудил ходатайство о постройке вместо Ветлужского передельного завода такого же завода в Барминской волости Нижегородского уезда, близ с. Фокина на речке Чугунке, где живут вотчинные крестьяне, которым «ко означенной заводской работе как к рубке дров, так и к кладке и насыпке и ломке угольных куч приходить способно».

Ревдинский завод с одной домной был начат строительством в 1732 г. «и строением за повреждением плотины от вешней воды в 1733 продолжался до 1734 г.». Плавка чугуна на нем началась в сентябре 1734 г. Передельных заводов близ с. Фокина было построено сразу три в 110 верстах от Нижнего Новгорода: Вехне-Чугунский, в полутора верстах от него – Нижнее-Чугунский и в шести верстах от них – Корельский. Все они были пущены в 1730 г.

Опыт постройки передельных заводов вдали от доменных оказался удачным. Чугун доставлялся на эти заводы дешевым речным путем, причем по пути в Европейскую Россию, поэтому транспортные расходы были незначительны. Вместе с тем рассредоточением заводов Демидов удлинял срок работы доменных предприятий, сравнительно быстро использовавших лес в близлежащей округе. Этими же соображениями он руководствовался, когда 13 февраля 1740 г. исхлопотал у Генерал-берг-директориума разрешение на постройку молотового завода в Осинском уезде, в Рожественской вотчине, на речке Ножевке. Оборудование завода должно было состоять из четырех действующих и двух запасных молотов; сведений о времени его пуска не имеется [2с.81].