Смекни!
smekni.com

Родоплеменная организация населения Саудовской Аравии (стр. 2 из 2)

Влияние членов королевской фамилии определяется прежде всего принадлежностью к конкретному семейному клану, члены которого связаны друг с другом отношениями близкого родства (чаще всего это родные братья и дядья по матери). В своей деятельности принцы вынуждены ограничиваться рамками положения, занимаемого их кланом. При этом они широко используют внутриклановую солидарность и оказывают взаимную поддержку в получении государственных постов и упрочении своего положения во властных структурах.

Наиболее значимым кланом семейства Аль Сауд является Судейри. Его привилегии были расширены в годы царствования короля Фейсала (1965–75 гг.), когда занимавший в то время пост министра образования король Фахд смог, воспользовавшись поддержкой шейхов ряда племен, в первую очередь аль-анайза, добиться назначения своих братьев – принцев Абдель Рахмана и Сальмана – на посты заместителя министра обороны и губернатора Эр-Рияда. В настоящее время «ядро» клана составляют семь сыновей короля Абдель Азиза от Хессы бинт Ахмад ас-Судейри: король Фахд, второй заместитель Председателя Совета министров, министр обороны принц Султан, его первый заместитель принц Абдель Рахман, министр внутренних дел принц Наиф, его заместитель принц Ахмад, губернатор Эр-Рияда принц Сальман и экс-министр обороны принц Турки. Члены данной ветви королевской семьи занимают посты губернаторов шести из четырнадцати саудовских провинций (Джизан, Табук, Джоуф, Амладж, Уаджх и Аль-Гат), а также «второй столицы» королевства г. Джидды. Служащее опорой клана «второе поколение» принцев представлено главным образом сыновьями «семерки Судейри». К этой группе относятся принцы Мухаммад бен Фахд (губернатор Восточной провинции, на территории которой располагается большая часть углеводородных запасов КСА), и Абдель Азиз бен Фахд(государственный министр, член Королевского совета). В нее также входят принцы Бандар бен Султан, посол КСА в Вашингтоне, Халед бен Султан, заместитель министра обороны по вопросам вооружений, возглавлявший военный контингент арабских и исламских государств в ходе операции «Буря в пустыне», вице-губернатор Восточной провинции принц Сауд бен Наиф, заместитель министра внутренних дел по вопросам безопасности принц Мухаммад бен Наиф, первый заместитель министра по делам нефти и минеральных ресурсов принц Абдель Азиз бен Сальман.

Занимаемые представителями клана Судейри государственные посты позволяют им контролировать основные источники власти в королевстве: нефть и силовые структуры.

Определенным противовесом влиянию Судейри в правящем семействе и государстве служит клан Сунайян в составе восьми братьев – сыновей короля Фейсала. Наиболее видные из них – министр иностранных дел принц Сауд, бывший начальник Службы общей разведки, в настоящее время – посол в Лондоне принц Турки, губернатор провинции Асир принц Халед, входящие в состав командования вооруженных сил принцы Халед и Бандар. По некоторым свидетельствам, клан Сунайян патронирует наследный принц Абдалла, являющийся по матери представителем менее влиятельного, чем Судейри, клана Шаммар.

К числу наиболее крупных кланов, занимающих промежуточное положение между Судейри и тандемом «Сунайян – Шаммар», относится клан Джелави, выходцы их которого – принцы Сауд бен Абдалла и Абдель Мохсен занимали пост губернатора Западной провинции Саудовской Аравии. В настоящее время джелавиты фактически сохраняют монополию на руководство более мелкими территориально-административными единицами, входящими в ее состав.

Органом, поддерживающим «равновесие» дома Аль Сауд, является Совет королевской семьи, наделенный широкими полномочиями. Его основная задача сводится к урегулированию разногласий между членами семейства, а также к недопущению чрезмерного усиления отдельных ветвей правящей фамилии в ущерб интересам других кланов. С этой целью Совет рассматривает все назначения представителей династии на государственные посты, и выносимое им решение носит окончательный характер. В 1962 г., во многом благодаря Совету, наследному принцу Фейсалу удалось создать противовес влиянию клана Судейри в вооруженных силах, сформировав параллельную силовую структуру – Национальную гвардию. В 1975 г. Совет королевской семьи изменил очередность престолонаследия, и вместо брата короля Фейсала принца Мухаммада, обвиненного в «поведении, противоречащем нормам ислама», королем стал принц Халед. После его смерти в 1982 г. король Фахд не смог повлиять на решение семейного Совета и назначить наследником престола своего единокровного брата, нынешнего министра обороны принца Султана.

