Смекни!
smekni.com

Появление древних людей на Дальнем Востоке (стр. 2 из 2)

В памятниках I тысячелетия н. э. выявлено большое количество следов металлургического производства, резкое возрастание количества изделий из металла и их ассортимента. В керамическом производстве появляется гончарный круг. К этому же времени относится коренной перелом в хозяйстве, связанный с возрастанием в стаде домашних животных роли коневодства и разведения крупного рогатого скота, сложением основ для пашенного земледелия. Идет процесс развития ремесленных промыслов. Большое значение имеет взаимная связь этих явлений, развитие которых явилось фундаментом для классообразовательных процессов. Эти процессы хорошо вписываются в обстановку, складывающуюся в I тысячелетии н. э. в странах Восточной и Центральной Азии. В степных областях Центральной Азии формируются крупные племенные объединения гуннов, сяньбийцев, Первый и Восточно-Тюркский каганаты, государство киданей, уйгуров и др. Классообразовательные процессы на Корейском полуострове выливаются в сложение государств Пэкче, Силла, Когуре, Коре и др., на Японских островах они привели к сложению государства в VII в. н. э.

I тысячелетие нашей эры — время появления на исторической арене серии новых государственных образований в Восточной и Центральной Азии. В долине р. Сунгари в конце VII в. в результате консолидации мохэских племен формируется государство Чжэнь, впоследствии известное как государство Бохай. В силу неравномерности исторического развития у племен, населявших территорию Приморья и более северные районы бассейна Амура, процесс классообразования продолжался в более позднее время 82. Большое значение имеют выявленные в результате археологических исследований глубоко местные корни этих явлений на юге Дальнего Востока страны. Археологические исследования позволили выявить, что если ранние этапы культур, например, ольгинской формировались в период первобытнообщинного строя, то поздние этапы приходятся на время существования государственности: ольгинская культура получила дальнейшее развитие в бохайских памятниках типа городища Круглая сопка. Другие же бохайские памятники на территории Приморья типа Марьяновского городища продолжают в керамическом материале традиции мохэской культуры.

2. Памятники первобытной культуры на территории Дальнего Востока. Центры наскального рисунка

В неолите у племен Приамурья и Приморья выявилось яркое, самобытное искусство. Оно проявилось не только в оригинальной орнаментике на глиняной посуде, но и в рисунках на камнях. Известно несколько «картинных галерей», где древние мастера на неподатливом камне выбивали рисунки, изучение которых помогает понять мировоззрение древних людей, их верования и быт.

Самыми замечательными являются наскальные изображения на Амуре у с. Сикачи-Аляна, у с. Калиновки, на реках Кие и Уссури у с. Шереметьева. Ввиду того что все эти писаницы не только территориально тяготеют к бассейну Амура, но и стилистически и хронологически составляют одно целое, их можно назвать амурскими.

Наиболее обширная и разнообразная «картинная галерея» расположена в 80 км от Хабаровска. Начиная от последних домиков нанайского с. Сикачи-Аляна, вдоль обрывистого правого берега Амура грудами громоздятся огромные обломки базальта — остатки разрушенных скал. На них можно видеть древние изображения. Общее количество их удалось установить лишь приблизительно: Амур большую часть года заливает валунные россыпи.

По стилю и содержанию рисунки Сикачи-Аляна делятся на две резко отличные группы: архаическую, древнейшую, и более позднюю по времени — мохэскую.

Основная масса рисунков принадлежит к первой группе — архаической, эпохи неолита. Изображения выполнены техникой точечной ретуши, поэтому все рисунки древнейшей группы рельефные. В отличие от большинства произведений древнего искусства Сибири и соседних с ней областей Евразии их специфика в том, что они нанесены не на вертикальные поверхности скал, а на изолированные глыбы-валуны.

Центральное место среди древнейших изображений Сикачи-Аляна занимают стилизованные антропоморфные личины. Кроме личин, в Сикачи-Аляне имеются изображения животных (звери, птицы и змеи). Среди рисунков, изображающих четвероногих животных, наиболее многочисленны фигуры ^крупного зверя с массивной головой, тяжелым туловищем, иногда с отчетливо показанными длинным хвостом и четырьмя ногами. Изображения птиц представлены в немногих рисунках. Фигуры змей, которые обнаруживаются на разных камнях в сочетании друг с другом и с другими изображениями, входят в комплекс с антропоморфными личинами.


Петроглифы Нижнего Амура

1,3,4 – изображение птиц, 2 – изображение лодок, 5-7 – личины, 8 – шаманская маска, 9-10 – лоси

Удивительно, что нигде в Сикачи-Аляне не найдено изображений рыб, хотя рыболовство на протяжении тысячелетий было если не единственным, то одним из основных источников существования. В древней группе изображений имеются лодки. Лодки входят в большую композицию, выбитую на одном крупном валуне. В центре находится личина. Выше — спираль. По бокам выбиты лодки. Они представляют собой дугообразные полосы, расположенные горизонтально. Люди в лодках обозначены в виде вертикальных полос.

