Гощение у родственников повсеместно происходило примерно по одинаковому сценарию: встреча невесты и сопровождающей её молодежи, угощение, танцы, прощание невесты с родственниками, возвращение домой.
В назначенный день в доме, где ожидалась невеста, готовили праздничную стряпню, накрывали столы. Услышав звон колокольчиков и песню, которую перед деревней девушки старались петь получше, хозяйка выходила на крыльцо с хлебом-солью и иконой. Песня смолкала, девушки подводили невесту к встречавшей её родственнице. Та благословляла её, они обнимались, и невеста начинала причитывать, прикрыв глаза платочком. Встречавшас родственница отвечала причитанием, приглашала невесту и всех приехавших пройти в дом. Гости заходили, снимали верхнюю одежду и рассаживались за столы, которые чаще всего накрывали в горнице. Вначале было принято угощать чаем с покупной выпечкой - "кренделямы" (баранками), а после чаепития устаивали танцы в избе. Узнав, что приехала невеста, приходили парни и девушки со всей деревни. Если среди присутствовавших был балалаечник или гармонист, то танцевали под музыку, если нет, то "ходили по песням" (плясали под песни). Главное место в танцах принадлежало кадрили. К началу XX века вальс, краковяк, полька, тустеп, падеспань и "коробочка".
Пока молодежь танцевала, хозяева собирали на стол обед, состоявший из рыбников, кулебяк, калиток, супа, различных пирогов, в том числе пряженых. Чаем и обедом угощали тех гостей, которые приехали с невестой, пришедшая молодежь принимала участие только в танцах.
Когда гощение подходило к концу, невеста садилась на лавку, закрывала глаза и вопела. Плачи адресовались каждому члену семьи, и каждому невеста причитывала по-разному, хотя основу текстов составляли стереотипные фрагменты: это просьба подойти, обнять, выражение благодарности за все доброе, что было связано с этим человеком в девичьей жизни; невеста благодарила за прием и угощение, приглашала на свадьбу. Причитывая, она подзывала к себе всех членов семьи по старшинству: сначала хозяина и хозяйку, потом всех остальных. Все подходили к ней с подарками: точевными вышитыми станушками, полотенцами, платками, отрезами ткани на платье, сарафан или передник. Иногда хозяйка подносила общий подарок от всей семьи. Невеста кланялась в пояс подошедшим, в том числе и детям, а старшим "падала в ноги". Её поднимали, садились рядом на лавку, невеста обхватывала того, кому она причитывала, одной рукой за шею, другой придерживала свой "слезный" платок у глаз. У крестной матери, тетки или замужней сестры невеста спрашивала совета, как ей жить в замужестве? Это традиционный мотив невестиного плача, исполнявшегося во время гощения. В причитаниях невеста благодарила за угощение и подарки, приглашала родственников на свадьбу.
От этих причитаний девушки и женщины начинали плакать, от слез было не удержаться. Парни (повозники) в это время выходили на улицу, готовили лошадей. После того как невеста заканчивала свои причитания, девушки одевались, помогали одеться невесте. Ей ещё необходимо было попрощаться со всей семьей, с домом, со своей девичьей "волей". Невеста, поддерживаемая под руки девушками, как будто бы уже направлялась к выходу, но потом возвращалась, проходила вместе с ними в большой угол и снова причитывала.
После девушки подхватывали невесту под руки и запевали песню, с которой направлялись к выходу. На улице снова рассаживались в сани и так же с песней отправлялись в путь: если ездили далеко, то за один день успевали побывать в одних гостях, если близко, то в нескольких. Помимо подарков родственники давали невесте продукты в качестве помощи - хлеб, мясо, рыбу.
Подъехав к своему дому, невеста благодарила "повозников", "ступисчатых лошадушек" и подруг, сопровождавших её в поездке.
Мать встречала её на крыльце хлебом-солью. Невеста выходила из саней и начинала причитывать о том, что она потеряла "волю", что она не узнает дом родной и не может зайти без родителей. Мать благословляла её, она крестилась и целовала хлеб. Когда девушка заканчивала свои причитания, мать вела её в дом.
В то время как невеста гостила у своих родственников, жених в течение предсвадебной недели объезжал свою родню в сопровождении товарищей, холостых парней, ездил породу приглашать. Его поезд состоял из семи-восьми повозок, в которых располагались по двое человек. К дугам привязывались колокольчики, упряжь лошади жениха украшали лентами. Парни песен не пели, но звон колокольчиков разносился далеко. Кто его слышал, тот уже знал, что это едут со звоном женихи. Под воротником у него была повязана косынка, подаренная невестой на просватовстве. На пути его поезда принято было зажигать маяки - пучки соломы, заранее готовившиеся теми, кто знал, что должен проехать поезд. Маяки жгли по обочинам дороги, проезжая жених кидал деньги.
Прежде всего он приглашал своего крестного отца. В Толвуе жених собирал породу следующим образом: посещал родственника и приглашал его на свадьбу, после угощения направлялся вместе с ним к следующему родственнику, тот также присоединялся к ним, вместе они ехали к следующему родственнику, пока не собиралась вся родня. Если за один день не успевали всех объехать, то разъезжались по домам, чтобы на следующий день в условленном месте собраться и продолжить поездку. Наконец, вся родня собиралась в доме жениха, откуда разъезжалась по домам до дня свадьбы. [2]
По прибытии жениха родственники собирали на стол чай, домашнюю стряпню, угощали обедом. Гощение происходило примерно так же, как и у невесты, но причитания и песни не исполнялись. После приглашения породы жених вместе со своими друзьями навещал невесту. Такого рода поездки обычно совершались днем и к вечеринкам отношения не имели.
