Смекни!
smekni.com

Традиционный свадебный обряд народов Карелии (стр. 2 из 11)

На бесёдах парни и девушки выбирали друг друга по взаимным симпатиям, приглашали на игры и на танцы, целовались и сидели парочкой. Таких партнеров называли играк и играчиха, или игральник и игральница, или беседник и беседница.

Парень должен был ухаживать только за одной девушкой. Если он целовался с другой и ни разу за вечер не приглашал на танец свою "играчиху", его поведение расценивалось как "измена" и осуждалось в среде товарищей и взрослых

Посещение бесед и праздничных гуляний считалось обязательным для молодежи. Девушек, не ходивших на беседы и развлечения не сватали. Не случайно сваты, приезжающие издалека, прежде всего узнавали, участвует ли девушка в молодежных развлечениях, и по возможности приходили понаблюдать за ней. Считалось, что участие в беседах повышало девичью славутость. иногда молодежь устраивала инсценировки свадеб с исполнением свадебных обрядовых песен и причитаний.

В святки девушки гадали на суженых: ходили слухать на росстани, то есть на перекрестки дорог. Садились на телячью или овечью кожу, обчертившись кругом, и прислушивались. Кому с какой стороны послышится звон колокольчика или лай собак, в стороне и быть замужем. Вытаскивали из чужих палениц поленья (каково полено, таким с виду и жених будет), гадали на сарае, в бане, у церкви или часовни. На рождество гадали у проруби, а утром, водрузив на голову первый рождественский блин, слушали под окнами разговоры - к замужеству или женитьбе.

Чтобы парни не сватались на стороне, девушки сообща объезжали верхом на водоносе (коромысле для ушатов) свою деревню в полночь. Парни, оберегая невест от чужих женихов трижды обходили свою деревню с дохлой кошкой или собакой.

У заонежан практиковалось присушивание заговорами или наговоренной пищей. При чем заговоров для "присушивания" девушек было больше, чем для приговаривания парней. Парни для удачи в любви иногда зашивали в гашник портов сушеного крота или носили в кармане траву "царские кудри".

Стериотипы красты и представления о "наилучшем женихе" и "наилучшей невесте" того времени несколько отличались от современыых. Самыми красивыми считались рослые парни с кудрявыми волосами. Рослым девушкам нельзя было рассчитывать на скорый и удачный брак. Поскольку занежане в большинстве своем были невысокого роста. В девушках ценилась крепость телосложения, позволявшая рассчитывать на девушку, как на хорошую работницу.

Парни и девушки, рожденные вне брака, были самыми незавидными женихами и невестами. Им приписывались такие пороки как отсутствие целомудренности, неверность. Если парень все-таки мог найти себе невесту, то девушку могла ждать участь старой девы, а чаще матери-одиночки.

Сватовство

Период между Рождественскими и Великим постами в Заонежье называли молодое время. Оно начиналось со святочного веселья, а после крещения играли свадьбы, шла свадебница, набирая полную силу в мясоед и за две недели до масленицы постепенно поворачивая на убыль. Примета этого зимнего времени - звон колокольчиков. П. Коренной писал: " теперь свадебное время межговенья, до самой масленицы вы редкий день не услышите колокольчиков: то жених собирает родню, то невеста катается, то свадебные возвращаются домой. В это межговенье жениться и выходить замуж восемь десятых всего населения деревни"[1]. В Великий пост уже не венчали. Значительно реже справляли свадьбы осенью после уборки урожая, и ещё реже летом, если к тому вынуждали обстоятельства, например крайняя необходимость в работнице на жатве.

Свадьба сватовством была основной формой заключения брака. Обычно парень делал предложение девушке, не уведомляя при этом родителей. Получив согласие, он предлагал обменяться залогами - нательными крестами, перстнями или кольцами. Девушка вручала в качестве залога платок, серьги, сарафан или что-нибудь другое из своих вещей. Однако тайный обмен залогами мало что значил, поскольку инициатива сватовства должна была исходить от родителей парня. Его желание могло и не приниматься во внимание, так как немаловажную роль для родителей при выборе невесты играли практические соображения, заставлявшие их искать прежде всего богатое приданое и хорошую работницу. В любом случае сватовство начиналось только с совета и согласия родителей.