Рисунки у с. Калиновки, так же как и в Сикачи-Аляне, выбиты на отдельных валунах. Несколько по-иному расположены наскальные изображения на р. Уссури у с. Шереметьева и на р. Кие. Уже при первом знакомстве с изображениями на Кие становится ясным, что они имеют ближайшее сходство с наскальными изображениями Сикачи-Аляна, а также Шереметьевских скал. Первый общий для них сюжет — личины. Сходна их трактовка: личины имеют овальные очертания и ореол из коротких, торчащих в стороны линий. Еще одну общую черту представляет головной убор — пучок коротких линий. Личины оформлены характерным образом: на лбу выбиты поперечные полосы, часто в виде двойных или простых дуг. Глаза показаны одинаково кружками, а иногда есть и рот, переданный также кружком. Можно указать среди личин в Шереметьево и Сикачи-Аляне даже прямые аналогии личинам с Кии; личины-двойники. Фигура оленя на Кие представляет такую же близкую своим двойникам аналогию в Сикачи-Аляне и в Шереметьево по характерным особенностям ее трактовки. И там и тут мы видим аналогичную передачу ребер поперечными полосами. Есть в Сикачи-Аляне и змеи, и условные «нечитаемые» рисунки из полос, в которых можно встретить отдельные зооморфные черты. Не менее характерны для важнейших амурско-уссурийских местонахождений фигуры водоплавающих птиц, В Калиновке на Нижнем Амуре есть и изображения лодок вместе с личинами.

Мохэская культура (кон. 1 – нач. 2 тыс. до н.э.)

Выделяются несколько групп памятников культуры мохэ с учетом особенностей в керамическом материале.

Одна группа памятников расположена в пределах Хабаровского края (от Еврейской автономной области до Сикачи-Аляна); в нее входят Найфельдский могильник, поселение Благословенное 2 и др. По технике изготовления и формам посуда делится на две группы: лепные вазы и горшки, для которых характерен валик с насечками под венчиком и узор, выполненный оттисками гребенчатого штампа, рядами насечек, прочерчиванием, размещавшийся по плечикам сосуда (бордюрный тип орнамента), составляют первую группу. Именно с этой группой прослеживаются аналогии в керамическом материале поселения в пади Куркуниха и мастерской в бухте Троицы на территории Приморья. Вторая группа сосудов изготавливалась с доработкой на гончарном круге: вазовидные сосуды с высоким загруженным горлом, воронкообразно расширяющимся кверху, и с выпуклым туловом. Эти сосуды находят аналоги в керамическом материале польцевской культуры. Орнаментация обеих групп близка.

Область распространения следующей, троицкой, группы памятников — бассейн Амура и Зеи, в пределах Амурской области (Троицкий могильник, Черемхово и др.). Лепные сосуды, вазовидные и горшковидные, отличаются от найфельдской группы более слабой проработкой структуры форм: самой широкой частью сосуда является устье, стенки тулова слабовыпуклы. Лаконичность формы особенно выразительна у баночных сосудов. Большие различия с найфельдской группой в орнаментике сосудов. Лепную керамику троицкой группы украшают налепные валики: один — под венчиком, другой — у основания шейки. В последнем случае концы валика могут быть несомкнуты и опущены книзу. Поверхность сосудов в результате ее обработки колотушкой ячеистая. В небольшом количестве присутствует посуда, изготовленная на гончарном круге (горшки, корчаги, миски и др.), с узором, выполненным прокаткой штампа.

Выделяется своими особенностями керамический материал Михайловского городища, также расположенного на территории Амурской области. В отличие от лепной керамики троицкой группы вазовидные сосуды Михайловского городища имели весьма развитую в структурном отношении форму: четко зауженное высокое горло, выпуклое почти шаровидное тулово с крутыми плечиками. Кроме крупных вазовидных сосудов, в жилищах городища найдены горшки с низкой слегка зауженной шейкой, туловом яйцевидной формы и узким дном. Стенки сосудов покрывал тисненый узор, выполненный выбивкой. Лепная керамика Михайловского городища очень приближается по типовому составу и орнаменту к ряду типов сосудов ольгинской культуры в Приморье.

Список литературы:

1. Очерки истории родного края/Отв. ред. Иконникова Т. Я. – Хабаровск, 1993.

2. История Дальнего Востока с древнейших времен до XVII века. – М.,1989.

3. Окладников А. П. Олень золотые рога. Рассказы об охоте за наскальными рисунками. – Хабаровск, 1989.

4. Ивенкова Н.А., Силина И.П. Древняя история Дальнего Востока. – Хабаровск, 1998.