Согласно китайским летописям, курыканы были относительно небольшим народом, способным выставить до 5000 конного войска. Тем не менее, они сумели создать весьма самобытную и развитую культуру. Основным занятием курыкан было скотоводство, они разводили превосходных коней, которые привозились ко двору китайского императора, и других животных. Занимались также охотой. Знали они и пашенное земледелие, строили ирригационные сооружения, было развито строительное дело, добыча и обработка металла. Городища - укрепления курыкан, раскопанные по долинам рек Ангара, Лена, Анга, Оса, Куда обычно располагались на возвышенных местах и были защищены глубокими валами и рвами. Весьма разнообразны по внешнему и внутреннему устройству погребальные памятники, которые почему-то встречаются только близ острова Ольхон на Байкале.
Этническая принадлежность курыкан до сих пор вызывает споры - одни исследователи считают их тюркоязычными, другие - монголоязычными. Третьи, чьей точки зрения придерживаются в настоящее время многие ученые, считают, что курыканы являлись племенным союзом, состоящим из трех родов - тюрков, тунгусов (эвенков) и протобурят. Каждый из родов представлял отдельную группу, во главе которой стоял вождь - "сыгин", а возглавлял все три группы Великий сыгин. Господствующую роль в союзе играли тюрки, а тунгусы и протобуряты занимали подчиненную роль. В дальнейшем, как пишет историк Н.П. Егунов, под давлением агрессии киданий в - нач. X в. в Забайкалье, а затем в Предбайкалье вторглись монголоязычные хори-туматы. В результате долгой войны курыканы потерпели поражение. Большая часть их, в основном тюркские группы ушла на Север, дав там начало формированию якутского народа. Монголоязычные курыкане (булагачины и кэрэмучины) остались, смешавшись с пришельцами, ассимилировав при этом часть оставшихся тюрков и тунгусов. В результате всех этих перемещений, слияний и др. процессов движения племен стал складываться современный бурятский народ.
6. Семантика наскальных рисунков
Слово «семантика» греческого происхождения и означает «обозначающий». В этой главе я постараюсь разобраться в значении наскальных рисунков. Дело в том, что исследований по этому вопросу практически нет. Я попыталась самостоятельно на свой страх и риск, а так же фантазию, разобраться в значении этих рисунков.
С этой точки зрения рисунки можно разделить на несколько групп:
1.Мифологические. В этой группе самым поразительным является изображение дракона, глотающего солнце. Это подтверждение легенды, почему день сменяется ночью. По некоторым восточным, в частности китайским, представлениям – солнце глотает дракон и наступает ночь. Это позволяет сделать вывод, что между жителями Верхней Лены и Китаем существовала некая связь. ( См. приложение 1)
Солярные лодки, перевозящие мертвых в загробный мир. Интересно, что местные племена, умерших не отправляли на лодках по реке, а хоронили, о чем свидетельствуют обнаруженные поблизости захоронения. (См. приложение 2).
2.Антропоморфные, то есть человекоподобные изображения. Среди них наиболее примечательны странные мифические фигуры, имеющие так называемые «шаманские короны из перьев» на голове. Эти фигуры очень вытянуты, практически все изображены в пулуприсяде, с поднятыми либо опущенными руками – вероятно, это обрядовый танец. ( См. приложение 3)
Есть фигуры скелетного вида, это традиционная черта, присущая искусству энеолита, распространенного от Урала до дальнего Востока.
3.Изображения животных. На Шишкинских писаницах много изображений лосей и оленей. Это видимо свидетельствует о том, что они, возможно, были основными объектами охоты. В то же время остается загадкой отсутствие изображений традиционных обитателей этих мест медведей, волков, пушных зверей. Это можно попытаться объяснить тем, что лоси и олени были в какой - то мере священными животными; либо существовало «табу» на изображение пушных зверей; либо шаманизм запрещал изображать опасных для человека зверей, чтобы не «накликать» их появление. Некоторые изображения лосей – достаточно крупные - чуть меньше реального размера, причем внутренняя часть изображения имеет характерные сколы, которые свидетельствуют о том, что древние жители метали копья или стреляли из лука в изображение. Традиционный для многих первобытных племен обряд перед выходом на охоту, чтобы охота была удачной.
4. Жанровые сцены. Вершиной творчества древних художников Верхней Лены является курыканские изображения.
