Смекни!
smekni.com

Традиционная женская одежда жителей Поморья (стр. 4 из 4)

Наряд женщины дополнялся спиральными украшениями, нашивавшиеся на передник. Для карел характерен способ аппликации, при котором спиральки длиной 1 – 1, 5 см нанизывались на нить, конскую или шерстяную, пришивались к полосе ткани, который потом прикреплялся к подолу передника. Такой орнамент виден только с лицевой стороны, известны сложные композиции в виде крестообразных фигур, демонстрирующий вершину мастерства рукодельницы.

Верхняя одежда и обувь

Весеннее – осенняя и зимняя одежда была довольно разнообразна по названиям, но имела незначительные различия в мужском и женском вариантах, как и повсюду на Русском Севере. Для весеннее - осеннего периода шили различного покроя кроткие и «долгие» кафтаны из домотканой шерсти с воротником – стойкой (или без него) и с диагональной застежкой слева. Носили бострюк – полукафтанье из серого сукна являвшийся будничной одеждой мужского и женского населения (в разных районах он назывался дача или свита). Наиболее распространен был скуман, для женщин он был отрезной по талии, со сборками, запахивающийся под пояс или застегивающийся сверху донизу. Общим у всех видов сукманов было одно – материя, сукманное сукно, изготовлявшееся из льняных и шерстяных ниток; в зависимости от количества тех или иных ниток сукманы бывали половинчатыми или третными.

Женские кафтаны имели свои локальные разновидности. Например, на Онежском берегу длинный женский кафтан из понитчины, кроенный полками, в талию, со складками сзади на подоле, со стоячим воротником и застежкой спереди (поздний тип кафтана), назывался горбушка, короткий простеганный на вате с ситцевым верхом, обшитый на рукавах и по застежке ленточками или шнурками, бытовавший на Поморском берегу назывался бекешка. Нарядный женский кафтан на овечьем беличьем меху или на вате с шелковым верхом на Поморском и Зимнем берегах носил название шугай; в нем обязательно появлялись невеста и ее подружки во время катания по селу или хождения по родне.

Для зимнего сезона повсюду шили шубы, полушубки и тулупы, главным образом на овечьем меху. Различие между мужской и женской одеждой этого рода было только в размере. Покрой меховой одежды был сходен с покроями кафтанов; наиболее распространенными были шубы, сравнительно узкие в верхней части и широкие в подоле, с запахом. Зимнюю одежду обычно подпоясывали.

В начале XX века стали распространяться зимние пальто из фабричного сукна на простеганной вате, покрой которых, тем не менее, повторял старинные шубы или кафтаны. Дополняли зимнюю одежду шерстяные платки, а на ногах были вязаные высокие носки (головоцьки) с кожаными подошвами, сапоги или валенки (катанцы, катанки). На Онежском берегу в начале XX века зимой носили стеганые юбки и вязаные наколенники. Повсюду бытовали рукавицы, матерчатые, вязаные, кожаные или меховые – вареги, вачеги, койбенки и т.д.

Женская обувь у карел очень близка к мужской. Самой распространенной в XIX и XX веках были коты, сшитые из коровьей кожи. Подобный тип обуви был известен тверским карелам, вепсам и русским. Женщины также носили сапоги, но на подсеку и сенокос надевали лапти. У северных карел имели распространение домашние туфли из шкурки гагары. С убитой гагары снимали шкурку целиком, срезали крылья, выворачивали пером внутрь, а чтобы перо не выпало, с внутренней стороны шкурку смазывали жидким ржаным тестом и натягивали на колодку. Так она сохла целое лето. Осенью шкурку снимали и делали из неё мягкие теплые и удобные туфли.

Карелы вязали из шерсти чулки и, кроме того, наголенники, которые также шили из домотканого холста, подвязывая их завязками сверху и на щиколотках.

Ливвики в XIX веке вязали свои чулки без пяток с помощью одной спицы. Вязка получалась очень плотная. Такие чулки надевали на работу в лес. По всей видимости, чулки без пятки – наиболее древняя форма; не случайно, в составе «смертной» одежды всегда фигурировали чулки без пяток.

