Язык курганских башкир относится к ялано-катайскому подговору восточного диалекта башкирского языка. В подговоре немало русизмов. Большинство курганских башкир владеет также и русским языком.
Антропологические типы, распространённые среди курганских (ялано-катайских) башкир занимают промежуточное место между европеоидной и монголоидной большими расами (южносибирский, субуральский, памиро-ферганский, понтийский, светлый европеоидный тип).
Народная культура данной группы башкир характеризируется большой сохранностью многих элементов традиционной семейной обрядности, старинных образцов фольклора, народной одежды. Характерными в традиционной одежде являются женские нагрудные украшения «яга», головные покрывала «кушъяузык».
Небольшая часть выходцев из курганских башкир являются ныне жителями городов Челябинск, Сургут, Екатеринбург, Курган, Тюмень. Некоторые семьи с 1960—1970-ых годов (в результате миграций) проживают также в регионах Узбекистана и Казахстана.
3.2 Вопрос шежере. Башкиры Самарской и Челябинской областей
У многих народов сохранилась традиция помнить свою родословную. Знать имена своих предков до седьмого колена до настоящего времени считается обязательным для жителей индийского штата Ассам, для калмыков, а также для башкир. Что же такое шежере? Известный этнограф Р. Г. Кузеев перевел шежере как "генеалогическая летопись". Шежере – это генеалогическая летопись башкирских племен и родов, в которую вносились имена предводителей родов по мужской линии и включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен. Наличие шежере в башкирском роде было так же обязательно, как и родовые атрибуты: тамга, птица, дерево. Согласно обычаям, башкиры должны были запоминать имена своих предков до 10-15 колена. Кроме родословных и исторических событий, шежере обычно содержал богатый материал о территории обитания того или иного рода (с указанием географических названий). Шежере каждого рода записывалось в течение нескольких поколений, поэтому оно представляло собой большую ценность, своеобразную реликвию, свидетельствующую о древности происхождения данного рода, о богатстве его истории. Этим шежере башкиры очень дорожили и с особым пристрастием их хранили.
Потерять шежере рода считалось большим позором. По рассказам стариков, потеря родословной летописи истолковывалась как забвение памяти отцов, чем башкиры очень дорожили.
В старинных родословных есть даже объяснение о цели создания шежере. В известном эпосе «Огуз - наме» это сформулировано достаточно четко, здесь есть такие строчки: «Дети каждого из вас должны знать свои места, ранги, занятия, имя (прозвище), а также родовые атрибуты. Сделать это необходимо для устойчивости государства и для обретения доброго имени вашим племенам».
В более широком смысле шежере - не только генеалогическая летопись, не только родословная, но и бесценный источник изучения истории башкирского народа, летопись важнейших событий и фактов. Поэтому историки в своих работах ссылаются на башкирские шежере.
Башкиры Самарской области также имеют свои шежере. Один такой источник был обнаружен у жителя деревни Кочкиновка Большечерниговского района К. М. Хабибуллина (1921 г. р.).
Данное шежере восходит к самому Чингиз-Хану, а одним из его потомков является Башкорт - легендарный родоначальник башкир.
Это не удивительно - во многих шежере описание исторических событий и личностей сочетается с легендами.
Башкиры стали заселяться в Самарской области с XVIII века, ими были основаны деревни ныне расположенные на территориях Большечерниговского и Большеглушицкого районов Самарской области (ранее Имелеевская волость Самарской губернии).
Они также известны под названием иргизские башкиры, так как большая часть их деревень расположены в долине реки Иргиз. Самарские башкиры несмотря на их удаленность от исторической родины, говорят на литературном башкирском языке, так как их предки являются выходцами с юго-востока Башкортостана, а не с татароязычного северо-запада.
Самарская земля дала башкирскому народу ряд знаменитых людей.
Это писатели Рашит Нигмати (1909—1959, из деревни Дингезбаево Большечерниговского района), Хасан Башар (1901—1938, из деревни Утякаево Большечерниговского района), Хадия Давлетшина (1905—1954, из деревни Хасаново Большечерниговского района), Губай Давлетшин (1893—1938, из деревни Ташбулатово, ныне Таш-Кустьяново Большеглушицкого района), его двоюродный брат, языковед Габбас Давлетшин (1892—1937, из той же деревни), участник башкирского национально-освободительного движения, соратник Ахмад-Заки Валиди Харис Юмагулов (1891—1937, из деревни Хасаново), Фатима Мустафина (1913—1998, из деревни Дингезбаево) министр просвещения БАССР (1955—1971).
На территории Челябинской области проживает более 166 тысяч башкир. Башкирское население представлено в большинстве районов области. Компактные поселения башкир имеются в Аргаяшском, Кунашакском, Сосновском, Кусинском, Красноармейском, Нязепетровском, Октябрьском, Каслинском, Чебаркульском, Уйском, Кизильском, Агаповском, Ашинском, Кыштымском и некоторых других районах области.