Сцена загонной охоты - это всадники, вооруженные луками, и лоси, на которых, по-видимому, и охотились. Охота - особый ритуал, об этом говорит наличие у некоторых всадников флагов. (См. приложение 4)
Сцена перекочевки – на лошадях нарисована поклажа – свидетельство того, что курыканы вели полукочевой образ жизни. На рисунках присутствуют верблюды, которых использовали как домашних животных, получая шерсть, мясо и молоко. При этом нет изображений груженых верблюдов. Повозки изображены без колёс, на оглоблях, то есть грузы перевозили либо волоком, либо верхом на лошадях, а так же имеются изображения перекочевки с помощью обычных повозок на колесах. Лошади изображены с украшениями, переплетены гривы, хвосты, ноги. Всадники в шлемах, в кольчугах, вооружены луками и стрелами. Шлемы есть обычные и украшенные перьями – свидетельство социального неравенства. Многие всадники в руках держат знамёна. (См. приложение 5)
5. Особую группу составляют петроглифы позднего средневековья – 16-19 века. Этнически эта группа рисунков соотносится с коренным бурятским населением Прибайкалья и русскими казаками. Рисунки выполнены в технике гравировки и тонкими царапанными линиями. Эти рисунки отличаются более примитивным уровнем по сравнению с древними. Это изображения лошадей, всдников с луками и колчанами. Во множестве имеются изображения православных крестов, церковных шатровых куполов, корабликов, схематические, в виде елочки, изображения людей. ( См. приложение 6)
6. Побывав на месте Шишкинских писаниц, я взяла на себя смелость выделить еще одну группу наскальных изображений. Это самые поздние надписи, которые датируются 20 веком. Впрочем, что касается этих объектов, проблема периодизации здесь не стоит. Так как сами авторы «увековечили» и дату и имена авторов. Это перлы наших современников типа «Коля и Вася здесь были». Вызывает сожаление, что творения нашего времени намного уступают в художественной ценности более древним художникам, и не имеют абсолютно никакого исторического значения.
Заключение
В наскальных изображениях Шишкинских скал раскрывается не только повседневная жизнь, но и мироощущение древних людей, их духовный мир, древние мифы и легенды.
Ценность шишкинских рисунков для истории Прибайкалья определяется не только тем, что они являются документами различных этапов прошлого, но и тем, что документы эти - особого рода, что они освещают прошлое древних обитателей Сибири иначе, чем археологические остатки.
Они, как художественные памятники, рисуют исторический путь, пройденный древними племенами и народами Прибайкалья и их культуру в живых и конкретных образах. Культура и историческое развитие древних обитателей Прибайкалья встают здесь перед нами в ярком и своеобразном освещении, отраженными через призму творческой фантазии и воображения художников былых эпох.
Древние писаницы Лены уникальны тем, что нигде в России в каком- либо одном месте нет такого изобилия и разнообразия наскальных изображений различных времен и народов.
О Шишкинских писаницах знают во многих странах мира. Но, не смотря на это, за прошедшее столетие изображения очень сильно пострадали, не столько от времени, сколько от рук человеческих. Кто бывал на писаницах, мог с горечью и возмущением видеть на древних рисунках многочисленные, нередко огромные надписи, выбитые, выцарапанные и даже выполненные масляной краской. В 50-е годы XX века многие скалы были разбиты, взорваны и уничтожены вместе с находящимися на них рисунками. Поэтому в 1960 г. выполняя требования выдающегося ученого, академика А. П. Окладникова, совет министров РСФСР своим постановлением принял памятник на республиканский учет и хранение. Но, не смотря на это, Шишкинские писаницы по-прежнему страдают от большегрузного транспорта, проходящего по находящейся у подножия памятника автомобильной дороги, а также от рук вандалов.
Приложения
Список литературы
1. Я.А. Шер. Петроглифы Средней и Центральной Азии. – М., Наука. 1980г.
2. Г.Ф. Миллер. История Сибири. М., 1927г. Т. 1.
3. А.П. Окладников. Петроглифы Верхней Лены – Л., Наука. 1977 г.
4. А.П. Окладников. Ленские писаницы:
Наскальные рисунки у дер. Шишкино. – М., 1959 г.
5. А.П. Окладников. Шишкинские писаницы:
Памятник древней культуры Прибайкалья. – Иркутск. 1959 г.
6. А. Щекотов. Словарь географический Российского государства. часть 6, М., 1808г
7. Семивский. Новейшее любопытное и достоверное повествование о Восточной Сибири, СПб., 1817
8. А.А. Формозов. О наскальных изображениях эпохи бронзы и камня в Прибайкалье и на Енисее. Сов. Этнография. №3., 1967 г.
9. Л.В. Мельникова. К вопросу о методике копирования наскальных рисунков. Проблемы изучения края в научно-исследовательской и экспозиционной работе музеев Сибири и Дальнего Востока. Тезисы
докладов и сообщений. Заседание Сибирского филиала научно-методического Совета по работе музея Министерства культуры РСФСР. 4-6 октября 1988 г. Южно-Сахалинск. 1988 г.