В Заонежье существовал обычай приезжать невесте в гости к жениху, отгащивать, но он соблюдался не повсеместно и не был обязательным. Жених заранее приглашал невесту вместе с её подругами, а также своих близких товарищей и холостых родственников. В его доме устраивали праздничное угощенье для молодежи. Когда невеста с девушками подъезжали, жених выходил встречать, приглашал гостей за стол. После угощения устраивали танцы. Когда веселье заканчивалось, девушки рассаживались по саням и сопровождали невесту домой. Около дома они выводили её под руки из саней. Мать выходила с иконой встречать, благословляла. Невеста причитывала о том, как ей не понравилось у жениха. Если девушку выдавали против её воли, она отказывалась зайти в дом, требуя, чтобы вышел её отец. Она долго причитывала у ступеней крыльца, жаловалась на свое "загубленное сердечушко", упрашивала отца изменить решение. Девушки держали её в это время под руки, они не могли оставить её.
После завершения поездок по родне невеста проводила время за приготовлениями к свадебному дню. Девушки не расставались с ней. Вместе с невестой они кались на лошадях, пели песни. Покататься приглашали невесту и соседи, и приезжавшие родственники, особенно, если семья была бедной и у неё не было своих лошадей. После катания невеста благодарила извозчиков причитанием за то, что не пожалели лошадей и покатали её.
В тех случаях, когда свадьбу делали долгой, то есть на период от просватовства до свадьбы отводилось несколько дней (богатых заонежан - до двух недель), у невесты и жениха устраивались молодежные вечеринки. Если же со свадьбой торопились, то на них времени уже не оставалось. Гостей на вечеринку созывали специально, иногда даже рассылали письменные приглашения, в которых сообщалось о месте и времени её проведения. Такие записки развозили жених и невеста по пути, когда ездили к родственникам. В некоторых деревнях был обычай проводить вечеринки каждый день у невесты. На них собиралась и молодежь, и пожилые люди. Жених приезжал с несколькими своими приятелями. Никакого угощения не готовили, поскольку главное место отводилось танцам и играм. Если только жених приезжал из далеко, то его угощали чаем. Одежда у жениха и невесты была такой же, как и у остальной молодежи. Невеста отличалась от других девушек своей косой, убранной так, как полагается просватанной девушке.
Собравшаяся молодежь рассаживалась по лавкам, как на бесёдах, жених и невеста сидели рядом. Пришедшие зрители (не из числа молодежи) располагались где-нибудь в стороне, ближе к заднему углу. Балалаечники или гармонисты играли, молодежь танцевала. Кадриль и другие танцы ходили и под песни, если музыкантов не было. Для каждой из шести фигур кадрили была своя песня шуточного характера. Помимо танцев на вечеринках играли в различные молодежные игры, как на игримых бесёдах, - в основном с поцелуями. Жених и невеста принимали участие в общих играх, но танцевали больше друг с другом. К дню свадьбы жених и невеста заканчивали свои поездки и гуляние с молодежью.
В последний перед свадьбой день в некоторых случаях устраивали обрядовую предсвадебную баню для невесты, хотя чаще всего этот обряд совершался утром свадебного дня. Посещение невестой бани или в канун, или в день свадьбы зависело не только от обычаев той или иной деревни, но и от других обстоятельств. Например, если жених был из дальней деревни и на переезды требовалось много времени, то невеста должна была быть готовой принять его уже утром.
В доме невесты заранее начинали приготовления к приему гостей. Старались делать это как можно лучше, насколько позволяли возможности семьи. Ещё накануне свадебного дня готовили помещение. Полы отмывали добела вениками-голиками с мелким гравием или песком, затем настилали домотканые дорожки. Свадьбу праздновали в самом большом жилом помещении дома. Если места в нем было недостаточно, то заранее снимали переборку со смежной комнаты. Столы расставляли вдоль лавки, примыкавшей к фасадной стене. Эта лавка называлась у заонежан "свадебной". Два стола ставили встык напротив того места, где во время свадьбы сидели жених и невеста. Когда новобрачным надо было сесть на свое место, столы раздвигали. Если гостей ожидалось много, ставили с одной или с двух сторон дополнительно, образующие Г - или П-образную линию. Иконы в красном углу (большом) углу украшали полотенцем-образником длиной до трех-четырех метров с широкими, до полуметра, вышивками на концах. Таким же полотенцем украшали посаженую, или посажную, икону, прикреплявшуюся в простенке между окнами над местом, где должны были сидеть жених и невеста. Она предназначалась невесте в приданое. Чаще всего это была икона с изображением Богородицы, считавшейся в Заонежье покровительницей женщины, семейного очага. Такие иконы переходили по наследству из поколения в поколение и были наиболее почитаемыми. Обычно они имели серебряный оклад, а наиболее старые могли быть украшены вставками из речного жемчуга. Нарядное полотенце с вышивкой вешали рядом с умывальником на окойник или конник - выступ доски, примыкающий к печному столбу. Иногда такие же полотенца развешивались в свободных простенках между окон для красоты. Столы застилали скатертями, вытканными "в елочку" или украшенными "прошивкой" - вышитой полоской ткани.