До Великой Отечественной войны на территории Челябинской области существовал Аргаяшский национальный округ.
3.3 Особенности культуры башкир
Этнические и этнографические группы. До 20 в. у башкир сохранялось племенное деление, всего насчитывалось около 40 племен и племенных групп: бурзян, усерган, катай, минг и др.
Язык. Башкирский: В башкирском языке выделяют южный - юрматынский и восточный – куваканский диалекты, а также северо-западную группу говоров. Среди части башкир распространен татарский, а также русский языки.
Письменность. Письменность для башкирского языка сначала была создана на основе арабской графики, в 1929 г. ее перевели на латиницу, а с 1939 г. – на русскую графическую основу.
Религия. Большая часть башкирского народа исповедует мусульманство.
Хозяйство. Традиционным занятием башкир издавна было полукочевое скотоводство, они разводили главным образом лошадей, а также овец, крупный рогатый скот, верблюдов. В теплое время года периодически производилась смена пастбищ, зимой возвращались в аулы, но значительная часть скота оставалась на тебеневке, копытами добывая корм из-под снега. Другими занятиями были охота, рыбная ловля, бортничество. Земледелие сначала играло незначительную роль, выращивались просо, ячмень, конопля и другие культуры. В лесной полосе преобладала подсечно-огневая система земледелия, в степной – переложная. Землю обрабатывали плугом-сабаном и различными типами борон. Роль земледелия стала возрастать с 17 в., и вскоре оно становится основным занятием, но кочевание в некоторых районах сохранялось до начала 20 в. В земледелии стала преобладать залежно-паровая и трехпольная системы, среди культур – озимая рожь и лен. Важную роль в лесной зоне играло пчеловодство, а в горах бортничество – сбор меда диких пчел. Рыболовством башкиры занимались главным образом в северных районах, на зауральских озерах и горных речках. Развиты были подсобные занятия и промыслы – ткачество, деревообработка, кузнечное и ювелирное дело. Особую роль играла обработка шкур и кож, изготовление из них одежды и обуви. Гончарство было неразвито, преобладало употребление кожаной посуды. Башкиры широко занимались лесными промыслами – заготовкой древесины, гонкой дегтя, смолокурением и углежжением.
Традиционная одежда. Традиционная женская одежда состояла из длинного отрезного в талии платья с оборками, украшенного лентами и позументом, штанов с широким шагом, передника, камзола, украшенного позументом и золотыми монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Женским головным убором был чепец из коралловой сетки с серебряными монетами и подвесками, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами каури. Девушки носили на головах шлемовидные шапочки, покрытые монетами. Женской обувью были кожаные туфли, сапоги, лапти. Верхней одеждой были распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна с богатой отделкой. Разнообразны были женские и девичьи украшения – перстни, браслеты, серьги.
Мужской костюм был однотипен и состоял из рубахи туникообразного кроя, штанов с широким шагом, поверх них надевали короткую безрукавку – камзол, а выходя на улицу распашной кафтан – казакин или халатообразный бешмет из темной ткани. В холодную погоду надевали овчиный тулуп. Головными уборами мужчин были тюбитейки, различного рода меховые шапки. На ногах мужчины носили сапоги, ичиги, бахилы, в Приуралье – и лапти.
Традиционные поселения и жилища. Традиционным сельским поселением башкир был аул. В условиях кочевой жизни его местонахождение менялось, постоянные поселения появились с переходом к оседлости, как правило, на месте зимников. Для них сначала была характерна кучевая планировка, затем она сменяется уличной, при которой каждая группировка родственных семей занимала отдельные концы, улицы или кварталы. Количество дворов варьировало от нескольких десятков до 200-300 и более, в выселках было 10-20 дворов.
В условиях кочевого быта традиционным жилищем башкир была войлочная юрта со сборным деревянным каркасом тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. Вход в юрту закрывался обычно кошмой. В центре находился открытый очаг, дым выходил в отверстие в куполе и через дверной проем. Справа от входа была женская половина, где размещалась утварь и хранились продукты, слева – мужская, здесь были сундуки с имуществом, оружие, конская упряжь
Пища. В пище башкир по мере перехода к земледелию, как основному занятию, росла значимость мучных и крупяных блюд, но овощи почти не употреблялись до 20-х годов 20 века. У кочевых групп преобладали молочные и мясные продукты. Одним из любимых блюд был бешбармак – мелконарезанная конина или баранина с бульоном. Разнообразны были молочные блюда - различные виды творога и сыров. Из различных круп варили каши. Популярна была лапша на мясном или молочном бульоне, крупяные супы. Хлеб сначала употребляли пресный, кислый стал входить в рацион с 18 в. Наиболее распространенным напитком был айран – разбавленное кислое молоко, из алкогольных – кумыс на основе кислого кобыльего молока, буза из проросших зерен ячменя или полбы, бал из меда или сахара.