Смекни!
smekni.com

Этнология, как наука, ее предмет, методы и взаимосвязь со смежными дисциплинами (стр. 2 из 6)

Развитие этнологии во Франции. Во Франции процесс становления этнологии также развивался специфическим образом. В связи с активной политикой колонизации руководящие политические круги Франции постоянно испытывали потребность в обстоятельной и подробной информации об особенностях образа жизни, культуры и традиций зависимых народов. Поэтому наука о народах там первоначально была названа этнографией (от греч. etnos - народ и graphien - описание). Это название во Франции сохранялось до конца XIX века, когда была осознана научная неполноценность этнографических материалов из-за отсутствия в них исторических данных и теоретических обобщений. Дополнение этнографических описаний историческими и теоретическими материалами позволило этнографии в начале XX века трансформироваться в этнологию, которая и в настоящее время сохраняет это название

Развитие этнологии в России. Интерес к этническим проблемам в России появился во второй половине XVIII века, когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях русского народа, об особенностях русской культуры и т.п. Но теоретическое осмысление этих проблем в русской культуре связано с движением славянофилов. Исходя из идеи мессианской роли России в мире, они считали своим долгом развитие национального самосознания русского народа, сохранение его национальной самобытности. Этнология в России сложилась в форме самостоятельного научного направления в то же время, что и на Западе, т.е. в середине XIX века. Началом русской этнологии принято считать учреждение в 1846 году Русского географического общества. В этом году председатель отделения этнографии К.М. Бэр выступил с программным докладом «Об этнографических исследованиях вообще, в России в особенности». Согласно его представлениям, основная работа отделения этнографии была ориентирована на всестороннее изучение России: ее географии, природных богатств и народов. Государственные интересы требовали также сведений о народах Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Кавказа. Для этого внутри общества было создано этнографическое отделение, главной задачей которого являлось исследование «умственных способностей русского народа», его способов жизни, нравов, религии, предрассудков, языка, сказок и т.д. Тогда же была принята программа «Об этнографическом изучении народности русской», в соответствии с которой проводились все этнографические исследования.

Идеи К. М. Бэра развил, конкретизировал и активно реализовал сменивший его на посту председателя отделения Н.И. Надеждин. Он был идейным руководителем группы молодых ученых, которые ставили своей целью этнографическое изучение русского народа. На одном из заседаний Русского географического общества в 1846 году Н.И. Надеждин выступил с программой «Об этнографическом изучении народности русской», в которой призывал описывать: 1) быт вещественный, 2) быт житейский, 3) быт нравственный и 4) язык. Нравственный быт включал в себя все явления духовной культуры и среди них «народную характеристику». Сюда же входило описание умственных и нравственных способностей, семейных отношений и особенностей воспитания детей.

Особое место в истории русской науки о народах занимает научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который стремился доказать единство человеческого рода, физическую и психическую равноценность всех рас и народов, обосновать идею о том, что все имеющиеся различия между народами вызваны природными и социальными условиями их жизни. Исследование жизни папуасов Новой Гвинеи и народов Океании, их материальной и духовной культуры, психологии и социальных отношений позволило ученому обоснованно отрицать сущность расистских теорий. И хотя в трудах ученого не исследуются собственно теоретические проблемы этнологии, но они тем не менее содержат богатые наблюдения и материалы для таких обобщений.

На рубеже XIX-XX веков значительный вклад в развитие отечественной этнологии внесли труды известного философа Г.Г. Шпета по этнической психологии. В своей книге «Введение в этническую психологию» Шпет высказывает мысль, что национальную психологию народа нужно исследовать через постижение смысла объективных культурных явлений, в которых запечатлеваются типические субъективные чувства народа. В соответствии с этим ключом к пониманию психологии народа являются его культура, история, конкретная социальная действительность, в совокупности определяющие содержание коллективного духа нации.

«Дух народа», по мнению Шпета, символизирует смысл и идею «народа», которые раскрываются в типологических изображениях его состава и изменений во времени. В этом смысле «дух» есть собрание характерных черт «поведения» народа. В совокупности с постоянством «диспозиций» он представляет собой народный характер. Этот субъективный характер следует понимать как совокупность реакций народа на обстоятельства, в которых он сам участвует, на объективно данные ему отношения.

