Пришедшие клали деньги на гроб или на платок на животе покойного, если гроб бал открыт.
Перед выносом тела, газзан исполнял печальные траурные песни, сочинявшие священником для данного случая, и заупокойную молитву. Молитву читали на караимском языке.
После чтения молитвы гроб выносили и несли на кладбище. Газзан шел непосредственно за гробом, а родственники покойного - на некотором отдалении [10, с.41].
На кладбище газзан опять читал траурные песни и заупокойную молитву. Затем гроб опускали в могилу ногами на юг. Могила ориентирована в направлении север - юг. Священник и присутствовавшие бросали на гроб по горсти земли. Закапывая могилу, не передавали лопату из рук в руки, а втыкали ее в землю. Кровные родственники к гробу не прикасались и могилу не закапывали.
С обеих сторон могилы забивали колья. Колья пришли на смену пикам, которыми в древности отмечали края мужской могилы.
На могильный холмик со стороны ног клали по камешку или веточке.
Во время похорон все были в головных уборах, громко не разговаривали. В похоронах не участвовали женщины в положении, кормящие матери с детьми до сорока дней, больные и немощные.
После оформления могильного холмика газзан еще раз читал молитву и присутствовавшие направлялись на поминки в дом покойного [12, с.32].
Поминки. По возвращении с кладбища перед входом в дом мыли руки во дворе и лишь затем входили в помещение. После чтения газзанам молитвы начинали поминальную трапезу.
Рассаживались отдельно мужчины и женщины. Трапеза состояла из черной траурной халвы (кара - алвасы), печенных яиц, слоеных пирожков с сыром (кашкавалом). В кара - халву клали гвоздику и перец. Чем моложе был умерший, тем больше добавляли перца [13, с.43].
Сначала всех обносили тарелками с рюмкой водки, нарезанными пополам, посоленными и поперченными яйцами и кусками пирога. Каждый присутствующий выпивал водку и ставил пустую рюмку на тарелку. Закусывали яйцом и пирогом. Далее всех вновь обносили тарелками с траурной халвой и изюмом. Ближайшие родственники в трапезе не участвовали. Затем газзан читал заключительную молитву, и все расходились.
В наше время на поминках рассаживаются за столом.
Вечером, после ухода посторонних, оставались ближайшие родственники и газзан. На пол стелили черный войлок или шкуру. В центре войлока или шкуры становился газзан с кубком вина и хлебом. Вокруг размещались родственники, сидя или стоя на коленях. От самого близкого родственника по движению солнца располагались по степени родства все остальные. При обряде могли присутствовать и более дальние родственники и близкие, но они не становились на черный войлок.
Газзан читал молитву, благословлял вино и хлеб и передавал их самому близкому родственнику. Тот отпивал глоток, отламывал кусок хлеба и передавал кубок с вином и хлеб соседу. По ходу движения солнца кубок и хлеб обходили всех. Получивший кубок последним допивал вино до конца. На этом обряд считался законченным, и участники погружались в глубокий траур, длившийся неделю. Глубокий траур носили по отцу, матери, брату, сестре, сыну, дочери, мужу и жене. Ежедневно утром и вечером посещали кенаса, где для мужчин, пребывавших в трауре, предназначались специальные скамьи у входа. Весь период глубокой скорби женщины покрывались черной шалью, а мужчины подпоясывались черным поясом [13, с.23].
По желанию родных газзан приходил в дом каждый день, читал заупокойную молитву и пел печальные траурные песни.
Седьмой день. Семь дней ближайшие родственники, находившиеся в глубоком трауре, не ели мясную пищу. Это являлось ощутимым ограничением, если учесть, что караимы повседневно употребляли мясную пищу, особенно различные блюда из баранины.
На седьмой день ближайшие родственники посещали кладбище. На восьмой, если седьмой совпадал с субботой, и на девятый - если с пятницей. По возвращении домой и незадолго перед заходом солнца устраивали очередные поминки. Газзан повторял обряд на черном войлоке или шкуре - это был выход из глубокого траура.
Затем шли в кенасу, где собирались друзья и знакомые умершего. После моления возвращались в дом покойного. Здесь устраивали мясное кушанье (эт ашы).
Газзан читал разрешительную молитву, и все садились за поминальную вечернюю трапезу. После недельного перерыва подавали разные мясные блюда, преимущественно из баранины. В меню присутствовали траурная халва, кубитэ, пастырма, вяленые язычки, слоеные пирожки с варенным мясом и соусом из фасоли или гороха, вино, изюм, чай или кофе. Этим днем заканчивался период глубокого траура, и в дальнейшем разрешалось повседневная мясная пища. Как и в субботу, в пятницу эташы не устраивали, в субботу не посещали кладбище.
