Смекни!
smekni.com

Этнография Сибири (стр. 3 из 4)

Рождество справляли торжественно. Обязательным блюдом была кутья или сочиво, для нее толкли пшеницу, парили с медом, добавляя изюм. По слову “сочиво” канун Рождества называется Сочевник или Сочельник.

На Масленицу традиционным ритуальным блюдом были блины, которые пекли в огромном количестве. Хотя на масленичный период приходился пост, но в эти дни варили все в масле. Временно запрет снимался. В масле жарили калачи, пекли разнообразные пироги, жарили яичницу. Готовили и много рыбных блюд. Ко всему добавляли масло и сметану.

В православной календарной обрядности Пасха считалась самым большим праздником. В этот день шли в церковь, освящали куличи, крашеные яйца, творог, масло. После прихода со службы домой детям наливали молока и давали по куску кулича, угощали семечками и орехами. Пекли много всевозможных шанежек, коралек. Разговляясь после Великого поста, в больших количествах ели вареное или жареное мясо. Пили пиво или самогон.

На Троицу выезжали в лес, там разводили костер, готовили яичницу.

Календарные обычаи и обряды, постепенно утрачивая свое магическое содержание с XVIII - XIX веков, начинают восприниматься как развлечение, увеселение, забава, переходя при этом в детскую среду. Некоторые проявления детского творчества считаются остатками выродившихся обычаев и обрядов Сибири.

Рассмотрим один из узловых моментов зимней календарной обрядности сибиряков. Непременным элементом святочного цикла обычаев и обрядов был обход изб односельчан группами колядовщиков. Существовала трехчастнуя форма колядования, включающая вопрос с разрешением поколядовать, исполнение обрядового текста определйнного типа и одаривание исполнителей, обрядовый текст при этом мог состоять либо из величальной песни, которая иногда сопровождалась обрядовыми действиями (посыпание зерном, действия с баднаком, выметание избы и др.), либо не включать вербальной части вообще (визиты ряженых). Новогоднее посыпание изб односельчан зерном, сопровождавшееся поздравительными песнями, можно считать особым видом колядования. В Сибири данный обычай распространился под влиянием переселенцев из Европейской части России.

Новый год считался небольшим праздником. В Новый год, на заре, "челядь" (т.е. дети) бегала по избам в одиночку или группами и "посевала" овсом, бросая зерна в передний (красный) угол. В маленьких сеятелях видели предвестников будущего урожая, "хлебушка" и нового счастья", поэтому одаривали их, чем только могли. Обычная детская песенка при этом:

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

Со скотом, с животом,

Со пшеничкой, с овсецом,

Ты, хозяин-мужичок,

Полезай в сундучок,

Доставай пятачок,

Нам на орешки,

Вам на потешки!

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!

На рождество в сибирских деревнях сажали первого из зашедших "пославить Христа" на шубу или тулуп, "чтобы овечки лучше велись".

Концентрация самостоятельных детских обходов в Святки была обусловлена представлениями о святочном периоде как о времени "рождения", наиболее благоприятном для обрядового функционирования молодых групп, несущих идею обновления: в ряде детских колядок тема рождения и появления нового существа звучит в полный голос ("я, маленький птенчик, принес Богу венчик", "маленький хлопчик принес Богу снопчик" и пр.). За песни-славления детям подавали сырчики (шарики, замороженные из творога со сметаной, изюмом и сахаром).


7. Народный танец

Среди жанров, относящихся к песенно-танцевальному фольклору, можно выделить два: хороводные и плясовые песни. Они органично входили в русский народный календарь и исполнялись в течение года.

Хороводные песни в Сибири пели: зимой - от Рождества до Крещения; весной и летом - с Пасхи до Троицы. К плясовым песням обращались в любое время года. Если плясовые песни не были строго приурочены к определенной дате календаря, то хороводные имели четкую временную привязку.

Зимний цикл хороводов продолжался от Рождества до Крещения и включал, таким образом, период Святок. В это время прекращались все работы, и молодежь проводила вечера отдыха, где можно было познакомиться, выбрать пару по душе. Эти вечера называли "вечёрками" (в отличие от "посиделок" или "супрядок", где совмещались работа и отдых). Новогодние "вечерки" отличались особой удалью и размахом. Начинались святочные вечерки с хоровода "А мы сеяли, сеяли лен", затем исполнялся хоровод для знакомства "А и сам пойду во Иван-город", дальше веселье в виде танцев продолжалось с гармонистом. Уставал гармонист играть, снова водили хороводы, играли в игры: "Сосед", "Фантики", "Золото хоронить", "Номера", "Ремяшок", "Разлучник".

