Туристам всегда интересны традиционные ремёсла и декоративно- прикладное искусство того или иного народа. Среди крымско-татарских мастеров выделяется ряд людей, работающих в этом направлении - художники декоративно-прикладного искусства (ювелиры, керамисты, специалисты по традиционной вышивке, ткачеству и орнаменту). Датским советом по делам беженцев в Крыму был поддержан ряд программ - курсы по золотому шитью и ювелирному искусству, а также ковроткачество (последняя программа получила наибольшее развитие, впоследствии мастера объединились в творческое объединение "Усталар"). В развитии этого направления существует ряд проблем: учёба мастеров, доступность в цене и рынок сбыта, а для туристов из дальнего и ближнего зарубежья - получение разрешения на вывоз за пределы Украины.
Всего по Крыму, как наиболее сохранившиеся в местах хорошей транспортной доступности, с базой для дальнейшего развития в настоящий момент можно выделить более 30 объектов по традиционной крымскотатарской культуре.
Немцы
Внимание туристов может привлекать и культура немцев, которая сохранилась в Крыму в виде архитектурных объектов - общественные и культовые постройки, а также традиционная сельская архитектура. Наиболее оптимальный путь знакомства с материальной и духовной культурой немцев - это непосредственные поездки в бывшие немецкие колонии, основанные в 1804-1805 гг. и на протяжении всего XIX в. на полуострове. Число немецких колоний было многочисленно, сконцентрированы они в основном в степной части Крыма.
В настоящее время выявлен ряд сёл (бывших колоний), игравших значительную роль в экономической, социально-политической, религиозной и культурной жизни немцев вплоть до 1941 г. В первую очередь - это бывшие колонии Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне с. Красногорье, Курортное и Ароматное Белогорского района), находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга и выступающие как комплексные этнографические объекты, характеризующие традиционную планировку селений, архитектуру (дома, усадьбы, хозяйственные постройки).
Предоставляется возможность ознакомиться с культовыми сооружениями - зданием католического храма (построено в 1867 г.), в с. Ароматное - в настоящее время отдано в ведение Русской Православной церкви Крымской Епархии. Знакомство с разрушенной кирхой в с. Красногорье может быть осуществлено по материалам Государственного архива АР Крым. Здание было построено в 1825 г., перестроено в 1914 г., кирха названа в честь Императора Николая II, но в 60-е г. полностью разрушена.
Среди сохранившихся объектов - здание начальной школы и центрального училища (построено в 1876 г.), а также старые немецкие кладбища (XIX-ХХ вв.). Данные объекты имеют хорошую транспортную доступность, степень сохранности памятников, но требуют дальнейшего обустройства, постановки памятников на учёт и интереса со стороны немецких обществ, т. к. в настоящее время в сёлах немцы не проживают. Среди объектов в сельской местности можно выделить и ряд других сёл, например, Александровку и Ленинское (бывшая колония Бютень) Красногвардейского района, Золотое Поле (колония Цюрихталь) Кировского района и Кольчугино (колония Кроненталь) Симферопольского района. В объекты по культуре немцев Крыма необходимо также включать культовые сооружения, здания общественного значения в городах, например, Симферополь, Ялта, Судак, (в последнем месте сохранились объекты в с. Уютное Судакского горсовета, т. е. территория бывшей колонии Судак, являвшаяся по своей специализации винодельческой).
В настоящее время количество этнографических (в сельской местности) и архитектурных объектов, выделенных по культуре немцев, более 20.
Русские
Памятники русской культуры в Крыму практически все находятся под охраной государства и так или иначе, включены в различные туристские маршруты. Примером может служить дворец графа Воронцова в Алупке, являющийся одним из уникальнейших памятников архитектуры "русского периода" в истории Крыма (после подписания Екатериной II манифеста о присоединении Крыма к России возникло немало роскошных, исполненных в лучших традициях того времени памятников культуры, принадлежащих русским и русскоподанным вельможам и знати).
Алупкинский дворец построен по проекту английского архитектора Э.Блэра, но воплотил в себе черты как классицизма, так и романтические и готические формы, а также приемы мавританской архитектуры. Это сооружение можно было бы отнести к полиэтничным памятникам культуры, но не всегда этническая принадлежность определяется по манере исполнения, используемым стилям, приемам и даже принадлежности архитектора. Главным признак, выделяющий этот объект - русская среда бытования.