Властные позиции семейства Аль Сауд обеспечиваются за счет заполнения его представителями руководящих должностей в важнейших управленческих и предпринимательских структурах. Усилению династийного фактора способствует сохраняющийся контроль семьи за силовыми и финансовыми ведомствами. Несмотря на подспудное недовольство в саудовском обществе по поводу количества представленных в правительственных органах членов королевской фамилии и очевидную необходимость соответствия ведущих лиц государственного руководства в первую очередь профессиональным требованиям, такое положение продолжает сохраняться, представляя потенциальную проблему для династии.

Фактором, косвенным образом подрывающим единство правящего семейства, является второе поколение Аль Сауд – так называемые молодые принцы. Представители этой группы возглавляют среднее звено в ряде ключевых ведомств, занимают значительные должности в губернаторствах провинций, вооруженных силах, Национальной гвардии, спецслужбах, ведут успешную предпринимательскую деятельность. Получившие высшее светское образование на Западе «молодые принцы» в целом не выступают за «ревизию» позиций Саудов в королевстве. Однако часто они не удовлетворены двойственным курсом руководства страны, направленным на сохранение исламских традиций в качестве основы существования саудовского государства и на одновременное осуществление модернизации, а также незначительной степенью своего участия в государственных делах. Неформальный лидер «молодых принцев» – Валид бен Таляль, ведущий представитель делового мира Ближнего Востока, входящий в «первую десятку» обладателей крупнейших личных состояний.

Принимая во внимание критику династии Аль Сауд сторонниками либерализации, король Фахд санкционировал принятие в 1992 г. Основ системы власти в КСА – документа, существенно повлиявшего на расстановку сил в правящей семье. Документ изменил традиционный порядок передачи власти в стране от старшего к младшему сыну короля Абдель Азиза бен Сауда, включив в число возможных престолонаследников представителей второго поколения Саудов – внуков Абдель Азиза. Кроме того, несколько лет назад ряд принцев из второго поколения королевской фамилии был приближен к наследному принцу Абдалле, сформировав значительную часть его ближайшего окружения. Это до некоторой степени сгладило назревавший конфликт «отцов и детей».

Проводимая семьей Аль Сауд политика умеренного обновления, сочетающаяся с сохранением ценностей ислама, вызывает неприятие части религиозных кругов страны, что создает почву для роста оппозиционных настроений. Учитывая это, лидерами семейства разработана система аргументов, опровергающих обвинения в «нарушении исламских канонов». Основные положения данной системы сводятся к следующим утверждениям:

– члены семьи Аль Сауд являются лидерами мусульман, служителями святых мусульманских мест;

– благодаря династии королевство стало процветающим государством;

– против правителя можно выступать лишь в том случае, если он отошел от норм шариата.

В настоящее время позиции семьи Аль Сауд продолжают обеспечиваться преимущественным назначением его членов на наиболее важные посты в системе государственного управления с обязательным соблюдением принципа межкланового равновесия. Взаимосвязь представителей королевской фамилии являет пример взаимоотношений, типичных для саудовского общества в целом: группе «технократов» – сторонников дальнейших политико-социальных преобразований, состоящей, как правило, из лиц со светским, приобретенным на Западе образованием, противостоят традиционалисты, стремящиеся к укреплению религиозных основ власти. Монарх вынужден придерживаться нейтральной позиции, сглаживая существующую между этими группировками напряженность.

Масштабные изменения социальных условий жизни населения Саудовской Аравии, формирование новой политико-экономической структуры страны способствовали значительному ослаблению саудовской родоплеменной системы. Процесс модернизации стал катализатором ее начавшегося распада. Вместе с тем очевидно, что осознание саудовцами своей родоплеменной и семейной принадлежности продолжает сохраняться и часто превалирует над их самоидентификацией в качестве подданных короля. Причиной этого является складывавшийся длительное время комплекс экономических и общественных предпосылок, наличие которого делает маловероятной возможность изменения данной тенденции в ближайшем будущем.


Список литературы

родоплеменная саудовская аравия

1. Монархии Персидского залива. – М., 2009

2. История Ближнего Востока. – М., 1999

Размещено на http://www.