Заключение

Таким образом, в карельской одежде, как можно заметить, явственно различаются два слоя, обособленных хронологически и обнаруживающих два главнейших направления культурных связей карел. Хотя древнейшая традиционная одежда карел в XIX веке уже в значительной степени была утрачена, все же в пережиточном виде мы застаем отдельные ее элементы: рубаху туникообразного покроя, женскую кофту с разрезом на спинке, следы несшитой набедренной одежды, чулки без пятки и т.д. Все это элементы древнего слоя. В них обнаруживается большая близость с одеждой западных финнов, в частности ижор, води и вепсов. Одинаковая терминология элементов народной одежды и обуви, сходство в ее покрое свидетельствую, вероятно, об общем их происхождении.

Дальнейший анализ народной одежды карел позволяет говорить о чрезвычайном сходстве более позднего их костюма и обуви с северновеликорусским. Многое из карельской одежды носит русские названия (например, сарафан, сорока, тулуп). Однако следует заметить, что подобные же элементы одежды с аналогичными названиями бытовали на обширной территории как у восточнославянских, так и у финно – угорских народов.

Вместе с тем в одежде карел, а также в манере ее ношения имеются и специфические особенности. Таково, например, ношение шарфа, шейного платка и т.д.

Несмотря на то, что народный костюм, как мы его застаем в XIX – начале XX века, в общем был более или менее однообразен у всех групп карел, тем не менее по отдельным его элементам можно выделить определенные локальные варианты. Прежде всего, как нетрудно убедиться, видны различия между югом и севером. Ливвиковско – людиковские формы одежды почти идентичны, хотя и у каждого из них есть некоторое своеобразие. Так, для карел – ливвиков были характерны комплекс женской одежды с юбкой, богато украшенные головные уборы (кокошники), тканые украшения, несшитая набедренная юбка и т.п. Для карел – людиков характерны вышитые (досюльным швом) украшения, чулки и рукавицы, связанные одной спицей и т.п.

Специфические детали отмечают и одежду собственно карел. Здесь мы видим женскую рубаху с разрезом на спине, обувь с загнутым носком, девушки и женщины носят платки, перекрещивая на груди и заправляя их концы на талии.

Не подлежит сомнению тот факт, что известный нам по этнографическим наблюдениям и музейным коллекциям комплекс карельской одежды с сарафаном не является для карельской культуры исконным: он, безусловно, заимствован у русских, и ему должен был предшествовать наряд иного вида и состава.

Список литературы

1. Бернштам Т.А. русская народная культура Поморья в XIX – начале XX вв. Л., 1983.

2. Заонежье /Государственный историко-архитектурный музей-заповедник "Кижи". Петрозаводск, 1994.

3. Заонежье/карельский научный центр РАН (сб. науч. Статей.). Петрозаводск, 1992.

4. Клементьев Е.И. карелы: этнографический очерк. Петрозаводск, 1991

5. Кочкуркина С.И. Корела и Русь. Л., 1986.

6. Культура русского Севера. Л., 1988.

7. Линевский А. М. Карелы // Советская этнография. 1941

8. Логинов К.К. Материальная культура и производственная магия русских Заонежья. СПб., 1993.

9. Тароева Р.Ф. Материальная культура карел. М., 1965.

10. Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973.


[1] Новый мир, 1980, №3, стр. 28.

[2] Г.Р. Державин. Поденная записка. Прилож. К кн.: Р.Ф. Тароева. Материальная культура карел. М-Л, 1965, стр. 144

[3] В.М. Севергин. Обозрение Российской Финляндии. СПб., 1805, стр.77. Прилож. К кн.: Р.Ф. Тароева. Материальная культура карел. М-Л, 1965, стр. 144

[4] М.Д. Георгиевский. Карелы. Вестник Олонецкого губернского земства, 1908, №4, стр. 5.

[5] Карельские эпические песни, стр. 66, 67.

[6] Р.Ф. Тароева. Материальная культура карел. М-Л., 1965, стр. 159, 160.

[7] Е.И. Яскеляйнен. Женский и девичий головные уборы в коллекции музея – заповедника «Кижи». Кижский вестник №4. Заонежье. Петрозаводск, 1994, стр. 102.

[8] Е.И. Яскеляйнен. Женский и девичий головные уборы в коллекции музея – заповедника «Кижи». Кижский вестник №4. Заонежье. Петрозаводск, 1994, стр. 102.

[9] С.И. Кочкуркина, Корела и Русь. Ленинград, Наука, 1986.

[10] С.И. Кочкуркина, Корела и Русь. Ленинград, Наука, 1986.