По такому же принципу к памятникам русской культуры отнесен Ливадийский дворец, построенный в 1911г. по проекту ялтинского архитектора Н. Краснова, на месте сгоревшего в 1882г. дворца. Здание построено по последнему слову техники: здесь и центральное отопление, и лифт, и электрическое освещение. Камины, установленные в залах, служат не только декоративным убранством, но и могут отапливать залы дворца. Традиционные для русской архитектуры ХVII в. формы определяют облик Александровской церкви в Ялте, также построенной архитектором Красновым (1881г.).
В Севастополе сохранилось много строений, выполненных в традиции русско-византийского стиля. Яркое воплощение этого направления - Владимирский собор - усыпальница адмиралов М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова (построен в 1881 г. архитектором К.А. Тоном). С использованием форм и приемов класики построены в 50-е гг. ХХ в. ансамбли жилых домов на проспекте Нахимова. В стиле русского классицизма выполнены ряд зданий в Симферополе - бывшая загородная усадьба врача Мюльгаузена (1811г.), странноприимный дом Таранова-Белозерова (1825г.), загородный дом Воронцова в парке "Салгирка". Все эти здания охраняются законом и постановлениями республиканских властей об охране, могут быть включены в список этнографических объектов по русской культуре.
Шедевры традиционной сельской русской культуры были выявлены в процессе исследования Симферопольского района. Это сами села, основанные в конце XVIII в. отставными солдатами русской армии - Мазанка, Курцы (Украинка), Каменка (Богурча). В числе первых русских поселений - также пос. Зуя, Белогорского района, с. Прохладное (быв. Мангуши), Бахчисарайского района, Грушевка (быв. Салы) Судакского горсовета. В этих населенных пунктах сохранились жилища конца XVIII - начала XIX вв. (Мазанка, Грушевка). Некоторые из них заброшены, но сохранили элементы традиционной архитектуры, внутреннюю планировку. В некоторых местах сохранились землянки, предшествующие жилищам-мазанкам русских солдат.
Вдали от с. Мазанка сохранилось старое русское кладбище с захоронениями начала XIX в., в хорошей сохранности каменные надгробия в виде георгиевского креста, местами просматриваются надписи, орнаментика.
В селах Петрово, Барабаново сохранились "святые источники", которые можно отнести к общекрымской традиции. На протяжении десятилетий здесь сложились династии, потомки которых и в настоящее время являются носителями традиций и обрядов.
К культовым сооружениям традиционного зодчества следует отнести действующие Никольские церкви: в Мазанке, Зуе, Белогорске, закладка которых относится к началу - середине XIX в.
К наиболее значительным объектам можно отнести Петропавловский православный собор, кафедральный Свято-Троицкий собор, церковь Трех Святителей в Симферополе. Все эти культовые объекты действующие. Ряд православных соборов, церквей, часовен выделен в качестве этографических объектов в районах Большой Ялты и Большой Алушты. На восточной оконечности нашего полуострова можно выделить такой этнографический объект, как старообрядческое село Курортное, Ленинского района (бывш. Мама русская). Здесь сохранился молитвенный дом, традиционный уклад старообрядцев, исполняются обычаи и обряды. Всего по этнографическим объектам, отражающим русскую материальную и духовную культуру в Крыму, выделено 54, в том числе некоторые объекты отмечены как "восточнославянские". Это объясняется тем, что многие т.н. русско-украинские, русско-белорусские семьи определялись в разряд русского населения.
Украинцы
Для изучения культуры украинского этноса в Крыму в качестве комплексного этнографического объекта можно выделить село Новониколаевку Ленинского района, располагающее музеем этнографии, в котором также представлена экспозиция как восточнославянской традиционной материальной и духовной культуры, так и включен предметный ряд по украинцам Крыма, поселенцам XIX - начала ХХ вв. В селе сохранились также жилища конца XIX в., одно из них оборудовано под музей "Укранська хата" (инициатива и этнографический материал местного жителя Ю.А. Клименко). Выдержан традиционный интерьер, представлены предметы быта, мебель, собрано много фольклорных зарисовок.
Одним из первых украинских сел является село Партизанское Симферопольского района (бывшая усадьба "Саблы"). В селе сохранилась часовня конца XIX в. В черте села располагается кладбище с чередующимися современными и прошлого века захоронениями, интересными по форме крестов, надписи на каменных плитах, орнаментация.
В плане проведения народных праздников, исполнения украинских обрядов и ритуалов интересны переселенческие села 50-х гг. XX в. Среди них - Пожарское и Водное Симферопольского района (фольклорные ансамбли в традиционных костюмах устраивают костюмированные представления на темы верований и традиций). Местом проведения праздников выбрана "Плачущая скала" - памятник природы невдалеке от с. Водное.