В советский период развития отечественной этнологии особой сферой исследований были межнациональные отношения. Как правило, они изучались на основе статистических данных о повседневном поведении и конкретных поступках людей. Так, например, дружба народов оценивалась по количеству участников представителей различных национальностей в крупных общесоюзных стройках или по количеству межнациональных браков. В целом исследования этнических проблем этого периода носили политически заказной характер и не раскрывали всех процессов этнического развития. Вне поле зрения ученых того времени оставались такие кардинальные проблемы этнологии, как этническая идентичность, этническое сознание, межэтнические конфликты и т.д. Развитие отечественной этнологии на этом этапе было связано с научной деятельностью В.Г. Богораза, П.Ф. Преображенского, С.П. Толстова, Б.А. Куфтина, С.И. Руденко, Н.Н. Чебоксарова, С.А. Токарева, Ю.В. Бромлея и других. Результатом деятельности этой плеяды ученых стало создание теории хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей, были проведены разносторонние исследования в области региональной этнологии.

Наконец, на рубеже 70-80-х годов XX века заметным явлением в развитии отечественной этнологии стала концепция этногенеза Л.Н. Гумилева, в которой автор дает объяснение механизма появления и развития этносов.

В настоящее время основным научно-исследовательским центром отечественной этнологии является Институт этнологии и антропологии Российской академии наук.

Этнология сегодня. Конечно, современная этнологическая наука значительно обогатилась по сравнению с прошлыми временами. В сферу ее профессионального интереса теперь входят не только «отсталые» этнические группы, но и народы современных индустриальных обществ. Возникло много смежных дисциплин на пересечении этнологии с другими науками: «Этносоциология», «Этнопсихология», «Этнолингвистика», «Этнодемография» и т.д. В этнологии все явственнее вырисовываются черты новой социальной науки, синтезирующей в себе разнообразные знания о человеке и его культуре.

Как и прежде, этнология сохраняет свою связь с реальными общественными процессами, что является прямым свидетельством высокой степени важности этой науки. Даже поверхностный анализ основных исторических событий XX века позволяет сделать вывод о возрастании роли этнического фактора в культурно-историческом процессе. Этнические процессы являются основой национальных движений в политике.

XX век по праву считается веком национальных идеологий, национальных движений, веком национализма. Постоянно возрастающие темпы культурно-исторического развития народов стимулируют межэтнические взаимодействия и национально-освободительные движения. Конкретными результатами этих процессов являются обретение государственной самостоятельности Норвегией и Ирландией, Польшей, Финляндией, странами Балтии, возникновение национальных государств в Центральной Европе и на Балканах в результате развала Австро-Венгерской империи после первой мировой войны.

Распад колониальной системы ведущих капиталистических государств после второй мировой войны привел к образованию целого ряда независимых государств в Юго-Восточной Азии, Индокитае, Африке. Все это прямые свидетельства, указывающие на интенсификацию действия этнических процессов в современной истории. Наконец, центробежные тенденции, появившиеся в 90-е годы и приведшие к образованию группы национальных государств вместо бывшего СССР, а также трения и конфликты на этнической почве и с этнически политическим оттенком, которые периодически, на протяжении десятилетий то затухают, то обостряются в самых, казалось бы, благополучных регионах и странах мира (например, противоречия между фламандцами и валлонами в Бельгии, между франко- и англоканадцами в Канаде), убедительно показывают, что этнический фактор чрезвычайно актуален сегодня.

Этот всплеск этничности требует от этнологии ответа на вопрос о его причинах, построения теоретической модели этнических процессов. При этом актуальность этнологических исследований определяется не академическими интересами ученых, а требованиями реальной политики. Сегодня вместо глобального противостояния сверхдержав возникли многочисленные региональные, национальные и этнические конфликты, каждый из которых потенциально может стать очагом новой большой войны. И если в прошлом веке сбор этнографических материалов о традициях и обычаях «нецивилизованных» народов способствовал прежде всего усовершенствованию системы колониального управления, то современная историческая обстановка требует от этнологии изучать не только традиционные, но и модернизированные общества, которые в своем большинстве являются полиэтническими, а решение этнических проблем - залог выживания человечества.