После того как кума одела невесту, в дом приглашали жениха. Там также происходит определённый обряд. Невеста спрятана подружками в углу под иконой и чтобы они её отпустили, жених должен уплатить выкуп подружкам. Если они были довольны выкупом, то отдавали невесту. В следующем испытании для молодых, решался вопрос, кто из них будет главным в семье. Молодые заранее знали, что нужно первым наступить на ногу любимому, и тот, кому это удавалось, становился «главой» семьи.
После этого все близкие прощаются с невестой. Молодых выводят отец и мать невесты. В руках отца - икона, а у матери – каравай хлеба. Во дворе проходит Дар. Родители жениха задаривают родителей невесты и наоборот. Со временем наряды и быт изменялся, а обычай Дара остался практически без изменений. У невесты на правой руке обязательно должен быть отрез на платье.
Вернёмся в дом невесты, после того как прошло задаривание. Если девушка выходит замуж в другое село, то молодые парни закрывают ворота и требуют от жениха выкуп - «топракпарак». Он может состоять из ведра вина, каравая и курицы. Жених старается выполнить требования парней. И тогда они открывают ворота. Молодые в сопровождении родственников отправляются в церковь венчаться и в загс. Потом все едут в дом жениха. За квартал от дома на перекрёстке дорог молодых встречают два молодых парня со стороны невесты и танцуют вокруг них. У одного из них в руках кружка вина, а у другого – каравай хлеба. После того, как они танцевали три раза вокруг молодых, один из них выпивал всю кружку вина и разбивал её на мелкие кусочки у ног невесты. Другой должен был разломать каравай над головой жениха. Всем гостям раздавали кусочки каравая. До дома жениха перед молодыми танцевали, взявшись, за руки родственники жениха. Этим они как бы показывали, что рады гостям. У самого дома молодых встречали родители жениха. У отца в руках был каравай хлеба на рушнике, а у матери - чашка с мёдом. После того как мать накормит молодых и кумовьев мёдом, отец подавал им каравай, который молодые должны были надкусить. И тот, кто больше укусит, тот и глава семьи. Отец заводил молодых во двор, обхватив их шеи рушником.
Но за праздничный свадебный стол молодых не приглашали. Они сидели в одной из комнат. Невеста ничего не ела, и, наверное, поэтому в полночь со стороны невесты приезжали гости «да хранат булката» (кормить невесту). Им должны были выделить стол, который они накрывали теми блюдами, которые принесли с собой из дома невесты. За стол усаживали молодых и садились сами, а родственники со стороны жениха должны были всё это время танцевать возле этого стола.
Ночью с одной и другой стороны одевались в ряженых и шли друг к другу. Там они танцевали смешной танец - «Чер пипер» (красный перец). Это танец – пантомима, где главная роль отводится водящему. У него в руках кнут, которым он бьёт нерадивых работников. На его вопрос: «Кък са чука чер пипер?» (Как толчётся красный перец?) ряженные должны выполнять все его требования. Он может приказать это делать рукой, ногой, носом, ухом и т.д. Играющие стараются перед игрой надеть на себя очень много одежды (тулупы, ватные штаны и т.д. ), так как водящий бьет ряженных очень больно кнутом. Суть данной игры заключается в том, чтобы научить молодую жену выполнять беспрекословно любую трудную работу.
Есть и другие возможности показать молодой жене, что надо быть послушной и уважать родителей жениха. Утром второго дня молодая жена должна помыть ноги свекрови и свёкру. Они бросают в тазик с водой деньги. Этим она выражает уважение к старшим. Также молодой паре на руки сажают двух плачущих младенцев разного пола (детей близких родственников) и они должны успокоить их: одеть их в новые одежды и дать сладости. Всё это невеста должна принести из дому.
Итогом первого дня был обряд раздевания невесты (отбулване). В Табаках в доме жениха невесту раздевала кума, надевала ей на голову белый платок (как знак того, что она теперь замужняя женщина) и после этого с музыкой провожали кумовьёв домой.
Следующим этапом свадьбы является – красная водка (червена ракия). У болгар к этому ритуалу относятся очень серьёзно. В этом ритуале принимают участие только женатые люди. Утром в воскресенье в доме жениха готовят бутылку красной водки, которую должны отнести старые женщины в дом невесты. Красная водка символизирует, что девушка сохранила свою честь до свадьбы.
В Табаках этот ритуал проводят ряженые. Невестой одевают мужчину, а женщину наряжают женихом. Кроме жениха и невесты наряжаются в чёрта, в цыган и т.д. Придя в дом невесты, они должны открыть ворота, которые перед ними закрывают родственники невесты. Деверь со свадебным знаменем стучит в эти ворота. К нему выходят родители и только после того как им отдают красную водку, которую несла жена деверя, ряженые могут зайти во двор. За стол усаживают родителей и близких родственников. Им наливают красную водку и разукрашивают лица в красный цвет. После этого за стол усаживают гостей, угощают их, и всё время перед ними танцуют, выражая тем самым своё уважение. Ряженые стараются что-нибудь украсть. Обязательной добычей должны быть петух и курица.