В течении семи дней после похорон ничего нельзя было выносить из дома умершего. На следующий день после выхода из глубокого траура родные вновь посещали кладбище, где газзан читал молитву. В этот же день газзан и служащему при кенасе шамашу давали отрезы материи, принесенные в день похорон, и деньги за оказанные услуги. Газзан обязан был взять то и другое. Считалось, что иначе его молитва не дойдет до Бога. Материю и собранные деньги раздавали в этот же день бедным [20, с.13].
Сороковой день. Спустя сорок дней после похорон устраивали следующие поминки. Практически это происходило в последнюю субботу перед сороковым днем. В отличие от предыдущих поминок трапеза устраивалась не вечером, а днем. Вместо траурной халвы подавали более светлую халву утешения - хазар - алвасы. Ее готовили без перца, с большим количеством меда. Остальные блюда были те же, что и на седьмой день [14, с.32].
Через 11 месяцев - последние поминки (Аккий - мяк). Их устраивали обычно в первую субботу через 11 месяцев после похорон. Особенностью этой трапезы являлось обязательное наличие белой халвы и других сладких блюд, включая ореховую и тахинскую халву, рахат - лакум, сладкие пироги и печенье, варенье. Все это подавалось дополнительно к традиционным сладким блюдам. Из напитков подавали вино (шарап), водку, кофе, компот (кошаф). Этим днем траур заканчивался.
Стиль одежды крымских караимов - восточный, столь характерный в прошлом для коренных жителей Крыма. Немало общего было в костюмах крымских татар, греков, армян, крымских цыган и других поселенцев, веками живших бок обок на крымской земле.
Комплект мужской одежды состоял из нижнего белья, верхних штанов и рубахи, кафтана, кофты и верхнего кафтана. Поверх нижней рубахи и штанов типа кальсон одевали верхние штаны и рубаху. Их покрывал длинный, чаще полосатый, кафтан с небольшим прямым воротником, с застежкой на крючках на груди от шеи до талии. Подпоясывались кушаком. На кафтан одевали короткую, по пояс, не застегивающуюся кофту с рукавами чуть ниже локтя. Одежду завершал длинный до пят верхний кафтан. Зимой его покрывала шуба.
На ногах носили ботинки или туфли с кожаными галошами, либо сапоги.
Мужчины брили голову и бороду, но оставляли усы. Старики не брились.
Национальный головной убор - невысокая черная круглая барашковая шапка - караимка, как ее называли в Крыму. Головной убор - наиболее характерная часть мужской одежды крымских караимов - сохранился у старшего поколения до наших дней [18, с.65].
Праздничную мужскую одежду шили из дорогого, нередко светлого материала. Спереди ее расшивали золотом и серебром, украшали национальным орнаментом.
Мы видим, что крымские караимы по своему типу одежды очень близки к костюму крымских татар. Это очередное подтверждение, того, что эти народы были очень похоже как в стиле одежды так и в других отраслях.
Женский костюм состоял из нижней рубашки, верхнего платья, кофточки и верхнего кафтана. Дома нередко носили и шаровары. В зависимости от достатка нижнее белье было из шелка или из домотканой материи. Социальным положением определялось и качество материала верхней одежды. Платье было длинным до пят, нижняя кромка с окантовкой. Подпоясывались широким поясом, часто с круглыми двойными серебряными пряжками.
Кофта - короткая, до талии, с широкими рукавами, опущенными чуть ниже локтя, распахнутая на груди и украшенная разноцветным орнаментом. Грудь под кофтой прикрывали ажурной белой сеткой с жемчугом или бисером. Нижний край сетки украшали монетами.
На ноги надевали чулки с красиво расшитыми подвязками и туфли или легкие, украшенные шитьем, сафьяновые сапожки. В грязную погоду носили вне дома высокие деревянные колодки или обувь типа сандалий на толстой деревянной подошве [9, с.38].
Голову покрывала невысокая круглая красная шапочка - феска. Сверху ее украшала кружевная, часто белая, накладка, расшитая жемчугом, бисером, золотом и серебром, с бахромой. При выходе из дома феску наполовину прикрывали платком, ниспадавшим до плеч, или шалью [17, с.42].
Относительная замкнутость караимской общины способствовала сохранению устойчивого типа традиционного караимского жилища.
В архитектурном отношении караимские дома похожи на татарские. Отличает их украшение террасы: для татарских домов характерна терраса вдоль стены с деревянными колоннами, без украшений, в то время как для караимских домов характерен портик с колоннами, украшенными поверх капители резным орнаментом [16, с.18].
Дома караимов строились полтора - два этажа, верхний из которых предназначался для жилья, нижний, нередко с высоким каменным цоколем, отводился под хозяйственные нужды, под помещения конюшни или для содержания другого скота. Крыши - черепичные.
Дома караимов строились обычно внутри двора, но если они выходили на улицу, то только глухой стеной, и никогда не имели окон на улицу. Окна, выходящие во двор, закрывали деревянными резными решетками, которые, как и деревянное крыльцо дома, украшались тонкими колонками [14, с.60]. Двор обносился высоким каменным забором, калитка имела полукруглый свод, постепенно ее заменяют большие ворота.