По тематике зимние хороводы ("караводы") можно разделить на трудовые и любовные с поцелуями или выбором пары. В некоторых случаях эти две темы сочетались или переплетались. Например, хоровод "А мы сеяли, сеяли лен", частично отражал трудовой процесс сеяния льна, его обработку. Этот процесс, кроме поэтического текста, отражен в пляске, в движениях рук танцующих. Любовная тема выражена тем, что парень выбирает себе девушку и танцует с ней посредине "каравода".

Сочетание темы труда и любви есть в хороводе "А мы просу сеяли". Парни и девушки становились в две линии. По окончании песни один из парней уводил девушку и ставил рядом с собой.

К Рождественским хороводам относится хоровод "А едит - ходит Фалимон". Он, как и хоровод "А мы просу сеяли", исполнялся двумя группами поочередно. Участники строились в две линии, при этом во время пения одна линия наступала на другую. Двухрядное или двухлинейное построение, как и круговое, восходит к глубокой древности, оно отображало принадлежность участников игрища к двум общественным объединениям: двум родам, двум селам, двум улицам. Вопросно-ответная форма построения текста также характерна для линейных хороводов.

Хороводы на Рождество готовили молодых к будущему супружеству - знакомили, помогали в выборе пары. Не случайно, после Крещения сразу начиналась подготовка к свадьбам, которые повсеместно справлялись на "мясоед" и "масляную". Парный же танец в Сибири не был популярен как таковой, он имел место только как элемент хороводных танцев (см. прил.1).

Весенне-летний цикл хороводов начинался в первый день Пасхи и продолжался в течение недели. Водили хороводы на Троицу, на Ивана Купалу. По тематике весенние хороводы тождественны зимним. Отличительной особенностью некоторых весенних хороводов является форма движения. Кроме круговых и линейных встречаются и орнаментальные: по спирали ("Заплятися, плятень"), сочетание змейки и круга ("А(и) вутка(й) шла"). В поэтическом тексте этих хороводов отражен древний образ "утки", "тетери", который в данном случае может рассматриваться как символ очистительной силы воды, свое название "утушных" получали по манере исполнения - "ходить утушкой".

Тема труда и любви отражена в хороводах на Троицу - "Бояры, а мы к вам пришли" и "А мы просу сеяли". В хороводе "Бояры" сконтаминированы два напева "Бояры" и "Просу". Весной, кроме хороводов, водили "улошные" песни вдоль деревни: "Пахал мужик огород", которые по содержанию эротичны и связаны с продуцирующей магией. Основные формы движения участников - линии, круги, спирали - являются типичными для данного жанра песен.

Плясовые песни Сибири в своей основе представляют общерусские варианты плясовых песен. Они бытовали на вечерках, посиделках, супрядках, а также на свадьбах. Летом их исполняли на открытом воздухе. Характерна такая разновидность плясовых песен, как "крутухи" или "крутеньки". Основные движения танцующих - перекручивания в парах (парень брал девушку под руку и они вдвоем вращались на одном месте).


Заключение

Русское крестьянство вплоть до 40 - 50-х гг. XX века было основой этноса и носителем этнической специфики русского народа в Сибири, каковым и остается до настоящего времени. Социальная роль крестьян была велика. В середине ХХ века крестьянство было унижено сталинскими репрессиями. Их культура в значительной степени была разрушена.

В условиях Сибири об особом этническом типе сибиряка говорить нет смысла. Хотя в отдельных местах этого огромного края русское население сохраняло или вырабатывало некоторые специфические локальные особенности, образуя этнографические группы, рассматривать которые нужно дифференцировано, чтобы выявить специфику каждой группы в отдельности. Русские старожилы Забайкалья, так называемые "сибиряки" И "казаки", сохраняя в значительной мере в своем народном быту и культуре общерусские традиции, многое заимствовали у своих новых соседей. Из этой среды выделилась сильно метисированная группа - "карымы", быт и культура которых, как уже говорилось, почти не изучены. Таким образом "сибиряки", частично смешавшись с аборигенами края, многие приемы заимствовали из их скотоводческой и охотничьей практики, но не выделились в особый тип, так как общерусские традиции в быту и культуре ими были сохранены в значительной чистоте.

Множество групп русского населения в Сибири еще совсем не изучено. Слабо изучена и специфика пищи сибирских крестьян, особенности их одежды, надежно приспособленной к сибирским условиям. Отличаются точностью их наблюдения за погодными условиями, что нашло отражение в народных приметах, в создании своего устного календаря. А сколько народ хранил и бережно передавал из поколения в поколение добрых, разумных традиций, обычаев, ярких праздничных обрядов, как религиозных, так и часто лишенных религиозного смысла или сохранивших древнерусские языческие традиции общинно-родового свойства с их разумными началами в хозяйстве, в быту в отношении к природе.