При использовании ряда методик исследователь вынужден работать в непосредственном контакте со скальной поверхностью. Например, на Шишкинских писаницах имеются скальные поверхности с очень слабой корочкой, где практически невозможно использовать полиэтилен и микалент. Поэтому при работе с данным памятникос необходимо использование различных методов фиксации, использовать какую-то одну методику невозможно.
К насоящему времени мы пришли к выводу, что наиболее приемлемой методикой фиксации является фотофиксация по возможности с дублированием на микалент и полиэтилен, но и фотофиксация не может решить многих проблем ибо именно фиксирует то, что видит человек.
В 1990 году Роберт Беднарик применил метод фиксации рисунков с помощью компьютера. Фото-фиксация закладывается в компьютер и он выдает своеобразную синьку, на которой обозначены границы рисунков, а так же выдает геологический и химический анализ породы камня, на который нанесен рисунок. Эта методика очень эффективна, но очень дорогая, поэтому не используется в наше время.
3. Проблема периодизации шишкинских петроглифов
Наибольшую проблему для исследователей представляет периодизация наскальных рисунков. Главными исследователями шишкинских петроглифов являются выдающийся советский археолог, академик АН СССР Алексей Павлович Окладников и иркутский ученый, кандидат исторических наук Лариса Владимировна Мельникова. Их взгляд на периодизацию существенно различается. А.П.Окладников разработал свою периодизацию в 1959 году. Согласно ей академик выделил 5 хронологических групп, отличающихся, по его мнению, стилем, техникой исполнения, композиционным построением и характером сюжетов.
1. Эпоха палеолита (15-10 тысяч лет назад). К ней он отнес два изображения, представленные образами быка и лошади. Ученый увидел в рисунках особые технические приемы, стиль, крупные размеры, отличные от неолитических рисунков Сибири и общие с красочными пещерными росписями Европы.
2. Эпоха неолита. Значительное место среди этих изображении занимают фигуры лосей и благородных оленей – маралов. Отдельные рисунки объединены в композиции. Концом неолита ученый датировал несколько антропоморфных изображений с так называемыми «шаманскими коронами из перьев» на голове.
3. К эпохе палеометалла ученый отнес «рогатые» антропоморфные фигурки с поднятыми руками и несколько териоморфных фигур. Самыми знаменитыми из них являются: композиция «солярных» лодок, «солнечная лань», фигура мифического зверя, «глотающего солнце» и несколько окаймленных лучами дисковидных предметов.
4. Самую многочисленную группу рисунков составили писаницы эпохи раннего средневековья – 6 – 10 вв. нашей эры. Характерной особенностью данной группы является абсолютное преобладание изображений всадников, а так же отдельных фигур лошадей с узким и длинным туловищем, маленькой головой, с сильной мускулистой грудью и тонкими ногами. Персонажи петроглифов часто составляют многофигурные композиции: хороводы, сцены охоты, перекочевки и др.
5. Поздний пласт – 10-18 вв. представляют изображения, напоминающие раннесредневековые рисунки. Они как бы являются их упрощенными копиями. Их особенностью является определенная схематизация и огрубление создаваемых образов. Исчезает передача движения. Животные воспринимаются статичными. Очертания их принимают прямоугольную форму.
Опубликованная А.П. Окладниковым периодизация петроглифов вызвала оживленную дискуссию среди исследователей в 60-70-х годах 20 века. Одни критиковали академика за то, что его схема основана на косвенных соображениях, или даже на интуиции (А.А. Формозов), другие (Г. И. Пелих) защищали его за стремление рассматривать искусство наскальной живописи во всемирно-историческом масштабе.
Л.В. Мельникова и В.С. Николаев проводили исследования Шишкинских писаниц в течение 20 лет (1987 – 2006 гг.). В основу периодизации наскальных изображений легли следующие критерии:
· Геоморфологический анализ блоков и плоскостей с выделением наиболее и наименее древних
· Анализ скального загара
· Анализ пластов изображений, последовательно нанесенных один на другой
· Анализ техники выполнения рисунков
· Стилистический анализ рисунков
· Сопоставление групп выделенных петроглифов с археологическими материалами стоянок, поселений, городищ и могильников.
В результате исследований были выделены следующие хронологические группы:
1. Петроглифы позднего неолита (4-3 тысячелетие до н. э.). Находятся на высоте 1,5 – 5 метров от условной тропы. Эти рисунки практически полностью сливаются со скальной поверхностью. Среди них присутствуют образы оленей, лосей, кабана; имеются изображения животных неопределенного вида.
2. Петроглифы бронзового века (3 – начало 1 тысячелетия до н.э.). Находятся на той же высоте. Фигуры достаточно крупные, иногда достигают натурально величины изображаемого животного. Некоторые из них выполнены в так называемом «ажурном» (скелетном) стиле. Сюжеты петроглифов этого периода носят ярко выраженный мифологический характер, связанный с промысловой магией, культом плодородия, солярным и лунарным культами.