Всю дорогу домой (к жениху), ряженые угощают прохожих, поют и танцуют. В это время в доме жениха проводятся испытания для молодых. Неженатые парни «крадут» молодого мужа, привязывают его к дереву. Измазывают лицо жениха мёдом или вареньем. Жена должна это слизать. Затем мажут перцем. Жена также должна это слизать и не поморщиться. У ног мужа разводят костёр. Жена должна потушить пламя любыми средствами (приносили большое ведро воды и выливали на остатки костра). Туда же бросали монеты мелкого достоинства, но в большом количестве. Жена должна была собрать их все. Только после этого мужу развязывали руки. А жена дарила парням ведро вина, варёную курицу и каравай хлеба.
Следующим испытанием для молодых было катание свёкра и свекрови на тачке в горку.
Свадьбы заканчиваются во вторник вечером, когда родственники жениха приглашают родителей невесты на «повренки» - застолье, смысл которого сводится к тому, чтобы рассказать о новой жене. Беседы и рассказы всегда были наполнены шутками, байками, песнями.
Так заканчиваются свадебные обряды у болгар нашего села [2].
3. Табаки в наша дни
3.1 Экономическая жизнь села
Всего 2918, 90000 га. Численность населения – 2366 человек. Площадь населенного пункта – 375,0000 га, 883 двора [3]. До 1991 года самостоятельного сельского совета не было (один сельский совет был на Табаки и на Зализничное). После принятия Украиной независимости селу Табаки предоставлено самостоятельное управление.
Очень важным для села Табаки является строительство железной дороги, нефтебазы, родников, один из которых обеспечивает питьевой водой наше и соседние села, и квартирно-эксплуатационной части, которая обеспечивала воинскую часть твердым топливом и дровами, а также офицеров и их семей. Также достопримечательностью села является Благовещенская церковь, которая начала возрождаться, после долгого отсутствия, в 2006-2007 годах.
На территории села находится рыбопитомник (160 га), который обеспечивает мальком весь Ялпуг, и сосновый бор – место для отдыха жителей и гостей села. Также до 1998 года в селе Табаки находилось 26 организаций, а в данный момент в связи с рядом причин (недостаточное финансирование, невостребованность, конкуренция со стороны города и т.д.) некоторые организации прекратили свое существование [2].
Население
На 01.01.2007 г. | На 01.01.2008 г. | На 01.01.2009 г. | На 01.01.2010 г. | |
Всего людей | 2451 | 2446 | 2399 | 2366 |
Детей дошкольного возраста | 167 | 181 | 190 | 186 |
Детей школьного возраста | 318 | 318 | 298 | 273 |
Граждан пенсионного возраста | 636 | 576 | 549 | 545 |
Трудоспособного населения | 1330 | 1371 | 1362 | 1362 |
Количество работающих на предприятиях, организациях всех форм собственности и хозяйства | 883 | 882 | 843 | 637 |
Количество дворов | 902 | 903 | 893 | 883 |
Торговля
на 01.01.2007 г. | на 01.01.2008 г. | на 01.01.2009 г. | на 01.01.2010 г. | |
Магазинов в том числе: | 10 | 10 | 10 | 10 |
продуктовые | 2 | 2 | 2 | 2 |
промышленные | 1 | 1 | 1 | 1 |
Другие | _ | _ | _ | _ |
Частные | 7 | 7 | 7 | 7 |
Рынков в том числе: | _ | _ | _ | _ |
стационарные | _ | _ | _ | _ |
Стихийные | _ | _ | _ | _ |
продовольственные | _ | _ | _ | _ |
промышленные | _ | _ | _ | _ |
Бытовые предприятия | _ | _ | _ | _ |
Швейная мастерская | 1 | 1 | 1 | 1 |
Услуги связи
на 01.01.2007 г. | на 01.01.2008 г. | на 01.01.2009 г. | на 01.01.2010 г. | |
Количество телефонных населенных пунктов | 1 | 1 | 1 | 1 |
Абонентов | 123 | 134 | 136 | 145 |
Радиоточек | 223 | 202 | 201 | 198 |
Охрана здоровья
на 01.01.2010 г. | работников | форма собственности | ||
количество заведений | коек, посещений | |||
Медицинские заведения в т.ч. | 1 | _ | 4 | коммунальная |
поликлиник | _ | _ | _ | _ |
больниц | _ | _ | _ | _ |
амбулаторий | _ | _ | _ | _ |
диспансеров | _ | _ | _ | _ |
ФАП | 1 | _ | 4 | Коммунальная |
аптека | _ | _ | _ | _ |
Основные проблемы: неудовлетворительное состояние дорог, недостаточность осветленности населенного пункта, необходимость ремонта сельского клуба, детского сада, ФАПа. Для разрешения проблем необходимы финансы для финансирования соответствующих робот, для которых в сельском бюджете нет денег [3].