Парень, которому пришла пора жениться, начинал высматривать себе невесту на бесёдах, праздниках, во время гостибищ (гостенья девушек у родни). Высмотрев, старался поближе познакомиться с ней, начинал ухаживать. Дружба молодых людей могла продолжаться несколько лет. Если девушка была славутой, славилась красотой, умом и "хорошим житьем", парень спешил сосватать её поскорее, чтобы она не досталась другому жениху. Бедные, напротив, не были в почете. К таким сватались самые незавидные женихи: "Все равно никто не возьмет, так иди за меня"

Если на примете уже была девушка, к ней предварительно засылали кого-нибудь из родственниц, чтобы узнать как в её семье отнесутся к сватовству. Нередко невест выбирали в других деревнях, где жили родственники, доверяясь при этом их мнению. Окончательное решение о сватовстве принималось во время семейного совета, или думы. В совете участвовали крестные родители, дядья и тетки, женатые братья будущего жениха. Необходимо было решить, сколько денег можно будет выделить на свадьбу и сколько хотелось бы получить приданого: кто будет свахой, обсуждались и прочие детали, связанные со сватовством и свадьбой. "Свахой" назначали кого-нибудь из старших, бойких на язык родственников, хорошо знавших особый этикет сватовства: уметь вежливо разговаривать, держать инициативу в разговоре, расхваливать самого жениха и его "житье" (дом, хозяйство, достаток и т.д.), не уронить достоинства в случае отказа. Если на эту роль подходил крестный, то свахой назначали его. Если нет - дядю, брата, зятя, тетку или кого-то из соседей. Будь то мужчина или женщина - в Заонежье этот чин назывался "сваха".

Если в своей и близлежащих деревнях никого на примете не было, приходилось ездить по деревням в поисках невесты, или, как иногда говорили, "палять сватухами". Ездили обычно только жених и сваха, на маленьких санках. В деревне замечали: "Раньше как выйдешь на улицу, когда на лошадях ездили, на санках кто едет маленьких: "Нынь куда-то женихи поехали, на маленьких манках, да двое да". В дальних деревнях они, как правило, останавливались у своих родственников или знакомых, расспрашивали, в каких домах есть девушки на выданье. Прежде чем решиться на сватовство, парню обязательно надо было посмотреть на девушку. Если она ему приходилась по душе, сваты проявляли настойчивость. В случае отказа жених посылал сватов неоднократно.

Если сватовство происходило в своей деревне или поблизости, в нем, помимо отца и крестных родителей, могли участвовать и другие родственники: брат, зять, невестка; крайне редко - мать жениха. Чтобы сватовство было удачным, жених должен был иметь при себе в кармане женский головной убор - чепец (считалось, что бабий чепец помогает "обабить" девушку). Для защиты от "сглаза" и "порчи" сватам в задние полы одежды втыкали булавки. родители благословляли сына хлебом и солью, он кланялся им в ноги. Перед отъездом собравшиеся садились за стол, на который были положены хлеб и соль. Каждых брал из солонки немного соли и съедал, затем все вставали и, помолившись, отправлялись в поездку. День недели специально не выбирали, однако наиболее благоприятным для сватовства считалось воскресенье.

Из дома выезжали вечером с наступлением сумерек и до места добирались окольным путем из опасений встретить недоброго человека или выдать кому-либо невзначай цель поездки и спугнуть тем самым удачу. Из этих соображений подвязывали язычок подушного колокольчика. Зимой ездили сватать на выездных легких санях, летом - "верхами", то есть верхом на лошадях, или на лодке. В своей деревне ходили пешком.

Прибыв на место, сваты обычно останавливались в одном из деревенских домов. Перед тем как войти в дом невесты, они опахивали от снега обувь собственными рукавицами (дельницами), хозяйский веник-голик в руки не брали ("чтоб хозяевам не подчиниться", "чтобы на своем настоять", "чтобы порчи не было"). В дальнейшем, до венчания, дельницами и чепцом, которые брали с собой, не пользовались и хранили отдельно, чтобы дело не расстроилось.

Войдя в дом, сваты первым делом крестились на иконы и здоровались. Шапки снимали и клали на воронец. Туда же следовали и рукавицы - большим пальцем вверх, чтобы, по примете, взять верх над хозяевами и чтобы скорее отдали невесту. Иногда сваты клали рукавицы на край стола. По этому жесту хозяева сразу догадывались о цели визита неожиданных гостей. Старший в доме (обычно отец) отдавал распоряжение хозяйке поставить самовар. Гостям предлагали пройти и сесть, но они упорно отказывались. Иногда сваты вызывали хозяина в сени и говорили о цели приезда или заводили разговор в избе, не проходя дальше воронца.

Только получив согласие главы семьи обсудить дело, сваты проходили и садились на лавку вдоль половиц ("чтобы поперечия в деле не было"). Сваты старались как можно больше расхваливать жениха, главным образом его достаток, так как для родителей девушки важно было отдать дочь в "хорошее житье". Если семья жениха была немногочисленной и в будущем ему не предстояло делиться наследством, это ещё больше добавляло ему достоинств. Ценились большое количество скота, большие запасы всего, что давало крестьянское хозяйство, а также добротный дом, обстановка, хорошая одежда и т.п.