3. Петроглифы раннего железного века (1 тысячелетие до н.э.). Представлены изображения двух оленей стоящих на цыпочках, оленя с подогнутыми и запрокинутыми за спину рогами и двумя фигурами неопределенного вида.
4. Петроглифы раннего средневековья (1 тысячелетие н.э.). Самая многочисленная группа изображений. Этнически соотносится с населением курумчинской археологической культуры юга Средней Сибири. Датировка большинства из них – 8-11 вв. н.э., хотя некоторые можно датировать и 2-7 вв. н.э. Нанесены на светлые поверхности, которые расположены ниже древних плоскостей. Размеры изображений от 60 см до миниатюр (8-12 см). Рисунки объединены в большие сцены охоты, батальные сцены, сцены перекочевок, движения всадников со знаменами и без них. Имеются и отдельные изображения – лоси, олени, верблюды, всадники. Петроглифы раннего средневековья иногда сопровождаются руническими древнетюркскими надписями.
Эта группа исследователей исключила из хронологии Окладникова период палеолита-мезолита. Основанием для этого послужило: постоянная изменчивость склонов и разрушение корок на плоскостях показывают слабую вероятность сохранения столь древних рисунков; ряд новых петроглифов, найденных авторами рядом с так называемыми «палеолитическими» рисунками, составляющие с ними единую композицию; отсутствие изображений классической палеолитической фауны – мамонтов, носорогов, бизонов, на которых, судя по раскопкам, велась интенсивная охота. Эти выводы были подтверждены полевыми и лабораторными исследованиями инженеров геологов О.Е.Вязковой, Н.И.Демьянович и В.М. Литвиным. Их выводы: петроглифы расположены в сейсмичной 7-бальной зоне по шкале Рихтера. Скалы неоднократно подвергались сейсмическому воздействую и деформации; скальная порода находится под воздействием резко-континентального климата (максимальный перепад температур зима-лето составляет 94 градуса); скальная корочка регенерирует под воздействием микроорганизмов, лишайников, насекомых, птиц. Это позволяет сделать вывод о невозможности сохранения рисунков более 10 тысяч лет.
4. Шаманский камень
Одна из скал на берегу Лены имеет форму человеческой головы, это так называемая «личина». Местные жители считают это место священным, да и у современного человека при виде этого нерукотворного памятника замирает сердце. Местные жители говорят, что в старину скала была гораздо больше, а голову венчала еще и остроконечная шапка, но в 1930-е годы, в эпоху воинствующего атеизма, в ходе борьбы с шаманизмом, власти попытались скалу взорвать, в результате чего верхняя часть обрушилась.
В разное время многочисленные исследователи описывали это место. «Здесь родина бурят, у которых также существует обычай почитать священные скалы: каждая скала этого рода, называется ими Aiechu-tscholo, то есть «заставляющая вздрогнуть скала», и пользуется таким почитанием, что лица, обвиненные в преступлениях и желающие показать свою невинность, прибегают к подобной скале и обхватывают обеими руками, будучи твердо убежденными в том, что если ложно поклянутся то непременно умрут»[2] - писал участник Великой Сибирской или Камчатской экспедиции 1733-1743 гг. Г.Ф. Миллер.
В богатом ценными историко-этнографическими сведениями «Словаре географическом Российского государства» Афанасия Щекотова: «Шаманское урочище в Иркутской губернии лежит на правой стороне р. Лены, при которой есть высокая гора и при ней каменный холм. На нем природа сделала изображение, подобное человеку, которое тунгузы и братские с обожанием почитают, и каждый из них мимо идучи, закон себе поставляет камню сему приносить что-нибудь в жертву»[3].
В «Новейшем любопытном и достоверном повествовании о Восточной Сибири» говорится: «Шаманский камень имеющий вид четырехстороннего столба и состоящий из красноватых скалистых камней, которому в важных случаях родичей своих буряты приводят к присяге»[4].
Наиболее подробное описание этого камня принадлежит иркутскому архиепископу Нилу, автору известной книги о сибирском буддизме. Описывает Шаманский камень как «чело великана». Он описывает обычай местного населения, заключающийся в том, что лица, на которых падает подозрение и все причастные к делу, должны взойти на вершину утеса и произнести там во всеуслышание, что они невиновны. Этот обряд совершается ночью и таинственно. Если присягающий солжет, то духи низринут его с вершины.
5. Курыканы
В древнетюркское время на территории Прибайкалья получают распространение памятники курумчинской культуры (VI-X вв.). Границы её распространения проходили по низовьям Селенги, долине Баргузина, Тункинской долине, Приангарье и верховья реки Лены. Носителем данной культуры являлся так называемый союз трех курыканов - уч-курыканский племенной союз, сложившийся в Прибайкалье где-то в середине V – начале VI в.