Астраханский костел своей купольной двубашенной композицией восходит к первой церкви такого типа - Сайт Аньезе Барромини (1651-1657), которую он отчасти повторяет также общей схемой решения главного фасада. Двойственность конструктивно-пространственного решения, в свою очередь, связывает его с кругом малопольской барочной архитектуры Белоруссии и Западной Украины.
Синтез центрической и продольной планировки в структуре астраханского костела осуществлен с предельной наглядностью: четырехстолпный православный храм „вставлен" в католическую базилику. "Этим приемом подчеркивается миссионерское назначение храма. Одновременно обработка его фасадов носит недвусмысленный „европейский" и „католический" характер. Широкое использование пышной барочной выразительности, сопровождающейся так называемой варваризацией стиля, так же диктовалось особой ролью костела - служить наглядной пропагандой католицизма.
В целом астраханский римско-католический костел может быть отнесен к числу наиболее интересных культовых сооружений переходного - от позднего барокко к классицизму - периода.
В 1978 г. в этом памятнике архитектуры по проекту института „Спецпроект-реставрация" (архитектор Н. Шемшури-на) были начаты реставрационные работы. По завершению их (бригадир реставраторов АСНРПМ В. Ильин) в здании разместится выставочный зал картинной галереи им. Кустодиева.
Далее на восток, по левой стороне Московской улицы, открывается двухэтажный корпус реального училища. Он запечатлен на ряде открыток. Реальное училище в Астрахани было открыто в сентябре 1877 года. Сначала оно помещалось в доме Агамжанова (теперь на этом месте сквер Кирова), затем перешло на Ахматовскую улицу. В 1884 году училище переехало в новое здание на Индийской улице. Это было обширное крыло огромного здания городских учреждений. При училище находилась метеорологическая станция с астрономической вышкой.
На открытке И.М. Бочкарева запечатлен фасад здания училища, выходящий на Индийскую улицу. Видна и вышка-башня, где проводились астрономические наблюдения. На переднем плане бросаются в глаза развалины части Индийского подворья, огороженные забором. Забор использовали для рекламных афиш. С помощью лупы можно прочитать названия пьес, которые шли в астраханских театрах: "Козни сатаны", драма "Анфиса", "Незваный гость".
Правда, было большое первоначальное желание организовать коммерческое училище. Об этом был разговор местного купечества с министром народного просвещения Графом Д.А. Толстым. Шли года. Потребности в новом учебном заведении возрастали. По этому по ходу дел решено, что создать реальное училище, имеющее более глубокую программу и широкий диапазон изучаемых наук, на новом витке времени будет целесообразнее. Первоначально у реального училища был просторный двор, граничивший с банями: русской торговой «центральной» баней и персидской. Они занимали примерно то место, где сейчас находится свободная площадь с фонтаном у кинотеатра «Октябрь».
С постройкой других зданий по улице Московской (Советской), Индийской (Володарского), Рождественской (Коммунистической) уменьшили участки бань и реальное училище практически лишилось двора, а некоторые классные комнаты были затемнены. Вспомним здания, которые были по обе стороны улицы Екатеринской - Московской от Индийской до Рождественской.
С левой стороны реальное училище, за ним долгие годы было пустое место, заполненное только к концу XIX в. (с1880 – 1912); с правой – на углу Индийской и Почтовой улиц №17 стоял каменный с подвалом дом Лазаря Рувимовича Райниса.
В черте Белого города находился один монастырь - Спасо-Преображенский. Монастырь был основан в 1597 году и считался одним из богатейших в Астрахани. Жалованные грамоты XVII века свидетельствуют, что многие пригородные воды принадлежали монастырю и сам монастырь именовался тогда патриаршим московским домом. Во время пребывания в Астрахани Марины Мнишек с атаманом Заруцким (1614 г) монастырь пострадал, а казна его была расхищена.
В 1709 году монастырь сильно пострадал от пожара, но быстро был отстроен вновь.
К сожалению, открытки с изображением Спасо-Преображенского монастыря - исключительная редкость. Нам удалось выявить лишь одну фотооткрытку, где на переднем плане из-за деревьев виднеются купол и верхняя часть храма Преображения Господня - интереснейшего памятника XVIII века. Своеобразные окна верхнего света, белокаменная барочная кладка наличников - все это говорит, что мы потеряли оригинальный памятник в центре города (церковь была снесена в 30-е годы нашего века).
Спасо-Преображенский монастырь в 1873 году был ликвидирован, и на его подворье разместились духовная семинария, библиотека, книжный склад. Храм Преображения Господня стал семинарской церковью.
Если приглядеться к фотооткрытке, изображающей монастырь, то вдали слева можно увидеть шатровый верх угловой башни. К счастью, эта башня сохранилась (угол ул. Трусова и ул. Коммунистической). Она представляет интересный образчик русского зодчества XVII века. Карниз башни опоясан цветными изразцами, цветные изразцы украшают и наличники окон, что придает башне нарядный, праздничный вид. Верх восьмигранного шатра увенчан небольшой главкой-луковкой.
На фотооткрытке справа мы видим вдали колокольни церкви Смоленской Божией Матери и Благовещенского женского монастыря.
На приведенной выше фотооткрытке изображен боковой фасад семинарии, выходящий на Индийскую улицу (ныне ул. Володарского). Здесь учился Борис Кустодиев - в будущем выдающийся русский художник. Учителем иконописания в семинарии в то время был Александр Михайлович Меликов - выпускник училища Московского общества поощрения художников.
В 1909 году для гимназии было построено специальное здание с церковью и актовым залом. Рассчитана гимназия была на 500 человек (сейчас в этом здании находится Астраханская государственная консерватория). Архитектура Мариинской гимназии с элементами древнерусского стиля очень впечатляет. Правда, уже на открытках можно проследить утрату кое-какого декора.
Внизу располагался магазин общества "Граммофон", магазин игрушек. Верхний этаж занимала Шавердовская гимназия, открытая в 1895 году вначале как женское училище 1-го разряда.
Основательницей ее была сестра крестной матери художника Бориса Кустодиева Надежда Степановна Шавердова.
Дом Багирова с перестройками сохранился и поныне, как и примы-сающее к нему Персидское подворье.
Улица Советская – долгая большая перспектива, Екатеринская, Московская. Постановлением Пленума Астраханского горсовета от 30.12. 1920 переименована в Советскую.
Улица Володарского – до 1920 года улица Индийская, названая по угловому дому – торговому Индийскому двору (ныне не сохранился, занимал угловую часть улиц Советская и Володарского). Постановлением Пленума горсовета от 30.12. 1920 переименована в улицу Володарского. Володарский (Гальдштейн) Моисей Маркович (1891 – 1918) – революционер.
Улица Шелгунова – до 1920 носила название Смоленской по имени церкви Смоленской Божьей Матери, стоявшей на этой улице (сохранилась от нее сторожка, выходящая на улицу Трусова).
В заключении подведем основные итоги реферата.
Реферат был посвящен изучению старых учебных заведений Астраханского края.
В процессе написания реферата мною были рассмотрены и изучены следующие старые учебные заведения:
- Ивановский монастырь;
- Римско-католический костел;
- Реальное училище;
- Спасо-Преображенский монастырь;
- Астраханская духовная семинария;
- Мариинская женская гимназия;
- Шавердовская гимназия.
1. Астрахань: улицы, годы, судьбы. Астрахань 1999, А.И. Богатырев
2. А. Марков, С. Львов Астрахань на старинных открытках. Астрахань 1999
3. Астрахань и Астраханская область. Москва 1990 г.